Учительница - крестьянка

Сказ о том, как учителя выживали в лихие девяностые…
В девяностые годы я работала в сельской средней школе.
У меня все классы с пятого по одиннадцатый, преподаю историю, обществознание и право.
Первое время было очень трудно, плакала даже от отчаяния, так тяжело было…
Потом втянулась, вошла в ритм школы.
В конце учебного года весь класс выбрал мои предметы на экзамен…

Я так волновалась…

Сдали все и неплохо! Тогда-то я и поверила в свои силы. Мои первые выпускники сейчас у меня в друзьях – Надя, Марина, Петя, Толя, Валя…

Трудности были не только в методической подготовке из – за того, что Союз рухнул в одночасье, все советские учебники пришли в негодность, а новых еще и не было…

А страна шагнула в «дикий капитализм»…
Трудности были еще и в том, что нам НЕ ПЛАТИЛИ заработную плату…

Каким – то образом, по безналичному расчету, через акционерное общество, которое пришло на смену совхозу, на нашу зарплату можно было приобрести зерно, комбикорм, мясо, молоко.

Зерно и комбикорм я брала, а мясо и молоко были свое. К тому времени у нас уже было хозяйство – корова, нетель, поросята, гусята, утята, индюшата, курята…
И огород соток 25…
За год накопился долг за предприятием мне. И однажды мне привезли домой три коробки масла сливочного по двадцать килограмм каждая…

Расписалась я в ведомости, что получила продукцию, сижу и думаю, что же мне с ним делать…

Решила на рынок поехать в город. Встала на рынке, ну, никто не подходит, никто не берет…

Один дедулька подошел, и говорит мне:
- Совет хочу дать, ты, доча, из масла колобушек накатай и подпиши, что масло домашнее, деревенское, крестьянское…
Говорю ему:

- Деда, стыдно обманывать, я так не смогу!
Он, аж, подпрыгнул от возмущения!

- Да, какой обман – то?
Дай - ка я попробую маненько, масло – то…
Открыла один пакет, протягиваю ему на пробу кусочек, он помумлил и говорит:

- Масло вкусное, настоящее! Никакого обману!
А рекламу - то нужно твоему маслицу сделать!!!
Я ему этот пакетик с маслом фасованным так и задарила…

Такую идею дедушка мне подал…

Это в наше время мы все уже знаем, что реклама – двигатель прогресса, реклама решает все…
А в те, девяностые, у нас и рекламы – то никакой не было…

На другой день рассказала своим коллегам о моей попытке продать масло на рынке… Они же тоже также как и я масло коробками вместо зарплаты получили…
Решили через неделю в воскресенье ехать вместе, а за неделю приготовить молочку для продажи - масло, сыр, творог, сметану, молоко.

Наняли машину, пообещав заплатить с продажи по червонцу. В субботу после уроков и поехали…

Приехали на рынок, думаю, куда же встать – то…
О! Паренек карасиков живых в бочонке привез, к нему сразу живая очередь…

И я тут как тут со сметаной!
Предлагаю всем и рассказываю, как карасиков в сметане вкуснющих приготовить…
Что – что, а уж говорить я умею…

Всю сметану влёт разобрали! Заодно прикупали  и масло, колобушками накатанное, домашнее, и творог, и сыр. Осталось только две банки трехлитровые молока …

Кричу своим коллегам:
- Все! На Аморетто хватает!
И хохочу стою… А дело было в октябре накануне Дня Учителя…

Они мне в ответ:
- Ну, что ж вы так громко об этом кричите, Людмила Владимировна…
Я им в ответ:
- А мне нисколечко не стыдно!
Все своими руками приготовлено, своим трудом, так сказать!
Это пусть Министерству образования будет стыдно, за то, что учителя без денег месяцами сидят, выкарабкиваются все как могут…

Коллеги мои спрашивают:

- Ну, как ты так быстро все продала? К нам и не подходит никто даже…
Отвечаю:
- Так улыбайтесь, милые мои! И люди к вам потянутся!
Приспосабливайтесь жить в «диком капитализме!!!

Нас же учил Карнеги:

- Улыбка ничего не стоит, а как много даёт…

Посмеялись, конечно, стали улыбаться:
  Ну, можешь ты, Владимировна, настроение поднять!
  Потихоньку все продали, что привезли, всю молочную продукцию.

Со скрипом, но вписались в рыночные отношения…

Низкий поклон вам, учителя!
И особенно низкий поклон всем сельским учителям! Труженицам и труженикам!
Все пережили, все вынесли на своих плечах, детей вырастили и воспитали!
Еще и несли светлое, доброе, вечное


Рецензии