Кузя на службе. Часть 1
Крысы на кораблях опасны, т.к. они поедают и портят продукты, которые взяты в длительный поход, являются переносчиками опасных болезней, а также вредят аппаратуре управления оборудованием корабля - об этом знают все корабельные офицеры.
Такой как на фото представляют себе крысу матросы с авианосца «Адмирал флота Н.Г. Кузнецов» (медицинская служба корабля соорудила этот макет)
Я читал, что провода, несущие низковольтное напряжение привлекают этих грызунов. В детстве, помню, мальчишки нашего двора языком определяли остаточный заряд на плоских батарейках КБСЛ, которые покупали для карманных фонариков, и приложив кончик языка к двум жестяным выводам батарейки, ощущали кисловатый вкус на языке. Если щиплет сильно, то батарейка может долго работать, если слабо или совсем не щиплет – можно выкидывать. В нашем дворе жил юноша, лет на десять старше группы моих ровесников. Он уже учился в институте, его отец был профессором. Он предложил подзаряжать наши «скисшие» батарейки с помощью мегаомметра (прибора для контроля сопротивления изоляции электрических сетей). Подключив провода прибора к батарейке, он крутил рукоятку, при этом на батарейку подавалось пульсирующее напряжение 100 вольт и она «оживлялась» на какое-то время. Порой, этот юноша давал нам в каждую руку по одному проводу от этого прибора и медленно вращал рукоятку. Тот, кому довелось попасть под электроток, вспомнит это ощущение и вздрогнет. Но крысы, прикусив провода с напряжением 24 – 36 вольт, ощущают удовольствие, сравнимое, наверно, с рюмкой водки или сигаретой, поэтому грызут провода с низковольтным напряжением, как мы в детстве лизали батарейки. Кроме того, они устраивают внутри аппаратуры, где тепло и уединенно, свои гнёзда для выращивания потомства, притаскивая туда все, что найдут мягкого и вкусно пахнущего – носки, тряпки, бумагу, фантики и фольгу конфет и шоколадок, что сказывается на перегреве узлов аппаратуры и возможном замыкании цепей. Именно поэтому, приходя в порт и закрепляя корабль к пирсу, на причальные канаты навешивают специальные круги, по этой же причине на корабле держат котов.
Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Кузнецов» является флагманом нашего флота. Сейчас из семи наших авианосцев и вертолетоносцев, созданных в СССР, он остался единственным. Уже почти десять лет мне по специфике работы приходится работать не нём, восстанавливая техническую готовность системы управления электростанциями. Многие, наверно, слышали по радио или видели по телевизору, что 2009 году во время боевой службы в Средиземном море на корабле случился пожар, при котором вышло из строя оборудование электростанции, в том числе и часть нашей системы управления вместе с подключенными кабелями. Наше предприятие изготовило по сохранившейся документации эту часть системы, а мне поручили с бригадой специалистов произвести в Мурманске пуско-наладочные работы, чтобы сдать аппаратуру в эксплуатацию.
При первом же осмотре системы, установленной на корабле, я увидел, что крыса уже посетила пульт управления в «ознакомительных целях».
Это меня опечалило, поскольку на других корабля ранее, я уже наблюдал в аппаратуре и крысиные гнёзда среди реле и контакторов, видел прогрызенный туннель в жгуте проводов в пульте управления, понимал, чем это чревато для работы системы.
Продолжение http://proza.ru/2020/11/15/341
Свидетельство о публикации №220111500339