Такой невидимый физический труд

Так ли однозначно то, что мы воспринимаем? Взять, к примеру, стакан. Так посмотри — емкость, так — спортивный снаряд, и так можно давать определения до бесконечности:) Глядя на стакан, мы видим то, что нам нужно в данный момент. Но для всего общества, его суть, стаканность этого предмета остается неизменной. Это его польза, ценность, которую при желании можно обменять на другую ценность. Важно понимать, что обменивается не один физический предмет на другой, а ценность одного предмета, на равную ценность другого, которая выражается в стоимости. Конечно, это возможно только когда есть рынок для такого эквивалентного обмена.

Так же и с человеком. Так посмотришь — тело, по-другому венец природы:) Но для общества человечность (польза) человека заключается в способности создавать нечто из ничего. Ничто в природе больше не способно на это. Что может предложить человек на рынке равноценного обмена? Некоторые говорят — свои руки и голову, но это поэтический образ, — никому не нужны руки и голова отдельно от туловища:) А! Еще говорят «пот и кровь», руку и сердце:) Единственное, что может человек предложить на этом рынке — это свою ценность, то есть способность создавать нечто из ничего, из идеи. Именно эта способность становится ценностью, которую можно обменять на другую ценность. Повторюсь, на рынке происходит обмен ценностями, а не физическими предметами, хотя мы наблюдаем последнее. То есть все движение ценностей происходит в нашем сознании, а материальные объекты лишь фиксируют конечную точку перехода этих ценностей. Действие по переносу ценностей с одного объекта на другой, таким образом, само по себе ценности не имеет, поэтому оно не может быть обменяно на рынке. Это действие по переносу ценностей в физическом мире — физический труд.

Что бы ни думал работник, на рынке он обменивает не свой труд, а свою способность трудиться, которая на рынке эквивалентна энергетическому пайку для поддержания носителя этой способности, то есть тела, в рабочем состоянии. Покупатель же этой способности получает и ее саму, и ее проявление в виде физического труда, благодаря которому только и появляются новые ценности. То есть физический труд не оплачивается, а новая ценность все равно появляется. Все формальности соблюдены — все затраты без исключения включены в физическое тело нового продукта, но обрести это тело и ценность без бесплатного физического труда он не может. Так, при соблюдении внешней формы эквивалентности ценностей, или стоимостей, новый продукт будет содержать скрытую ценность, которая и принесет прибыль своему владельцу. А не потому что работнику недоплачивают. Только ради этой прибыли и крутятся все шестеренки современного общества. Но из-за нее же механизм этого общества сам себя и губит — ради прибыли нужно не только производить продукты, но и продавать их, а покупать их в таком количестве некому, энергетический паек не позволяет. У общества нет такой потребности, равно как и нет такой возможности. Мы сейчас находимся как раз в крайней точке разрушения этого механизма.

И только если продукты создаются не ради прибыли, а ради пользы всего общества, когда вместо рынка равноценного обмена присутствует механизм равного распределения ценностей, наконец, обретает ценность сам физический труд, точнее ценность его становится самоочевидной. Уже не получится обесценить чужой труд, сказав, что за него «уплочено». Но это уже совсем другое мышление, другое общество. Понимать почему это так опять будет дано не всем, но это все равно неизбежное будущее человечества.


Рецензии