Армяне покидают Карабах

Армяне покидают Нагорный Карабах.
Те в России, кому не безразлично происходившее в Нагорном Карабахе, будь то в силу политических или хотя бы гуманитарных соображений, явно вздохнули с облегчением. В регион ввели российских миротворцев, от которых ожидают установления тишины от выстрелов и разрывов снарядов. Внимание перекинулось на протесты в Ереване, на опасения развёртывания на политической сцене в Армении радикальных, а то и разрушительных, экстремистских сценариев. Но это утрирование происходит от любви к сенсациям, острым колебаниям политической амплитуды и непременным желанием наблюдателей высказаться, хотя и без должного знания внутриармянских реалий. Как и вообще понимания и ощущения Востока и Кавказа, особенностей менталитета его народов.
Много разговоров и о том, что выиграла и чего в будущем должна опасаться или учитывать Россия, у кого к какой теме больше аппетита. Но всё же для ясности и сокращения дистанции в диспутах до истинного положения дел, после оседания информационной пыли военной стадии конфликта приходит пора опуститься на землю и заглянуть вперед, как будет выглядеть гуманитарная сторона достигнутого урегулирования. Есть совершенно очевидная сегодняшняя реальность и нехитрая предсказуемость, которую не стоит наряжать в многочисленные одежды на разные вкусы.
Нельзя не коснуться и происходящего сейчас в Армении: премьер-министр Никол Пашинян будет всячески удерживаться в своём кресле (со сломанными ножками в прямом и переносном смысле), хотя той степени безоговорочной подчиненности и терпимости общества к его эскападам в той или иной сфере уже быть не может. Авторитет новой «народной» власти ещё не успел подняться на должную высоту за отсутствием обещанных заметных улучшений в жизни Армении, а теперь и вовсе упал. Состояние в обществе в духе «кто в лес, кто по дрова» будет ощущаться только острее. То, что Пашинян, бездарно подготовившись и проиграв борьбу за Нагорный Карабах, разъединил общественное сознание и надежды применительно и к другим сферам вместо обещанного национального единения, очевидно.
Однако нынешние требования оппозиции уйти в отставку Пашинян проигнорирует, будет тянуть время в ожидании, когда общественное возмущение сдуется. Оппозиция раздроблена, не организована, переполнена внутренними противоречиями, нет крупных, солидных фигур (во всяком случае на поверхности), что не сулит упорного и долгоиграющего противоборства с нынешней властью-клоунадой. Но даже, если свершится маловероятное чудо и Пашинян сдаст свои полномочия, не стоит бояться, что к власти придут некие воинствующие радикалы, кто сможет повернуть вспять достигнутые договоренности по Нагорному Карабаху и возобновить военные действия, а уж тем более преуспеть в них.
Любому новому лидеру очень быстро станет ясно, что вооружённые силы Армении, как и показал конфликт, нуждаются в углубленном анализе, переосмыслении многих установок и факторов, совершенствовании во множестве аспектов, модернизации, переоснащении. Мы уже убедились, что к победным маршам они готовы только на бумаге и в публичных выступлениях. И бросать войска в их нынешнем состоянии в реальный бой означает неминуемый проигрыш с неприемлемыми жертвами, да и конец карьеры любого политического или военного авантюриста. К тому же реальная, доказавшая себя вспомогательная внутрикарабахская сила — местное ополчение, которое в основном и приняло на себя тяжесть азербайджанского удара, по существу перестает существовать. Все расходятся по домам, точнее, по машинам для отъезда.
Стоит учитывать и то, что военно-техническая материальная поддержка России в новом походе на Карабах абсолютно необходима и в равной степени абсолютно нереальна. Это уже будет война не за некую непризнанную республику, а прямая война между Арменией и Азербайджаном. Реанимация этого очага напряжённости, перевод его в активную обновленную боевую фазу однозначно не в интересах Москвы. Тем более, что в России явно и не без оснований считают, что Ереван из-за своего же недалёкого упрямства не раз упускал предлагавшейся ей шанс на более выгодную развязку карабахского узла.
Так что вывод однозначен — второго витка вооружённого противостояния с Баку ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе не предвидится, несмотря на выкрики из толпы митингующих на ереванских площадях. К тому же миссия российских миротворцев состоит в том, чтобы охранять спокойствие как от вылазок одной, так и другой стороны. Нельзя рассчитывать на то, что образуется некая негласная брешь в пользу армян, что миротворцы поступятся своим авторитетом и авторитетом своего главнокомандующего — президента России. А от возможных, даже случайных жертв среди миротворцев уже по-хорошему не отмоешься.
Отсюда первое: вопрос возвращения под армянский контроль исконных армянских земель Нагорного Карабаха можно теперь уже считать закрытым. Ждать и собирать в кулак силы, рассчитывая, что после окончания пятилетнего мандата российских миротворцев можно пойти на реванш, будет означать ту же самую бездумную, безответственную и гибельную недооценку противника, которая так ярко проявилась в этом конфликте. Нет никаких сомнений в том, что Азербайджан серьёзно, с учетом современной военной науки, своих финансовых возможностей и турецких менторов, создаст на карабахских рубежах крепкий заслон против массированного вторжения. А возможные вылазки партизанских групп армянских фидаинов его будут лишь щекотать, но по-крупному не беспокоить.
Второе, касательно непосредственно Нагорного Карабаха: записанное в трёхсторонней договорённости возвращение беженцев подразумевает главным образом возвращение бывших азербайджанских жителей Нагорного Карабаха, да и всех тех, кто имеет статус беженца в Азербайджане, или кто хочет, подобно американским переселенцам времен Дикого Запада, попытать счастья на новых землях. Именно для стимулирования наплыва такой категории людей президент Азербайджана Ильхам Алиев обещает превратить этот регион в «цветущий рай». И не исключено, что отдельные примеры этому, пусть даже в качестве витрины, можно будет увидеть в недалеком будущем. Скорее всего начнётся с города Агдам, который находится всего в 17 километрах от Степанакерта. Само собой разумеется, что восстановление разрушенного, да и вообще прогресс в населённых пунктах и районах, по-прежнему населенных армянами, Алиев на себя не возьмёт. Его идеологию предугадать нетрудно: хотите самоуправляться — справляйтесь, пока можете, со своими проблемами сами и за свой счёт.
Баку недаром уже предупредил, что готовит финансовые претензии к Армении за разрушения и общий упадок в прежнем «поясе безопасности». Подтекст такой: пока не выплатите, ничего армяне Нагорного Карабаха в смысл финансирования нормальной жизни и инфраструктуры не получат. Хотя в этом заложено и противоречие: ведь все земли без изъятий в Баку признаются единой и неделимой территорией Азербайджана. К этому примыкает и другой вопрос: а кем считать теперь армян Нагорного Карабаха — гражданами Азербайджана? Но у большинства там армянские паспорта, то есть они превращаются лишь в жителей со временным статусом. И не будь Лачинского коридора в руках российских миротворцев, проникать в Нагорный Карабах они смогли бы лишь при наличии азербайджанских виз или вида на жительство, да и то временного.
Дать или не дать такие разрешения — полностью в руках азербайджанских властей и никакие международные гуманитарные организации здесь не помогут. Баку станет уверять, что никаких притеснений нет.
Задача Баку понятна — в быстрые сроки создать подавляющий перевес азербайджанского населения как на всей территории Нагорного Карабаха (за незначительными, да и то временными изъятиями) так и на его равнинной части. Это создаст новый пояс, но уже не прежний «пояс безопасности» для армян, а напротив — их зажатости и подчинённости на оставшихся клочках былой территории до такой степени, чтобы никто не посмел пикнуть. Все намёки Алиева о возможности создания для армян некоей культурной автономии, что называется, «в пользу бедных», к этому всерьез относиться нельзя.
Другой инструмент политики предстоящей тотальной азербайджанизации Нагорного Карабаха — принуждение армянского населению к исходу. Движение армянского населения будет не обратно к своим жилищам, покинутым в спешке от опасности быть погребенными под их обломками, а наоборот — из Нагорного Карабаха в никуда. Часть в Армению (где нет ни жилья, ни работы, ни реальной заботы властей о переселенцах). А большая часть, пойдет по городам и весям различных стран мира.
Конечно, можно допустить, что отдельные, особенно пожилые люди (но не полноценные семьи) от безысходности останутся, но это общей трагической картины не изменит.
Сроки плавной депортации карабахских армян можно предугадать — пять лет на сборы, пока в регионе будут стоять российские миротворцы, в чью задачу входит и пресекать насилие над местными жителями. Но, во-первых, у каждого дома полицейский пост не поставишь. А во-вторых, выдавливание может происходить не обязательно откровенно-силовыми методами, а так, чтобы не подавать миротворцам повода вмешиваться, вставать на защиту гонимых. А если же армяне начнут «бузить», защищая себя и своих близких, то «переводить стрелки» и жаловаться миротворцам на «выходки вечно-агрессивных» армян. После вывода миротворцев никаких тормозов к  эмиграции армян уже вообще не будет, и они это прекрасно понимают.
Поэтому логично ожидать, что они, скорее всего, и сами «помогут» ради сохранения своих жизней, начнут покидать навсегда Нагорный Карабах самостоятельно уже в ближайшее время, не дожидаясь, когда исчезнет хоть минимальная гарантия со стороны российских миротворцев. Это отъезд в никуда, без нового жилья, без работы, на заработанное от которой можно кормить и одевать свои семьи, растить детей, и, как это ни печально, без финансовой или какой-то иной действенной, эффективной помощи по репатриации со стороны Республики Армения.
Мы уже видим в телевизионных репортажах, как сельчане, люди без мягко говоря, даже среднего достатка, собрав свои многочисленные семьи, собирают скромный скарб, отвинчивают краны и снимают унитазы, оконные рамы, сжигая дома, школы, больницы (чтобы ничего не досталось азербайджанцам Г.Г.) покидают навсегда свои селения, где они выросли и где остаются могилы их предков. Мотивация к оседлости, как в поселках, так и в городах рассыпается на глазах, перспективы в плане работы, обучения и социально-культурной жизни, использования своего языка армянам небезосновательно кажутся тупиковыми. Иначе говоря, 150-тысячное армянское население Нагорного Карабаха собирается, наконец-то,  по настоящему объединиться с остальными армянами (в Армении, Краснодарском крае, в Калифорнии -Г.Г.).
Показателем восприятия своего будущего при азербайджанских пришельцах служат начавшиеся поджоги домов, которые армяне захватили после изгнания с этих мест азербайджанцев. Они имеют все основания не верить, что после всех лет  оккупации азербайджанских земель, уничтожения вооружённого противостояния, после уничтожения азебайджанских городов и сёл, после грабежей и убийств азербайджанцев на территории Нагорного Карабаха, после целенаправленных варварских артиллерийских обстрелов мирного населения приграничных азербайджанских городов и сёл,  все эти раны затянутся, что их ждёт иная участь и что азербайджанцы  сразу же всё это забудут и  проявят к армянам, захватившим их земли, образцы человеколюбия.
Да и откуда ему появиться, если официальный Ираван во главе со своим руководством (карабахский клан) ежедневно, на протяжении многих лет, беззастенчиво, открыто воспитывает в своем народе ненависть и пренебрежение до презрения к азербайджанцам и всему тюркскому миру.
Достаточно почитать центральную армянскую прессу и реплики в соцсетях, чтобы получить «удовольствие» погрузиться в тину всевозможных эпитетов по любому поводу. И более того, проклятья считаются обязательным атрибутом, хорошим тоном и признаком истинного патриотизма.
Участь армян Нагорного Карабаха предрешена. Их борьба не столько за карабахские азербайджанские  земли, сколько за свое спокойное, самостоятельное, комфортное и безопасное существование на них, исчерпана. «По воле Аллаха», как провозглашают азербайджанцы, или в результате преступного попустительства и зазнайства Армении — не меняет сути дела. Возможностей к мирному сосуществованию с пришельцами азербайджанцами, победителями в карабахской войне, армяне не видят и имеют для этого серьезные основания. Сделать что-то для кардинального облегчения их участи в долгосрочном плане по сути нельзя, да и некому — люди предоставлены сами себе. Параллельно будет набирать обороты процесс тотальной азербайджанизации, что станет сказываться повсеместно: в новых названиях населенных пунктов, в преобладании азербайджанского языка, в ведении именно на нем любой деловой переписки, в преподавании в школах и всё в таком роде.
Нет никакой уверенности в том, что в ответ на разорение десятки сотен азербайджанских мечетей, превращая их в прямом смысле слова в свинарники и другие помещения для скота, азербайджанцы возвратившись в свои покинутые 27 лет тому назад сёла,  ответят на злодеяния армян взаимностью. Армяне повсеместно в Карабахе снимают с  куполов кресты и увозят древние хачкары — резные камни-кресты, окна, двери, крыши  и другие стройматериалы.
Поэтому императив, на чём следовало бы сосредоточить внимание мировой общественности — это сохранение армянских "памятников", появившихся за последние годы на азербайджанскмх землях Нагорного Карабаха, как грибы после дождя. Чтобы заострить и перевести эту задачу в конкретную плоскость было бы правильно создать, возможно под эгидой ЮНЕСКО, специальную международную авторитетную наблюдательную комиссию и соответствующий частный фонд. Не помешало бы и обращение-призыв патриарха Московского и всея Руси по поводу сохранения христианских святынь Нагорного Карабаха. Это, пожалуй, единственное, что можно было бы сделать всем миром для сохранения "отчётливых и ярких следов культуры армян Нагорного Карабаха на своих уже" бывших землях.
Владимир Микоян
ИА REGNUM. Яндекс.
Согласно отчету "Организация охраны культурных памятников" Азербайджана армяне полностью уничтожили все исторические памятники на территории Карабаха:
"В результате агрессии Армении против Азербайджана, на оккупированных территориях ничтожено 2 645 историко-культурных, 1 814 архитектурных, 747 археологических памятников, 64 садово-парковых монументальных памятников, 23 музея, 102 757 музейных экспонатов, 4 государственные галереи, 376 произведений живописи. Кроме того, армяне уничтожили 4,6 млн. книг, 13 архивов, 260 тысяч архивированных документов. Они также разрушили, присвоили и уничтожили предметы охоты и быта (ковры, паласы, хурджуны, пояса и др.), принадлежащие личным коллекциям свыше 50 тысяч граждан".
Небольшая часть исторических и религиозных памятников Азербайджана, на территории Карабаха, уничтоженных армянами за последние 30 лет.
Храм (VI век) - деревня Кангарли
Храм святого Аракеля (XII век) - деревня Мадагаскар (INV № 4035)
Храм Урек (XII в.) - западнее села Талыш (ИНВ № 4036).

Храм (XIII в.) - вверх по течению реки Тартар (ИНВ № 4038).

Храм (XIII в.) - село Магавуз (ИНВ № 4039).

Церковь (---) - Деревня Шераберт (INV № 4040)

Храм (VI-VIII вв.) - Деревня Шахбулаг.

Храм (15 век) - деревня Максудлу (ИНВ № 4050).

Храм (XVI в.) - село Салахли-Кангарли (ИНВ № 4053).

Мечеть (XIX-XX вв.) - село Бояхмадли (ИНВ № 4054).

Мечеть (XVIII в.) - село Газали (ИНВ № 4052).

Мечеть (XVIII в.) - село Паправанд (ИНВ № 4045).

Мечеть (XVIII в.) - село Паправанд (ИНВ № 4046).

Мечеть (1868) - город Агдам

 

Святыни

Могила Благословенного Моисея (1314 г.) - деревня Хачдербат

Могила Ханоглу (XVIII век) - Агдам (ИНВ № 4028)

Мавзолей (XIX век) - город Агдам (ИНВ № 4029)

Могила (XVIII век) - деревня Паправанд (ИНВ № 4043)

Могила шейха Нигари (XVIII век) - деревня Паправанд (ИНВ № 4044)

Могила (XVIII век) - село Максудлу (ИНВ № 4051)

Могила (XIV век) - деревня Кангарли (ИНВ № 4055)

Мавзолей (XIX век) - 5 км от города Агдам на Гарагацком кладбище (ИНВ № 4056)

Мавзолей (XIX век) - 5 км от города Агдам на Карагайском кладбище (ИНВ № 4057)

Могила бухты Угрулла (XIX век) - в 5 км от города Агдам, на Карагайском кладбище (ИНВ № 4058)

Мавзолей (XIX век) - 5 км от города Агдам на Гарагацком кладбище (ИНВ № 4059)

Кладбище (средневековье) - деревня Паправанд (ИНВ № 5750)

Кладбище (средневековье) - деревня Кангарли Золотая (ИНВ № 5751)

Пирс с ямами (дерево) - деревня Касымли

Любовь Абдаль Пири - деревня Учоглан

Али Панч (камень) - деревня Юлбалы

Могила Сеида Манафа - деревня Тагибейли

Карьер Черный Пири - деревня Паправанг

Скарлет Пири - деревня Кангарли

Мавзолей Сеида Лазима Ага - деревня Чаманлы

Каменная скульптура - деревня Бояхмадли

Храм Али Паган - деревня Алиагали

Историко-архитектурные памятники

Здание Панах хана (XVIII век) - Агдам (ИНВ № 4026)

Два археологических памятника (16 век) - город Агдам

Резиденция (XVIII век) - село Шахбулаг (ИНВ № 4047)

Караван-сарай (XVIII век) - деревня Шахбулаг (ИНВ № 4048)

Знак (XVIII век) - деревня Шахбулаг (ИНВ № 4049)

Сардар (XV век) - город Агдам (ИНВ № 4030)

Крепость Хатам Малик (XII век) - город Агдам (5 км от села Касапет) (ИНВ № 4033)


Рецензии