Сунтара - Хаята
- Дед ! Это что за хребты под нами?
- Это хребты Сунтара – Хаята нараспев, с акцентом эвенков, отвечает дед.
- А куда нам идти, дед ? Да кто ж его знает? И это ответ знаменитого Липецкого ориентировщика победителя союзных соревнований по ориентированию Леши Касаткина. Ну тогда - все на разведку. Расходимся в разные стороны , забираемся на вершины и осматриваем местность.
Кругом тундровые болота и текут мелкие ручьи , которые потом становятся крупными Якутскими реками Сеюле, Брюганде, Эльги,Топпо с сыном Томпоруком и образуют районы: Сеюлинский , Брюгандинский, Эльгинский каждый равен по территории Дании. Но на них это не написано. Это изображено на карте, которую мы выпросили у геологоразведчиков . Но карта “не ложится” на местность. По карте реки текут куда- то не туда. Брюганде течет на Север в Ледовитый океан. Сеюле и Эльги виляют между хребтов и текут на Запад и Восток но потом заворачивают снова на север в Индигрку. Если мы ошибёмся и начнем сплав не по той реке ,то попадем в зиму, не добравшись до первого жилья и вмёрзнем. До первого жилья 600 километров. Нагорье Сунтара - Хаята это полюс Холода . Рядом знаменитый Оймякон.
Все собрались после разведки и рассказывают то, что они видели с ближайших вершин. С картой эти сведения не совпадают! Солнце заходит за хребет и быстро темнеет. Кисти рук мерзнут и теряют подвижность.
Это ноль по Цельсию. Зато всходит Полярная звезда. Мы прикладываем компас к карте , наводим на Полярную звезду … и ничего не совпадает!?!
Как это объяснить? Под нами магнитная аномалия - это объяснение для дилетантов. У них везде аномалии. Разбили компас в поезде? Неточная карта? Чушь! Всем становится не по себе. Дед разряжает обстановку.
В соседнем урочище он встретил трехногого северного оленя -инвалида. С молодой оленухой – важенкой. Молодец, трехногий, подумал я. Завтра мы его догоним и съедим. Я съем его главную часть, она то точно придаст мне силы. Я верю. Но вот догоним, поймаем в узком ущелье оленя - верится с трудом. Убьем без ружья - не верю. Дед- один реальный сантехник, и четыре инженера- чистоплюя. Попортим шкуру и мясо тоже верю. « Отварим панты,» обещает опытный Дед.
Договорились; о карте, маршруте, аномалии больше не говорить, а то от страха не заснём.
Перед сном надо хорошенечко одеться. Это процедура! Сначала достаешь всё содержимое рюкзака, что можно приспособить к телу. Включая гидрокостюм. Потом раскладываешь всё на земле. И начинаешь: сначала одеваешь чистое хлопчатобумажное бельё без запаха, потом бельё с лёгкими запахами, но предварительно можно проветрить, так в горах все делают. Особенно альпинисты, - те никогда не купаются, только проветриваются. Просто на высоте нет воды. Затем синтетические вещи, затем гидрокостюм, затем пустой рюкзак одеваешь на ноги по пояс и зашнуровываешь, затем втискиваешься в спальник. Горные ботинки из грубой свиной кожи необходимо подложить под палатку. Если этого не сделать, то придётся ледорубом поутру разминать застывшую свиную кожу и впихивать туда еле тёплые ноги.
Лежим в спальниках по двое и молчим, я рассуждаю : «От Москвы 8 часов лёту до Якутска. На катере “ Ракета “ по реке Лена -Алдан - 6 часов .На грузовике по трассе Хантыга - Магадан почти до Усть-Неры тоже целые сутки. Пешком прямо на Запад - ещё двое суток . Компас упрямо показывает мимо Полярной звезды. Становится как то не по себе. Ну тебя и занесло!» Лучше уж думать про панты.
Засыпаю, ненадолго прижав соседа Бориса Никодимыча к спине . Потом его спину к своему животу. Потом снова к спине. И вот уж рассвет. Отблески белых ночей. Август на Севере самый теплый месяц. Ночью минус 12. Кругом иней. Ботинки мокнут. Но в гидрокостюме тепло. Хотя и влажновато.
Неутомимый пятидесятилетний Дед Касаткин пошел за трёхногим оленем. Руководитель группы -Виталий Соколовский , более опытный, чем Дед. Возится с картой и компасом. “Понял ! “-радостно вскрикивает он. Магнитное склонение - оно обозначено на карте но загадочными значком, который мы вчера в темноте просто не разглядели. А объяснение простое, для тех кто учил географию в школе. Магнитный полюс земли не совпадает с географическим полюсом. И разница эта на широте Москвы около 3-х градусов. Чем ближе к Северу этот угол увеличивается и в данной местности составляет около 17 градусов, а это уже существенно. Это всё- наука. Но направления течения рек все равно не совпадают с картой. Решили взять небольшое упреждение, и если мы попадем не в Томпо, куда нам надо, то попадем в Томпарук. Это сын Томпо.,по-эвенкийски. И приток Томпо по- русски. Вернулся расстроенный Дед . Трёхногий олень оказался очень проворным и смылся через перевал. Оленуха все же увела нашу ночную добычу. Прощайте панты! От обиды забурчало в животе. Вторая весть была тоже не приятной, на нашем пути четко отпечатались следы медведя. Идти по свежему медвежьему следу было откровенно страшновато, и мы громко разговариваем от страха. Интеллигентный Борис спрашивает меня:” Александр Витальевич! Как Вы отнесётесь к тому, чтобы ночью я Вас обнял?”
“ Уважаемый Борис Никодимыч! Я пол ночи хотел Вам предложить именно эту позу, но как- то всё стеснялся “,- отвечаю я. Обрадованный Борис оставшуюся часть пути рассказывал так много о жизни инженеров и таким громким голосом, что медведь испугался и сбежал. Короче – мы не встретились.
Итак, мы сами выбрали себе самый долгий и высокогорный пеший маршрут . Кто бы засомневался! Мимо Томпо мы тоже промахнулись., несмотря на наши высокие регалии ориентировщиков по чахлому Силикатненскому лесу, в черте города Липецка. Нас выручил правый приток - сынок Томпорук. В него мы и свалились. Далее пошел сплав без особых приключений.
На пятый день мы встретили геологическую экспедицию. Стояла солнечная погода . Жара под 35 . Ну, просто -Сочи! Без комаров и мух. Да какие там комары, если ночью минус 12. Здесь они не живут. Река несла нас со скоростью до 25 км в час. Сидя в плоту, и глядя по сторонам, за четыре часа проплываешь сто километров. Это ли не чудо ?!!
Из - за правого поворота внезапно показался лагерь геологов. Посередине песчаной отмели, положив рыжую голову на бревно, спал человек с ружьём. Он был атлетического телосложения, гигантского роста , с ярко рыжей всклокоченной шевелюрой и бородой викинга . Когда мы подплыли поближе Викинг приподнялся и положил руку на цевье ружья поближе к курку. Нахмурив свои рыжие брови, он стал разглядывать нас. Мы стали имитировать дружественные жесты народов мира, чтобы показать свою лояльность к владельцу ружья. Кто-то прикладывал руку к самому сердцу, кто – то сразу сдавался, поднимая руки «Хенде – Хох», кто- то молился своему Богу и бил поклоны, многие вытягивали губы в дружеском поцелуе, как было модно в Политбюро, при встрече с африканскими лидерами в те годы. Чуть не написал ….дерами.( Писатели ВСЕ РАВНОвырежут! ) Не хватало только –«Гитлер – Капут».
Геолог оценил наши таланты. Видя нашу безоружность успокоился и разрешил приблизиться. Без ружья разгуливать по тайге было не принято. А ружья у нас не было. Мы, представились, предъявили документы и разговор завязался вполне дружеский, про Липецк и ВЦСПС он естественно не слышал. Но синие печати в маршрутном листе его впечатлили.
Лагерь геологов выглядел очень добротно . Пять стационарных палаток на деревянных помостах . В одной палатке рация. Стол и лавки, рубленные из дерева. Туалет – вершина местной цивилизации. Между деревьев натянуты верёвки, и на них висят пронумерованные мешочки с образцами местных пород. Искали они тут золото и алмазы в долинах ручьев. Поэтому появление чужаков не обрадовало геолога .
Геолог рассказал нам, что во время вертолетной заброски они первым делом застрелили лося. А потом уже приземлились в условленном месте . Не есть же полгода казенные консервы, в самом-то деле. Часть группы ставили лагерь, а часть пошла к лосю за мясом. Но на запах лосятины уже пришел медведь. Стали стрелять в медведя. Медведь убежал. Захотели медвежатины, погнались за медведем, благо он был молодой и шустрый. Но потом одумались и развернулись, медведи долго живут с медведицами- матерями. И если убить медведя сына, то медведица мать будет мстить людям. А это медведи умеют. Тут про них целые легенды ходят. Когти более десяти сантиметров. Подкинет пару раз человека вверх и уходит . Мясо с костей слезет и лежит рядом. До скорой помощи 600!
...Мы попросились разогреть чаю. Но геолог порекомендовал нам отплывать - не положено. "Понимаем" - дружески сказал Дед –« Кругом золото, брильянты!.» Мы сели в плот и начали отчаливать. И вдруг Деда Касаткина осенило! -"
" А не угостишь ли ты нас, мил человек, лосятинкой на супчик ? Пару рёбрышек всего ?" Запел Дед незнакомым елейным голосом.
« Да возьмите сколько нужно» - щедро махнул рукой Викинг и пошел к палаткам. Туша лося была развешена по всему лагерю. Представь себе быка, развешенного на деревьях , веревках, крючьях и шестах, вбитых в землю, весом килограмм 600 ! У реки в землю было вбито несколько шестов. На них висела грудинная часть лося на верёвочках. Мы сняли одну грудину размером приблизительно в размах руки. Начали примеряться . Дед попросил два рёбрышка на суп. Мячин примерил еще два . Тогда шесть будет уверенно подытожил начальник проектного отдела Виталий Соколовский. Отрубили шесть ребрышек длиною более метра. Поблагодарили геолога.
–« Сохранить 600 кг мяса на жаре в 35 градусов очень сложно, а им еще консервы надо все съесть!» - заохал участливо Дед.-« А мы им поможем!» Мячин погрузил добычу в плот и мы поспешно отчалили, не оглядываясь, спинами ожидая погони. Но погони не было. Добрый Викинг на нас даже не взглянул. У него другие масштабы - золото , алмазы . Молча проплыв километр и успокоившись .Группа начала испытывать приливы жадности. « Мало отрубили,» констатировал Дед.
-« Веревку надо было отрезать, пока он отвернулся, со всей грудиной» – изрек инженерную мысль Борис.
«Кол надо было срубить, с целой ногой» – подытожил практический сантехник Дед . Стали рассуждать что же делать с неожиданной добычей? И как ее лучше приготовить !? Объявили конкурс. Претендентов было двое - Виталий Соколовский и Борис Никодимыч. .Остальные готовить не умели:
- Практический сантехник - Дед Касаткин жил в Советском Союзе лучше всех. Устранил течь -рубль, поменял кран - два, а работы на пять минут! Банкет за счет хозяев входит в смету.
Красавец Виталий Мячин , недостатка в женском внимании не испытывал, а это естественно - стол! Стол всегда сопутствовал любви ! Стол для любви- первейшее дело!
Что касаемо меня, то я в туризме сготовил всего один раз, и весть о моих способностях так быстро разнеслась, что больше ко мне с такими мелочами никто уже не обращался.
И так, конкурс начался. Каждый из конкурсантов должен был витиевато, с картинками и запахами, описать, как бы он приготовил вожделенную грудку лося в случае выигрыша. А компетентное жюри, обливаясь слюнями, должно было выбрать лучшую методу приготовления. Схватка была бескомпромиссной. Оба претендента показали великолепные теоретические знания предмета кулинарного мастерства. В ход пускалось все : танцы и песни, мимика и жесты, иногда на грани приличия. (Видели бы Вы, читатель, эту едва уловимую грань приличия, на небольшом плотике, в безлюдной тайге, в зловонной и вечноголодной мужской компании на третью неделю совместного путешествия.) Поэтому я всегда голосовал за присутствие ничьих походных женщин или ничьих женщин в походе. Это кому как больше понравиться. Они, как раз, и являются носителями высокой походной культуры! В особенности гидр пиритовые блондинки.
Попытки исполнения танцев на плоту, закончились плачевно. Соколовский, вкратце объясняя практическому сантехнику Касаткину теорию неразрывности водного потока и различия между ламинарностью и турбулентностью, несказанно возбудился, перешел на малоприличные жесты и ... упал в реку! Касаткин, сидевший спереди, не заметил произошедшего казуса и пару раз сильно гребнул веслом. Соколовский, от такого коварства, просто захлебнулся от возмущения! Но светлые воды Томпо и ее сына Томпорука температурой градусов аж под 8 остудили теоретика Соколовского. -"Стойте . .. дя.. ди ! - Заорал Соколовский срывающимся голосом .Вода поступала в его гидрокостюм, раздувала его, как воздушный шарик, и тянула ко дну, охлаждая изнеженное тело работника кульмана и ватмана. Коллектив мстил за неведомую доселе ламинарность. Делали вид, что не слышат. Соколовский в несколько гребков, все же, догнал плот. Причалили к берегу. Воду из гидрокостюма сливали не снимая его, высоко задрав ноги Соколовского и прислонив его к сосне. Тело руководителя бережно сушили у костра.
А Томпо , тем временем, резала хребет Сунтара -Хаята. Она металась то вправо, то влево, наваливаясь то на одну скалу , то на другую, обнажая красоту местных горных пород. Или вдруг, заворачивала под острым углом, делая немыслимые пируэты в глубоком гранитном каньоне малинового цвета с обрывистыми скальными берегами, напоминавшими знаменитые Ленские столбы. ! Но нам было не до природных красот.
Кулинары расхваливали будущее меню. Жюри слушало , желудки били в набат! Наши шеи самопроизвольно поворачивались в сторону метрового, ярко красного, пахучего куска лосятины, лежавшего посередине плота. От него не возможно было оторвать глаз. Слюни свисали до груди, как усы у запорожцев на картине про пресловутое письмо турецкому султану. ( Кстати, переписка и посейчас продолжается, то Сирия , то Карабах.)
Победил холостяк с большим стажем и отдельной двухкомнатной квартирой над аптекой - Виталий Соколовский!!! Он предложил отварить ребрышки в простой забортной воде и нарек это французским термином БУЛЬ - ОН. Причем это слово он произнес с таким французским прононсом, что Дед не выдержал и проголосовал первым, сорвав процедуру тайного голосования. Потом ребра вынимаются, с них снимается мясо и тушится с уже почти приготовленной гречкой. Жюри сломалось уже на термине буль-он. Но!!! Где взять место для сего таинства!?! Берега были не пригодны для стоянок . То крутые обрывы, то мелководные косы . То нет деревьев, то нет рыбалки, то не где поставить палатку. Мячин прервал бесконечные интеллигентские сомнения. Сегодня чалимся здесь – а ругать будете завтра!- скомандовал он. И мы, наконец , причалили к берегу. Нам повезло, мы попали на стоянку эвенков. Повар с помощниками начали готовить заявленные блюда. А остальные собрали местных ягод и приготовили из них варенье. Ужин был поистине царским:
Первое – бульон из ребрышек лося. Второе- обжаренная лосятина на противне, с гречневой кашей. Третье - чай с вареньем из смеси тундровых ягод. Послеобеденный отдых. После варенья во рту становилось очень сладко. И снова хотелось жирного и солоноватого бульона , потом гречка с мясом и потом сладенького варенья. И так по три разика. До полуночи.
Или стоянка эвенков или ребрышки лося так изменили нашу внешность, что на утро мы друг друга едва узнали. Как одноклассники после сорока лет разлуки. Сузились хитрые глазки. Раздвинулись монгольские щечки. Да! Скифы мы, Да ! Азиаты мы! В общем, ничего не поменялось “с раскосыми и жадными очами...”
В это лето жара стояла за 30. Вот что значит резко континентальный климат центральной Якутии. « Товагищи!» пафосно воскликнул я , потрясая свежей бородкой, имитируя Троцкого . Давайте же помогемся!.
« Тебе что! Лень чесаться ?»- изрек Дед. “Вода холодная,”- заныл Борис. Мне уже стало надоедать по ночам обнимать пахнущего Бориса. И хотя гидрокостюм, не пропускал основную массу запахов, в палатке становилось душновато.
Я решил показать пример.
Река Томпо в этом месте разделялась на несколько рукавов и образовывала причудливые острова. Здесь скапливалась древесина, которую река смывала сверху . На таком острове мы остановились, чтобы приготовить обед. Дров было много .Представьте себе кучу дров высотой с хрущевскую пятиэтажку. Не плохой костерок под супчик. Я задумал баню и поджег кучку. Напротив яма в реке, метров пять глубиной, с водоворотом. Улов называется. Разогревшись у костра, ныряю в реку. Температура воды 8 градусов. Освежает! ! И к костерку ,в баньку. Костерок разгорается. Я снова ныряю. И призываю своих попутчиков..
- « Всего Пол- минуты – и вы не воняете!» И что бы вы думали.! Вместо того чтобы купаться .Они начинают меня ругать и даже фотографировать ! Кого?! Меня !?! Мою Бессмертную Душу!?! Нет! Мое прекрасное бренное тело! Фотографировать и продолжать ругаться. Я был изображен на многих фотоснимках непристойного, для тех времен, содержания.
В конце года Соколовский Виталий проводил традиционный вечер Липецкого туризма в Кинотеатре Октябрь. И устроил конкурс эротических слайдов . Это еще до того как в СССР появился секс!!
Фото моего купания на полюсе Холода проиграло ! Второе место. Выиграл, как всегда - Дед Касаткин, с фотографией, где он прикуривает папироску от головешки, а шляпа на его готом теле висит на уровне пояса! Одна! Сама! Гнусная подделка! Рука сзади просто не попала в кадр, но согласитесь, очень весело! Голый мужик прикуривает . Шляпа висит прилепленная к телу ниже пояса. Зал ревел. В особенности молодая жена Деда Касаткина, ревела горючими слезами. Хотела бить Соколовскому лицо. Ее отговорили - нельзя бить руководителя клуба и лучшего туриста Современности.
Голый муж на экране 9 на 6 м в центральном кинотеатре города. Ай да Соколовский!! 1987 год! Это ли не протест! Это ли не торжество Демократии! Это ли не Вам не оттепель!.
Свидетельство о публикации №220111500715