Цугцванг

     В 1955 году городок Геленджик погружён в удушливую тишину. О жилье в саманных однотипных домиках напоминает лишь лай встревоженных собак, гоняющих из огородов каркающих ворон. Облагораживает звуки птичий гомон да журчание ручейков в придорожных канавах, наклонно стекающих от горного хребта Маркотх в округлую бухту закрытую Толстым и Тонким мысами от Чёрного моря.
     Прошедшая Великая Отечественная война наследила в прифронтовом городке траншеями окопов вдоль берега, да бетонными дзотами и дотами. В центре города приморская улица расположила ряд домов отдыха и санаторий переоборудованных из госпиталей. Я проживал в только что построенном родителями домике в начале улицы Ворошилова переименованной  Мира, в ста шагах от пансионата с кодовым шифром 4/5 названым «Приморье».
     Этот пансионат моя мать обслуживала медицинским надзором с дежурствами допоздна. Мой отец одержимый манией шахмат после служебных обязанностей время проводил за шахматной доской до полуночи с такими же любителями, собирающимися на территории «Приморья» за столиками у танцевальной площадки. Я шестилетним ребёнком слонялся в курортной зоне, при родителях живя среди отдыхающих, вместе с ними питаясь и развлекаясь. Я уже впитал в себя ауру курортной жизни с её запахами цветников и мелодий танго и вальса.
     Отец, участвуя в городских и краевых шахматных турнирах из года в год, становясь чемпионом, подтверждал свой высокий статус шахматиста. Настойчиво пытался обучать меня интеллектуальной игре с заумными этюдами. Обязывал сражаться с младшей, усидчивой сестрой, поддающейся наставлениям. Проигрыши вызывали неприязнь к соперничеству и состязанию, в любом виде спорта. Я возненавидел игру в шахматы, шашки, домино и карты, развивающие умственную деятельность. Моё предназначение заключалось в нирванном блаженстве в среде моря и горных лесов. Ознакомившись с имеющейся в городских библиотеках научно-популярной литературой, выбрал профессию моряка, вероятно обрекая себя на Цугцванг – положение в шахматной партии, при которой игрок вынужден сделать невыгодный ход, ведущий к ухудшению позиции и, как правило, к проигрышу. Моё мироощущение причастия к творению Ваятеля, смирило с фатальной участью пешечного изделия участвующего в божественной игровой партии.
     Уже исчерпав своё назначение, благодарю Творца за яркую чувственную впечатлительность, за встреченных замечательных людей. За благородное тело всю жизнь болящее, зато напоминающее о бренности существования.


Рецензии