Кюринцы - происхождение определения

…там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры…
 
(Михаил Лермонтов, «Мцыри»)

Происхождение гидронимов с корнем «Кур» и  географического определения «куьринцы». Научно-исторические спекуляции вокруг обозначения «кюринцы».


«Куьра» (гидроним) это название северной высокогорной области лезгин (Кура, Кюра), от которой происходит и географическое название населения этой области «куьринцы». «Куьра» не топоним, а гидроним. Происходит от названия реки Кура, которое берёт своё происхождение из языков лезгинской группы (в лезгинском, удинском, крызском и будухском языках есть слова кур/кюр со значением «река, вода»). В лезгинском языке корень «къур» означает нечто, связанное исключительно с водой. Корень «къур»  «къурум» в значении  «водный источник», «водный резервуар» встречается исключительно только в лезгинских языках, более ни в каком. Сравним, например, переводы с грузинского яз., как подают происхождение названия реки Кура, якобы оно происходит от  «Мтквари» буквально  «хорошая вода» или от  мигрельского   «Тыквари», что не имеет под собой доказательной базы.

Страбон в I в н.э. упоминает на территории Южного Кавказа реку Кура в вариациях Кур, Кор, Курос: «...прежде  река Кир называлась Кором». То есть, на местных языках река называлась Курой (у греков в месте буквы «у» применялась буква «о»).

Древние топонимы: Кура, Курукал (буквально «посёлок на водных источниках») кал - отпочковавшееся поселение от крупного нас. пункта / зоны для посевов рядом. Кроме того   «отсутствие воды» переводится как «къурамат». Курах - название села, где корень «кур», «-ах» - означает место поселения на водном источнике (сравните, Ахцах, Гапцах, Миджах и проч.). Здесь, топоним больше происходит от названия области «Куьра».

Кура это древняя албанская река, которая в историческом прошлом для лезгин выполняла такую же важную роль в жизни лезгинского, как и река Самур на севере. Обе реки - Кура на юге и Самур на севере составляли две жизненно важные водные артерии Кавказской Албании.  Практически, кавказские албаны обитали в благодатном междуречье между рекой Самур и рекой Кура. Устье реки Самур находится у самого древнего города Кавказа - ЧIОЛ (или Цол), более известного по своему персидскому названию «Дербент», за котором проходила северная граница Кавказской Албании. Южная постоянная граница. соответственно, проходила за рекой Кура.

Таким образом название северных лезгин «куьринцы» - от названия реки Кура.

Как и «самурцы» от названия реки Самур. Было бы очень странно, если бы по тому, как коренное население Самурской долины называют себя «самурцы» сделать вывод лингвистам о том, что это и есть их этноним, не правда ли? Но в случае с рекой Кура, единственные и подлинные «куринцы» это лезгины, которые себя называли и называют так, проживают высоко в курахских горах и совершенно далеко географически от реки Кура. Удивительно, не правда ли. Потому, барон Услар, так и не понявший глубинный смысл (значение) данного части лезгин, сделал ошибочный вывод. Впоследствии, он понял свою ошибку, что это название не может быть этнонимом лезгин никак. Но всё уже было им издано, распространенно и ошибка стала кочевать далее. Барон Услар*, несмотря на все выдающиеся свои качества, всё же абсолютно не знал историю лезгин, как не знал и о существовании в древности государства Кавказская Албания. И не зная подлинную историю лезгин, даже не имея никаких представлений о существовании Кавказской Албании, чья южная граница проходила за рекой Кура, Услар не имел полных знаний, чтобы правильно расценить значение определения «куьринцы» для лезгин. «Куьринцы» (лезги. «Куьре вияр» буквально, «население Куры») это генетическая память лезгин, чьи предки были вынуждены уйти с берегов реки Кура, так как подвергались уничтожению, геноциду, со стороны бесчисленных орд кочевников, приходивших со стороны Азии. Им так и не дали спокойно жить своих родных землях на берегах Куры. Это историческая память лезгинского народа, часть которого была вынуждена спасаться глубоко в северных горах в  неуютном и суровом высокогорье. Только среди этих скал и высоченных гор остатки албанцев сумели сохраниться от полного уничтожения со стороны кочевых орд, несметными полчищами шедшими из степей Азии.  «Куьринцы», хотя и говорят ныне на лезгинском языке, состоят из разных албанских племён, исчезнувших в современное время в чистом виде, в них течёт кровь тех самых древних албан, проживавших вдоль берегов Куры в глубокой древности. Это остатки разных албанских родов, ушедших на самые непригодные скалы и горы на северной границе Кавказской Албании. Это та историческая память, которую невозможно стереть из гена нашего народа.  Трагические страницы древней истории лезгин тянет на книги, поэмы, оперы, а как минимум, на сочувствие и понимание. Но в советском Дагестане - в первом политическом объединении местных народов, которое создали большевики в 1920-х годах - у остальных народов, не переживавшим даже в малой степени всё то, что пережил в историческом прошлом лезгинский народ, не только не было понимания истории лезгинского народа, но им было глубоко чуждо восприятие мира, истории, самих себя так, как это ощущали лезгины. Потому что был абсолютно разный исторический багаж пережитого и прошедшего у лезгин, и у всех остальных народов Дагестана. Отсюда и недопонимание лезгин. Это недопонимание лезгин проходит красной нитью через всю историю советского Дагестана и переходит в постсоветский Дагестан, доходя до наших дней. Отсюда разные менталитеты, разительный контраст мироощущения на уровне этнопсихологии. Поэтому лезгинам всегда было дискомфортно подобное сосуществование в одной республике, навязанное сверху большевиками, которое не было собственным выбором лезгин, всегда желавших отдельной республики для себя. Но лезгин принудили жить совместно с народами, которые не понимают их, не имеют такого исторического опыта, как они, не имеют такой генетической памяти о себе. И итоге, духовно мучаться, что происходит до сих пор. То, что лезгины пишут о себе и чувствуют и то, что другие дагестанские народы пишут о себе и чувствуют - абсолютно разные вещи и разные уровни. Мы не говорим, что лезгины лучше или хуже, а говорим о РАЗНОСТИ этнопсихологии (менталитета, самоощущения, мироощущения) лезгин в Дагестане (как и в Азербайджане), и всех остальных народов. Поэтому, лезгинам был нужен ( и нужен сейчас) отдельный, собственный субъект, свой угол, дом, где наш народ свободно дышать, жить, творить, созидать, развиваться без необходимости защищаться от нападок от тех, кто желают принизить, свести на нет его историю, без необходимости постоянной оглядки на всех, чтобы не выделяться своей разностью, не обидеть ничье самолюбие, быть ниже травы и тише воды. Когда целый народ поставлен в положение необходимости принизиться, чтобы  угодить всем вокруг ради того, чтобы просто иметь возможность выживать в морально дискомфортной среде, согласитесь, это очень деморализующее состояние для любого народа. Это копит внутренний протест, когда возникает вопрос - за что и почему лезгины поставлены в столь унизительное для себя положение с советского времени по сей день в многонациональной стране, где другие народы с такой же численностью, как лезгины, имеют свои отдельные республики и развиваются, никто их морально не угнетает, не пытается отнять их этноним и их историю? Уверена, что каждый второй лезгин, если не каждый первый, чувствует это точно также, как чувствую я, и согласится с тем, как я характеризую всё это. Лезгины и другие дагестанские народы духовно разные, потому что  имеется разный исторический опыт и багаж пережитого, разное мироощущение себя.

В советском Дагестане произошла большая научно-историческая спекуляция, перешедшая и в современное время. Было издано  масса материалов о лезгин с попыткой привязать к лезгинам на уровне этнонима гидроним «куьринцы» взамен лезгин, а настоящий наш этноним «лезгины» отнять и представить как обобщённое символическое название всех дагестанских народов. Причина этого зиждилась на том, что дагестанских историков и партийную номенклатуру не устраивал тот факт, что практически все древние источники, в том числе, русскоязычные, более всех упоминают именно лезгин, и очень мало - другие дагестанские народы. Особенно это  задевало самолюбие местных национал-шовинистов, которые в 1959 году незаконно укрупнили два народа за счёт более десятка других подлинных древних этносов Дагестана, а укрупнение требует и истории, исторического обоснования и фундамента, чего не было, что было необходимо создать быстро. Тогда было решено, что самое быстрое и эффективное это не создавать с нуля новую историю, что сложно и требует времени, а просто взять готовую историю лезгинского народа. А как можно забрать у любого народа мира его собственную историю? Совершенно просто: лишив его собственного этнонима и привязав его к иному, менее значительному географическому термину, например, к термину «куьринцы». Почему б и нет, тем более, что в Дагестане провели искусственное дробление лезгин на агулы, цахуры, рутулы, табасараны, лезгины были невероятно ослаблены своим положением, шла миграция лезгин из Дагестана в другие республики СССР, была и уверенность, что никто не заступиться за лезгин в РСФСР, когда всё было схвачено и под контролем у дагестанского партийного руководства тех лет. Это было самое подходящее время для запуска новой компании в исторической науке и культуре Дагестана, находящегося под полным контролем партийной власти. Упавшего - добивают. Народ, недооценивший степень угрозы своему будущему, допустивший своего разделения и дробления, не будет оставлен в покое. Чтобы он не восстановился и не поднялся вновь, надо добить, отнять у него этноним, и выкинуть на обочину истории. Это не громкие слова, увы, это реальная действительность положения лезгин в советском Дагестане. Ведь всё, что имели лезгин накануне Февральской революции (здесь не тема перечислять) было отнято, разрушено и сведено на нет именно в советское время. И начались научные публикации, везде в музеях стали постепенно менять определение «лезгины» на «Дагестан», обобщая и размывая его этническое содержание, по сути, сводя на нет.

С 1950-х годов появляется масса непонятных научно-исторических материалов, книг, замечаний и примечаний в статьях, которые ставят себе конечную цель отнять у лезгин их настоящий этноним  «лезгины», перетянуть его на весь Дагестан, а самих  лезгин ограничить в рамки - «куьринцы». Это крайне враждебное действие в отношении лезгинского народа осуществлялось весьма дипломатично, постепенно, избегая прямого конфликта в республике. Многие начинающие историки, языковеды, лингвисты, и прочие специалисты, получали добро на подобную подачу исторического материала, им рекомендовали везде, где встречается определение «лезгины», при ссылке на такой материал, делать примечания о том, что речь идёт о всех дагестанских народах, что это обобщающий термин, а не этноним одного народа. Такие рекомендации-просьбы от Дагестана получали и все музеи в РСФСР, на имя руководств которых писались письма из Дагестанского филиала АН СССР с просьбой, заменить слово «лезгины» в музейных экспозициях на «Дагестан». В большинстве случаев, везде шли навстречу и делали как их просили. Потому вдруг стали исчезать отовсюду в советских музеях определение «Лезгины», взамен которого появилось определение «Дагестан». За счёт истории, культуры лезгин создаётся история и культура Дагестана, так получается. Сам же лезгинский народ искусственно принижали, сводили к минимуму, чтобы плавно заменить его на «Кюринцы». Такой замысел претворялся только в отношении лезгин. Все остальные народы представлялись правильно и как они были. Таким образом, исподтишка, культурно, тихо, молча, роли яму целому народу в исторической науке и культуре. Одновременно шла реклама и восхваление двух укрупнённых народов советского Дагестана, тратились республиканские средства на создание им соответствующего имиджа. Лезгинский же народ, напротив, всячески принижали и загоняли в рамки «кюринцы». 

Все лица, замешанные в данном научно-исторической и культурном поклёпе тех лет, другого определения, увы, не могу найти, не заслуживают называться учёными и деятелями культуры. Но они имеют звания, награды, ордена, являются уважаемыми в республике. Вот что происходило в советской дагестанкой науке. Именно этот подход перешёл и в постсоветскую дагестанскую историю. Мы ощущаем на себе последствия такой замены. Мало что изменилось с тех лет.

Таким образом, в советском Дагестане во второй половине XX века произошла масштабная спекуляция на трагедии части лезгинского народа, взявшего себе в память о своей древней исторической Родине - побережье реки Кура - определение «куьринские лезгины, куьринцы, куьревияр». Это как если бы начали часть русских вдруг называть «вятичи» или «радимичи», а всех других россиян - «русскими» с целью обобщить историю и перетянуть его на другие современные народы России, не имеющие к ней отношения. Звучит чудовищно, не так ли? Считаем невозможным, верно? Так почему же в отношении лезгинского народа такое допускалось в советское время с молчаливого согласия Москвы и до сих пор не пресекается никем в стране? Почему определение «кюринцы» допускается в отношении всего лезгинского народа, который имеет, помимо этого определения, ещё два определения географического характера, «самурцы» (самурви)и «кубинцы» (къубави)?.

Почему допускается это в Российском Этнографическом Музее? Например, странное название экспозиции «От кюринцев до лезгин» [ГУЛЯЕВА Е.Ю., КАПУСТИНА Е.Л., СОЛОНЕНКО М.В. От кюринцев до лезгин. Альбом —;СПб.: Славия, 2018].


«Куьринцы» это всего лишь одна треть всего лезгинского народа, ныне проживающего на территории Курахского, частью Сулейман-Стальского и Магарамкентского района. И более никто. Ахтынский и Докузпаринский районы не являются, например, «куьринцами», а называют себя «самурскими лезгинами». Кусарские ил кубинские лезгины также не являются «куьринцами», а называют себя «кубинскими лезгинами». На каком основании, географическое название одной трети лезгинского народа пытались, и до сих пор пытаются, навязывать всему лезгинскому народу с целью замены его подлинного исторического этнонима?  Лезгины это этноним, не придуманный искусственный термин, а издревле самоназвание лезгин, происшедшее от корня «Лекь». Как он может быть общим названием всех дагестанцев?

Поразительно, но в этом неблаговидном деле участвуют и многие музеи современной России, поддерживая совершенно необоснованные притязание этнополитических элит новых укрупнённых политических наций Дагестана на то, чтобы обобщить этноним «лезгины» и свести его содержание на нет, лишив его своего народа.

Кюринские лезгины хранят историческую память о той масштабной национальной трагедии, которая произошла в их истории в далёком историческом прошлом, когда большая часть народа была истреблена кочевниками, занявшими их земли вдоль берегов реки Кура. Эта тема требует серьёзных научно-исторических исследований, а не спекуляций и переписывания истории лезгинского народа, загнав его в рамки «кюринцы», отнимая настоящий этноним народа.

Русские военные историки и кавказоведы времён Кавказской войны, не зная подлинную историю местных народов, часто делали ошибочные и поверхностные выводы. Потому, на какой-то промежуток времени, обозначение «кюринцы» стали применять к части лезгин, включив в него, даже не имеющих вообще  к нему отношение, жителей Самурской долины и Кубы. В целом, «кюринцы» неправомерно сделали этническим обозначением, что сыграло крайне отрицательную роль в первых переписях горцев в Российской империи. Часть лезгин стали ошибочно обозначать как «кюринцы», часть как собственно «лезгины». Это привело к неправильным цифрам в переписях, к неправильной подачи общей численности лезгинского народа. Причём, численность лезгин подавалась отдельно по четырём административным единицам империи: Дагестанской области, Бакинской и Елизаветпольской губерниям, Кахского участка Тифлисской губернии. В то время как все остальные народы Дагестана считались целиком. Таким образом нелепые ошибки русских первопроходцев-исследователей, делавших ошибочные выводы стали мощной спекулятивной базой для ангажированных партийных историков в ДАССР, а затем и придворных историков дагестанской клановой элиты в РД, пытающихся переписать историю Дагестана, наступая на другие народы.
К сожалению, это не прекращают делать до сих пор.

Возвращаясь к теме лезгинских гидронимов.

У удин корень «кур» обозначает то же самое, что и у лезгин.
Кал - долина.
Водная долина - Куру кал - водные источники.
Къур акъатна - влага/водность изошла
Водная долина - Курукал - горячие источники.
Кьеш влажность.
Везде где вода или ее отсутствие, там «Кур».

Корень «Кур» играет зеркальную роль и при отсутствии воды

Къурамат (къур амач) - отсутсвие воды (засуха)
Йад хурей , хур, Уьр - Озеро, Кур.

Урарту, скорее всего, происходит от слова «озеро» - Уьур.

У удин тоже однокоренное слово означает родник:
Орайн - родник на уди.

Также Кур МОЖЕТ означать и источник, Исток.
Къуй - водоем.

Также, на будухском и крызском языках Къур(къура) это речка.


*Барон Услар относил арчинцев к аварцам (хунзахцам), что говорит многое о его знаниях в кавказских языках и лингвистическом уровне. Если он не сумел понять, что арчинцы говорят на одном из лезгинских языков, что говорить о прочих его выводах.



На фото: Кавказская Албания на особенно интересной карте 1865 года, изображающий Кавказ и Месопотамию в древности. Река Кура (Cуris/Coris) проходит вдоль южной границы, отделяя К. Албанию от территории Месопотамии. Настолько К.Албания была близка к Среднему и Ближнему Востоку в те времена, когда ещё не было тюрков-сельджуков и не было монгольских завоеваний. Можно себе представить, насколько иной могла быть история Кавказа, если бы не монгольское нашествие XII века, открывшей путь племенам кочевников-огузов на территорию бывшей Византии и Кавказской Албании.  Автор карты: нем.Карл фон Шпрунер.


Рецензии