Присхождение обозначения куьринцы

Происхождение гидронимов с корнем "Кур" и  географического определения "куьринцы". Научно-исторические спекуляции вокруг обозначения "кюринцы".


Информация для размышления: "кур" означает нечто (скорее всего, состояние) связанное исключительно с водой. Древние топонимы: Кура, Курукал (село на водных источниках) кал - отпочковавшееся поселение от крупного нас.пункта / зоны для посевов рядом с городом. Кроме того "жажда воды" тоже "къур". Кура это древняя албанская река, которая символически выполняла такую же роль в жизни народа, как и река Самур на севере. Обе реки - Кура на юге и Самур на севере составляли две жизненно важные водные артерии Кавказской Албании.  Практически, кавказские албаны обитали в благодатном междуречье между рекой Самур и рекой Кура. Устье реки Самур находится у самого древнего города мира _ЧIУЛ (Чол,Цол), за котором сразу же проходила постоянная северная граница Кавказской Албании. Южная постоянная граница. соответственно, проходила за рекой Кура.

Ну это само собой "куьринцы" уже от названия реки Кура.

Как и "самурцы" от названия реки Самур. Было бы очень странно, если бы по тому, как коренное население Самурской долины называют себя "самурцы" сделать вывод лингвистам о том, что это и есть их этноним, не правда ли? Но в случае с рекой Кура, единственные "куьринцы", лезгины, которые себя называли и называют так, проживают высоко в курахских горах и совершенно далеко географически от реки Кура. Потому, барон Услар, так и не понявший истинный глубинный смысл (значение) данного определения на себя части лезгин, сделал сначала совершенно ошибочный вывод. Впоследствии, он и сам понял, что это не может быть этноним никак. Но незная подлинную историю лезгин, даже не имея никаких представлений о существовании в древности государства Кавказская Албания, чья южная граница проходила за рекой Кура, Услар не имел полноценных знаний, сведений, чтобы правильно расценить значимость данного определения "куьринцы" для курахских лезгин. "Куьринцы" (лезги. Куьревияр) это нестираемая генетическая память лезгин, чьи предки подвергались уничтожению, настоящему геноциду, на своих равнинных цветущих землях на берегах Куры в древности, и которые,  спасаясь от полного уничтожения со стороны кочевых орд, несметными полчищами шедшими из степей Азии, в остатке разных албанских родов ушли глубоко в горы на север и заняли самые непригодные на тот момент для жизни, а потому и свободные, горы на северной границе Кавказской Албании. Это та память, которую невозможно стереть из гена нашего народа.  Эта трагическая страницы нашей древней истории тянет на книги, поэмы, оперы, как минимум. А не на спекуляции на историческом горе народа.  Потому нас коробит от массы непонятных материалов, которые ставят себя цель отнять у лезгин их настоящий этноним  "лезгины", присвоить его и перетянуть его на весь Дагестан. А самих подлинных лезгин ограничить в рамки - "куьринцы". Это крайне враждебное действие на наш взгляд.  С такими "братьями" и враги уже не нужны. Страшнее не внешний враг, который явно очевиден и не скрывает себя, а внутренний, который маскируется под "брата"/ "друга", при этом, исподтишка, культурно, тихо, молча, роет яму целому народу в исторической науке.  Все лица, замешанные в данной научно-исторической афёре, другого определения, увы, нет, являются настоящими врагами лезгинского народа. Неважно, что некоторые из них даже породнены с лезгинами и на словах  к нам "хорошо" относятся. Суть их истинных намерений определяются их действиями, работами, книгами, заявлениями.  Мы знаем их имена, но  воздержимся называть в данной публикации. Мы обращаемя к молодым исследователям и историкам - не вестить на такие темы и такие задачи в вузах республики и в ДНЦ РАН, которые перед вами ставятся некоторыми представителями более старшего научного поколения, зачастую, к сожалению, не совсем порядочными. Потому что это путь в никуда для вас как авторов. Это антисторичекие и антинаучные задачи. Не стоит играть роль винтиков в общем этнополитическом заказном процессе переписании всей истории Дагестана в ущерб целым народам (андо-цезским, арчинскому и лезгинскому). У этого действия нет будущего. Не стоит тратит свой научный потенциал на такие  темы.  Делать спекуляции на трагедии части лезгинского народа, взявшего себе в память о своей древней исторической Родине - побережье реки Кура - определение "куьринские, куьринцы, куьревияр" -  вверх бестактности, как минимум. Куьринцы это лезгины, трепетно хранящие историческую память о той масштабной национальной трагедии кавказских албан, которая произошла в их истории.
Земли предков куьринцев с тысячелетней историей заняли кочевые племена.
Основная активная мужская часть народа тогда полностью была истреблена.
Что может быть трагичнее для горцев?
Эта тема требует серьёзных научно-исторических изысканий, а не спекуляций и закулисного переписания истории народов Дагестана.

Русские военные историки, лингвисты, не зная подлинную историю местных народов, делали весьма поспешные и поверхностные выводы. Потому, на какой-то промежуток времени, обозначение "куьринцы" стали применять к части лезгин, включив в него, даже не имеющих вообще  к нему отношение, жителей Самурской долины и Кубы. В целом, "куьринцы" тогда сделали этническим обозначением, которое сыграло крайне отрицательную роль в первых переписях горцев в Российской империи. Часть лезгин стали ошибочно обозначать как "куьринцы", часть как собственно "лезгины". Это привело к неправильным цифрам в переписях, к неправильной подачи общей численности лезгинского народа. Причём, численность лезгин подовалась отдельно по трём административным единицам империи: Дагестанской области, Бакинской и Елизаветпольской губерниям. В то время как все остальные народы Дагестана были подсчитанны целиком. Таким образом нелепые ошибки русских первопроходцев-исследователей, делавших записи, зачастую, ошибочные, приблизительные, стали мощной спекулятивной базой для некоторых непорядочных историков в ДАССР и в РД, пытающихся переписать историю Дагестана, наступая на другие народы.
К сожалению,они не прекращают это делать до сих пор.

Возвращаясь к теме гидронимов.

У удин корень "кур" обозначает то же самое.
Кал - долина.
Водная долина - Курукал - водные источники.
Къур акъатна - влага/водность изошла
Водная долина - Курукал - горячие источники.
Кьеш влажность.
Везде где вода или ее отсутствие, там "Кур".
Тема и корень "кур" весьма любопытна в лезгинском мире.
Къурамат (къур амач) - отсутсвие воды (засуха)
Яд хурей , хур, Уьр - Озеро, Кур.
Урарту скорее всего происходит от "озеро" - Уьур.
У удин тоже однокоренное слово означает родник:
Орайн - родник на уди.
Также Кур МОЖЕТ означать и источник, Исток.
Къуй - водоем.
Также, на будухском и крызском языках Къур(къура) это речка.


На фото: Франкен Пауль фон [1818—1884]
Вечер на берегу реки Кура ниже Тбилиси. 1865


#sherypashaeva


Рецензии