Государственный музей Рийксмузеум в Амстердаме-19

Государственный музей (Рийксмузеум) в Амстердаме-19
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Самым крупным пейзажистом этого времени был Якоб ван Рейсдаль (1628 – 1682).
В музее хранится много его работ, среди них полотно “ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА В ВЕЙКЕ” (ОК. 1670). Сумеречное освещение, нависшие тучи привносят настроение предчувствия бури и грядущей катастрофы, угрожающей непрочному месту обитания людей.
Наиболее видные жанристы Голландии: Адриан ван Остаде (1610 – 1685), Ян Стен (1626 – 1679), Питер де Хох (1629- 1664), подкупают непосредственностью в изображении жизни, точностью деталей обстановки, нравов. Часто это сцены драк, попоек, ухаживания, забот по дому.
Адриан ван Остаде (1610 – 1685) стал крупнейшим представителем крестьянского бытового жанра, он выработал свою манеру письма, отличающуюся вниманием к передаче особенностей быта и острой характеристикой простонародных персонажей.
В музее среди многих его произведений наиболее характерной является картина “ИНТЕРЬЕР КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА” (1650).
Остаде всю жизнь работал в Харлеме. Он был учеником Франса Халса, но почти ничего от раскованной манеры письма учителя не проникло в образный мир ученика.
Картины Остаде состоят в основном из задымленных и темных интерьеров крестьянских домов и кабачков, как на этой картине.
Группа крестьян собралась у камина, очевидно на улице зима (на полу справа коньки). Крестьяне беседуют, пьют пиво и курят трубки.
Художник описывает детали обстановки: трехногий простой табурет, на нем оловянный кувшин, традиционный сосуд для пива и глиняная курительная трубка – новая для того времени форма приятного времяпровождения.
Как и другие работы Остаде, «Интерьер» лишен тонкости и изящества учителя, но герои даны не карикатурно, а с теплотой. Картины этого жанра, правдиво изображающие скромный крестьянский быт, пользовались довольно большим успехом у горожан.
Они даже вывозились за границу в оригиналах или копиях. Например, они встречались в итальянских коллекциях, представляя собой необычный контраст с помпезными картинами стиля барокко.


Рецензии