Ч. 90 Бог высоко, а царь далеко

Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/11/13/1700

4-го октября 1815 года наконец-то шторм прекратился и вышли в море. Была сильная зыбь, пассажиры укачивались и появлялись на палубе только для того, чтобы отдать за борт всё съеденное. По совету моряков они старались себя чем-нибудь занять.

13-го октября погода резко изменилась, и в течение пяти суток наступил полный штиль. Натуралисты оживились, принялись вылавливать и изучать медуз. Я совершенно забыл упомянуть о том, что Коцебу разрешил присоединиться к экспедиции датскому лейтенанту Вормскиолду.

В Копенгагене он получил на это согласие в российском посольстве. Датчанин собирался оставить «Рюрик» сначала на Тенерифе, затем в Чили, а сошёл с корабля только на Камчатке. Он тоже занимался научной работой.

Интересно сравнивать то, что писал Коцебу, и записки его учёных пассажиров. В воспоминаниях учёных много лирических отступлений, у Коцебу записки носят более практический характер с учётом того, что ими будут пользоваться другие мореплаватели.

Шамиссо отметил, что настроение командира корабля зависело от состояния его здоровья, Коцебу мучился заболеванием брюшной полости ещё с самого начала плавания.

Все пассажиры быстро усвоили, когда лучше не попадаться на глаза обычно «доброму и милому» капитану, а также русскую поговорку, что Бог высоко, а царь далеко. Обе эти функции на корабле выполнял командир.

Шамиссо, единственный, не знавший русского языка, чувствовал себя неуютно во время еды, когда все оживлённо переговаривались на русском языке, поэтому с помощью Логгина Андреевича Хориса принялся активно его изучать.

28 октября пришли на рейд в Санта-Крус.  О Тенерифе и до Коцебу было написано много, тем не менее его записки очень интересны, поскольку это был очень умный и высокообразованный наблюдатель.

О местных жителях лейтенант отозвался так: «Народ казался нам вообще чрезвычайно беден и безобразен, но при всём том весёлого духа и весьма любопытен. Испанская важность, которую сохранял он и под своим рубищем, внушала нам какое-то почтение».

На острове жили свободные люди, которые даже в бедности сохраняли чувство собственного достоинства, на что не мог не обратить внимания Отто Августович, сравнивая с униженным состоянием людей такого же класса в России.

Непривычные условия, теснота, плохая еда – всё это действовало на нервы учёных, которые во время плавания, в отличие от матросов и офицеров, не были заняты делом. Между ними начались трения.

С большим трудом удавалось избежать открытых ссор. Напряжённые отношения сложились у Шамиссо с лейтенантом Вормскиолдом, выражавшиеся в постоянных спорах и соперничестве. В тёплых широтах Коцебу разрешил пассажирам спать на верхней палубе.

Все они описывают эти чудные ночи в океане во время тихой погоды на бескрайней морской равнине и яркие россыпи звёзд на фоне чёрного неба. Но больше всего их восхищал светящийся след за кормой корабля, создаваемый морскими организмами.

Не только Коцебу обратил внимание на чувство собственного достоинства жителей Тенерифе, но и его спутники. Один из них написал в своих записках: «В нашем путешествии люди обычно казались нам крайне бедными и некрасивыми, с веселым нравом и большим любопытством. Испанское достоинство, проявляющееся в языковых формах, впервые встретило нас здесь под лохмотьями».

Под языковыми формами он имел в виду обращение друг к другу даже простолюдинов: «Ваша милость».

1 ноября 1815 года снялись с якоря и продолжили плавание. 3-го ноября ощутили довольно свежий северо-восточный пассат. «Рюрик» шёл со скоростью до восьми узлов.

По этому поводу Шамиссо ехидно заметил, «что скорость его корабля - это момент, по которому показания капитана любого корабля столь же ненадежны, как и показания женщины, которая должна назвать свой возраст».

Тропик Козерога пересекли в четыре часа 6-го ноября. В тот день путешественники увидели дельфинов, а на следующий день - первую летучую рыбу. Шамиссо написал в дневнике:

«Первая летучая рыба, упавшая на палубу и попавшая в руки наших моряков, в глубочайшей тишине была разрезана ими на куски,  которые они затем бросили в море во всех направлениях. Это должно положить конец предвещаемой катастрофе».

Но потом суеверные моряки прекрасно уплетали летучих рыб и в Атлантическом, и в Тихом океанах, разнообразя своё меню. В Атлантическом океане ловили акул, их мясо тоже шло в пищу.

Коцебу позаботился  о рыболовных принадлежностях ещё в Англии.

В пути встретили британский корабль, который шёл из Индии. Обменялись новостями: англичан интересовали дела в Европе. В свою очередь они рассказали о посещении острова св. Елены, куда сослали Наполеона.

23-го ноября в восемь часов вечера пересекли экватор. Все были новичками,  организованный Коцебу праздник удался и надолго запомнился морякам и их спутникам. По распоряжению командира «Рюрика» матросы каждое воскресенье устраивали самодеятельные концерты с песнями и плясками.

Это разнообразило жизнь людей, занятых монотонной, тяжёлой и опасной работой с парусами.

11-го декабря увидели берега Бразилии, а на следующий день встали на якорь у форта Санта-Крус. Всех поразила буйная зелень берегов.

А я, когда пишу это, сразу вспоминаю отчаянного и неутомимого путешественника, коллегу по Прозе. ру, Юрия Игнатюгина, который побывал и на Кубе, и в Бразилии. Но он и сам прекрасно описывает свои путешествия.
 
Туда бы ещё и нашего замечательного ботаника с Прозы. ру Юрия Панова 2, который пишет чудесные очерки о растениях. Описания растений учёными с «Рюрика» не идут ни в какое сравнение с рассказами о растениях Юрия. Вот было бы для него раздолье!

«Природа, только величественная природа, оставила у меня неизгладимые впечатления», - написал в дневнике один из учёных.

К сожалению, у меня нет возможности описывать все впечатления моряков и учёных, находившихся на борту «Рюрика», поэтому придётся ограничиться лишь наиболее существенными, с моей точки зрения, цитатами.

На берегу острова Санта Катарина Коцебу распорядился установить палатку и рядом снял домик, чтобы все участники плавания посменно смогли отдохнуть на берегу, а также для поверки навигационных инструментов и хронометров.

Но самое главное: тяжело заболел лейтенант Иван Яковлевич Захарьин, и врач Эшшольц решил, что нужно делать операцию. Ассистентом он пригласил Шамиссо. Но лейтенанту несказанно повезло.

То ли от перспективы отправиться на тот свет с помощью скальпеля корабельного доктора, то ли по другой причине, но на берегу он невероятно быстро поправился.

Продолжение http://proza.ru/2020/11/16/1218


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
/
Ваш рассказ, подобен виртуальном путешествию...
Обстоятельно описаны нравы, природа, быт команды...
ЗдОрово! Спасибо Вам!
/
С теплом, вдохновенного творчества!

Наталья Николаевна Максимова   29.08.2023 09:13     Заявить о нарушении
Дорогая Наталья, Вы меня очень порадовали!
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   29.08.2023 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.