Государственный музей Рийксмузеум в Амстердаме-21

Государственный музей (Рийксмузеум) в Амстердаме-21
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Социальное и культурное своеобразие было характерно для каждого города Голландской республики. Так, мастера живописной школы Делфта любили изображать людей в освещенных лучами солнца интерьерах или в знаменитых голландских внутренних двориках.
Особые красочность и светоносность колорита, передающие материальную сущность вещей, отличают произведения художника делфтской школы Яна Вермеера (1632 – 1675), еще одного наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом великого представителя голландской школы живописи XVII в.
В музее находятся четыре полотна мастера – “УЛОЧКА” (ОК. 1658), “СЛУЖАНКА С КУВШИНОМ МОЛОКА” (1658 - 60), “ЖЕНЩИНА С ПИСЬМОМ” (1662-63), “ЛЮБОВНОЕ ПИСЬМО” (ОК. 1666).
«Улочка» (ок. 1658) - перед нами залитая рассеяным светом пасмурного дня сцена, изображающая уголок улицы. Художник, видимо, наблюдал подобную сцену из окна дома в Делфте. Он точно описывает увиденное: побеленные входы в здания; мостовую, выложенную неровными рядами булыжников; он воспроизводит кирпичную кладку, полоски известкового раствора, составные стекла окон, ставни.
Дети играют перед домом, пока мать готовит обед. Мы видим узкий проход между зданиями и в конце его – женщину, занятую работой.
Художник продуманно отбирает и смешивает краски на своей палитре, создавая тончайшие оттенки цвета. Вермеер не описывает, не рассказывает, его цель – создание живописного образа, в данном случае тихой голландской улочки в Делфте.
Особая трудовая этика, присущая умонастроению голландцев «золотого века», выражены в его знаменитой картине «Служанка, с кувшином молока» (1658-60).
Перед нами одна из попыток создания Вермеером в своих картинах вневременной атмосферы. Изумительная композиция картины начинается с великолепного натюрморта на зеленой ткани.
На переднем плане сгущаются рельефные мазки, а также золотистые и белые выпуклые точки.
Художник воспроизводит действительность с величайшей тщательностью, композиция основана на точном математическом расчете расположения предметов и в спокойной позе женщины, в скромном интерьере кухни.
Свет проникает через стекло (разбитое), касается белой стены, доходит до плинтуса из голубых делфтских изразцов, ложится на хлеб, корзину, кувшины.
В картине почти нет действия, только струйка молока тихо скользит в уютной тишине кухни. Эта белоснежная струйка – основа композиции, и самое яркое пятно в картине.
Повседневная жизнь обретает оттенок особой значительности, даже приподнятости, что отражало представления кальвинизма о богоугодности любой работы, включая «доение коровы и мытье посуды».
«Женщина с письмом» (ок. 1663). Тишина, собранность, какая-то отстраненность изображения, разреженная воздушная среда, в которую сливаются в совершенной согласованности пространство, цвет и светотень.
Эта картина – шедевр поэтического настроения, в ней нет расстояния, разделяющего того, кто написал письмо, и женщину, которая его читает в этот момент: пустой стул на переднем плане и географическая карта как бы указывают на отсутствующего автора письма.
«Любовное письмо», (ок. 1666). Очарование этой картины начинается с неожиданно отодвинутого занавеса, что позволяет зрителю стать участником события личной жизни через темную прихожую.
Картина построена как триптих, в котором эпизод с письмом является его центральной частью. Залитая светом комната хорошо обставлена и украшена картинами. (В XVII веке любовь иногда сравнивали с плаванием в открытом море – отсюда и морской пейзаж).
На шести картинах Вермеера главным действующим лицом является женщина с письмом.
В данной картине художник дает понять по радостному выражению и улыбке на лице служанки, что тревога женщины в желтом о судьбе любимого человека необоснованна.


Рецензии