Плаха

(Молодёжный театр под руководством Вячеслава Спесивцева)

«Но он пока не знал одного: что зло противостоит добру даже тогда, когда добро хочет помочь вступившим на путь зла… Это ему предстояло еще узнать…»
(Чингиз Айтматов. «Плаха»)

Спектакль «Плаха» по книге Чингиза Айтматова, поставленный худруком театра двадцать лет назад, ныне возобновлён его сыном, Василием Спесивцевым.

Спектакль этот непростой. Он повествует о том, как молодой человек, Авдий Каллистратов, бывший воспитанник духовной семинарии, берет на себя непосильную задачу: в одиночку сражаться со Злом, перевоспитывая тех, кто поддался его влиянию. Он смело внедряется в логово наркокурьеров, тайно собирающих коноплю и доставляющих тем, кто потом превратит ее в дурманящее зелье...

Иногда кажется, что Авдий — просто безумец: он не боится никого и ничего, и не отрекается от веры в Бога даже тогда, когда наркокурьеры, избив его до полусмерти, сбрасывают с поезда...

Нет, веру Авдия ничем не поколеблешь. Ему все равно, что будет с ним: лишь бы на свете восторжествовало Добро! Лишь бы не вовлекались в неправедное дело такие мальчишки, как Лёнька... Недаром же параллельно истории Авдия в спектакле идёт знаменитая сцена свидания Иисуса Христа и Понтия Пилата!

Могло ли все кончиться для нашего героя не так трагически? Можно ведь было ему притвориться, зашифроваться получше, не объявлять впрямую наркокурьерам свою цель...
Конечно, можно было бы изменить все. Но, со слезами на глазах наблюдая, как Иисус в белых одеждах шествует через зал по спинкам кресел на Голгофу, а люди протягивают к нему руки, бережно поддерживая, понимаешь: измени здесь хоть что-то — и не получится подвига во имя человечества.
«Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последние слово останется за Господом Богом», — вспоминаются мне слова Преподобного Паисия Святогорца.

В прочную, грубую ткань этого спектакля органически вплетается ещё и трагическая история любви волчицы Акбары и волка Ташчайнара, у которых пьяница Базарбай похитил четырёх волчат. (В книге Чингиза Айтматова эта трагедия усиливается ещё и тем, что все предыдущие детеныши этой пары тоже погибли, и данный выводок был последней их попыткой завести потомство).

Люди и звери... Когда мы смотрим этот спектакль, нам кажется, что пара волков куда как человечнее многих персонажей «Плахи». Ведь по сути, Акбара и Ташчайнар стали мстить людям только тогда, когда те отняли у них последнюю надежду оставить после себя потомство. Да и малютку-сына доброго человека по имени Бостон волчица потащила в логово лишь от отчаяния: уж больно пахло от него младенцем! А ведь Акбара ещё не кончила кормить...

Спектакль этот не только прекрасно оформлен разными видеоэффектами, но и наполнен песнями Давила Тухманова. Это и «Родина моя» на стихи Роберта Рождественского, и весёлая «Из вагантов» в вольном переводе Льва Гинзбурга... И пронзительная, подводящая итог прожитой жизни, песня на стихи Семена Кирсанова:

«Жил-был я,
Стоит ли об этом?
Шторм бил в мол.
Молод был и мил...
В порт плыл флот.
С выигрышным билетом —
Жил-был я.
Помнится, что жил».

Основной музыкальной темой весьма удачно выбрана композиция Жана Мишеля Жарра “Ethnicolor”. И, хотя в масках петь не айс, многие зрители песням все же подпевали! А особенно в конце, когда артисты сложили из «кубиков» портрет Чингиза Айтматова, и худрук Вячеслав Спесивцев объявил, что этот спектакль посвящается 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. И тогда зазвучала на сцене и в зале «День Победы», песня славы и гордости мужеством предков, подарившим нам счастье жить на свете.


Рецензии