Роман Восхождение в ад или кошкины слезы Глава 30
Суфлер Любовь Балеевских,как бабочка порхала по коридору своего
Драматического театра имени Ермоловой.Она любила свой театр - даже несмотря на
то,что работала - совсем немного.Знать каждый спектакль,каждую паузу,знать -
все..чего не знает не один актер.Считала себя наполовину актрисой.
Работа суфлера начиналась во время репетиций.Суфлер аккуратно помечал в тексте -
паузы,которые делал на сцене актер.У каждого "подсказчика" - были свои пометки,
что галочкой обозначалась - короткая пауза,тремя - длинная.Это делалось для
того,чтоб понять во время спектакля,где актер - молчит по сценарию,а где - забыл
слова. Если заглянуть в конуру суфлера - вспоминается средневековая инквизиция.
Этот мученик обречен в театре на вечную пытку от которой становится страшно за
человека.Грязный ящик - вроде собачьей обита пыльным войлоком.Половина туловища
суфлера - погружается в подполье сцены с подвальной сыростью,другая - на уровне
пола сцены - подогревается с обеих сторон стосвечными,раскаленными лампами
рампы.Вся пыль при раздвигании занавеса при движении женских юбок - летит в рот
мученика - суфлера.А он принужденный весь день и весь вечер без передышки в
течении всего спектакля и репетиций - говорить неестественным,сжатым,часто -
напряженным голосом,чтобы быть слышным - только актерам,а не зрителям.Известно,
что три четверти суфлеров - заканчивают чахоткой.Но,никто не пытается изобрести
- более или менее приличную суфлерскую будку.
Она не раз вспоминала разговор с Евдокией Васильевной.И ее сердце - наливалось
доблестью по отношению к тому человеку,которого она видела всего один раз.Его
взгляд был наполнен сожалением и радостью - одновременно - голубых почти
прозрачных глаз.Было видно,что он умеет сочувствовать.Сегодня был спектакль.И у
нее в руках был текст,прочитанный много раз с отмеченными разными птичками -
паузами.Чтоб быть на высоте с любым артистом.Уже перестала смущать та небольшая
- почти будка,что возвышалась над сценой.
- Только бы все прошло гладко?- волновалась.Только - без сюрпризов.Порою у нее -
начинала болеть шея,спина,и поясница.Но,- это ненадолго - успокаивала себя.Скоро
- все поправится.Вот только бы у Павла - все путем.
Сегодня играли пьесу "Бешеные деньги" А.Островского.
Взгляд упал на строку пьесы.
ВАСИЛЬКОВ - Я хочу сказать,что она по своей миловидности - очень привлекательная
девица.
- А я чем привлекательна? - подумала Любовь.
ВАСИЛЬКОВ Я хотел сказать,что она мне - очень понравилась.
ТЕЛЯТЕВ Еще лучше.Да,кому же она не нравится?Помилуйте вы меня!А знаете что?
Попробуйте ей сами понравиться.
ВАСИЛЬКОВ Да,разве ж это так трудно?
ТЕЛЯТЕВ Ну,да - уж я вам скажу.
- Обо мне бы так - мысленно приуныла Любочка.Эту мамашу задушить хочется..
Но,ведь она меня родила..Где она? Что - то вдруг так захотела ее - увидеть.Я
тоже хочу,чтобы обо мне - спорили,думали.Ах,Виктор,Виктор!- сын профессора.Поди
и не вспомнит обо мне - взгляд помрачнел от сожаления.Затем она увидела
пристальный взгляд актера,играющего Василькова - прошептала ему текст -
повторил и сцена продолжалась дальше.
Герои пьесы...
Молодые Васильков и Телятин всю первую сцену обсуждали ситуацию - каким образом
- можно заполучить великолепную девицу.И у нее Любаши по неопытности лет -
сложилось некое неприятие этой героини.Она вдруг отчетливо стала понимать,что
очень многого в жизни не имеет.Пока еще - 18 лет..,а потом - все старше и старше
- ужасалась мыслям.И сейчас - то никто не смотрит,а я еще - молодая,а что будет
- дальше? - смотрела на текст пьесы - шептала реплики с нужными паузами,внутри
- зарождался бунт к существующей действительности - Живу одна,как жаба на болоте
- разве что не квакаю!Когда отец приедет - неизвестно.И Паша что - то..Москва.
На одном слаженном дыхании вновь показали пьесу "Бешенные деньги"- публика -
была довольна.Актеры выходили на поклон - не раз.Дамы подметали длинными юбками
пол - пыль летела в суфлерскую.Любаша - кое - как терпела,чтобы не расчихаться.
Наконец занавес был закрыт.Зал опустел.Невысокая сгорбленная блондинка - вышла
из секретного укрытия.Села на одно из зрительских мест и серьезно задумалась.
- Уо!- крикнул осветитель.Товарищ суфлер - пора домой.
- Сейчас иду - откликнулась.Казалось - от своих мыслей - еще больше сгорбилась.
Боже!Так будет всегда?Нет!Не хочу!Не хочу! - почти крикнула.
- Чего это ты не хочешь? - отозвалась костюмерша Елена Ивановна Неверова лет
38- племянница Директора Театра.Заходи дорогая - любезным тоном.
- Зачем? - не поняла Любовь.
Та - зацепила пальчиками за плечо одежду.Заходи - сказала.
Люба нехотя - повиновалась.
- Ну и как тебе мое царство?
- Царство,как царство Елена Ивановна.Я - пожалуй пойду.
Та - вытащила костюм маленького паяца с маленькими округлыми бубенцами -
Надевай!- почти приказала.
- Зачем? - не хотела понимать истинных намерений.
- Ну,ты же хочешь быть актрисой? Надевай!- заорала.
Та,как подневольная рабыня - одела костюм.
- А теперь шапочку(с бубенчиками).
Та - одела шапочку.
Костюмерша заправила ее роскошные волосы - Красота!- издевалась.Давай - ка -
зепечатлим этот момент.
Любашка не успела стянуть ничего с себя - послышался щелчок фотоаппарата.
- Зачем тебе Елена Ивановна все надо? - нервничала.
- Так..- между прочим..,чтобы стать суфлером - нужно иметь образование
актерское.А ты,как мышь прошмыгнула в наш театр.И нате - любите меня!Не выйдет!
Пока я жива..Пошли - дернула ту за руку,потащила к зеркалу.
- Хватит!- упиралась Любашка.
- Ну,посмотримся и будет хватит.
Вдруг суфлер увидела себя в зеркале - маленький камзол из бархатной ткани -
ляписто расшит всевозможными вензелями и тесьмы,на шапочке - два колокольчика.
Костюмерша специально погремела колокольчиками - Вот твое амплуа..товарищ
суфлер!-захохотала странным,неприятным хохотом.
- Ты - демон!- закричала Любаша.Не человек!Я расскажу ему все! Крыса
костюмерная!
- Я крыса?!Да,такую крысу - еще поискать надо..А ты откуда коза приблудная?
Они настолько раззадорились.Вдруг откуда не возьмись - подошел дядя Директор
Евгений Савельевич Парамонов - седовласый высокий,худощавый блондин - Так..ты
ко мне..- быстро! - племяннице в гневе.Люба..- переодевайся и домой! - так же
скомандовал.
Девушка быстро стала снимать костюм паяца - глаза в злобе - сверкали,но она -
держалась.Ничего - думала она - Придет день ты мне за все заплатишь - мерзавка!
- Ну,чего ты хотел дядя!- бесцеремонно.
- Во - первых в стенах этого заведения - как я тебе говорил - никаких дядей!
Во - вторых..- что это за очередные выверты!Ты мне дорогая осточертела!Вы что ли
не в одном театре работаете? Или не одно дело делаете?- орал.Какого..ты к ней
все время пристаешь?!Что она тебе сделала? Злыдня ты этакая!С обязанностями
суфлера - она справляется.Старается ребенок.Ребенок - понимаешь ты или нет?!А
ведь у нее здоровья,как у мышки.Значит так...- завтра у нас спектакль -
пойдешь суфлером!
- А костюмы как же дядя? Нет!Нет!- закричала племянница.Дышать этой пылью!
- Ну,так чего тогда ты распускаешь свой поганый язык! Я не посмотрю,что ты -
племянница.Удалю к чертовой матери из театра.Брату скажу - разучилась работать.
- Пожалуйста - не надо!Прошу тебя - не повторится..больше.
- Только еще раз - словно змея шипел он.
- Нет!Нет!Нет!- кричала костюмерша.
Этот крик раздавался по отдельным уголкам театра и спрятался в тяжелой занавеси.
Эти стены впитали коварный нрав умелого костюмера,но ужасного по натуре
человека.Елена всхлипывала,понимая,что родственник не шутит.И придется ей -
совсем не легко,если он решится на ее увольнение.
Люба была расстроена очередным выпадом племянницы директора.Хотелось с ножками
забраться на диван и вволю поплакать.Но,до дома - еще предстояло доехать.
Скандал в кабинете Директора театра - она слышала полностью - Неужели,неужели -
Директор наконец решил заступиться?!Хороший человек.Хороший.А с этой!У..!-
погрозила мысленно кулаком.Ненавижу!Чтоб она околела!Затем поняла,что сказала
то,что - нельзя- чуть не прикусила язык.Но,я тоже буду паинькой,если она -
прекратит.Посмотрим.
И голый,серый асфальт помогал отстукивать дробь ее не очень высоких каблучков.
Уже стемнело и Москва вновь резвилась дорожками огонечков от фонарных столбов и
высотки сияли многими глазницами - величественно,словно богини перед маленькими
людьми.
Продолжение следует
********
16.11.2020
Свидетельство о публикации №220111601053