Язык и мышление. Глава 7-8

Глава 7-8.

Я перехожу к теме, разработанной отчасти  в моей книге «Внутренний делимитат», к теме «Язык в сознании». Выше было рассмотрено, как образуются протознания и нарабатывается протоязык. Чувственные образы снабжаются эмоциональными «ярлыками», и протознания толпятся в  поле умственных определительных движений духа.
В относительно взрослом сознании картина несколько меняется. Знания делимитируются в соответствии с житейским опытом. На знания протоязыка мышления накладывается структура языка общения примерно следующим образом: возникают новые ассоциации, оценочно нейтральные или положительные, и это новый сознательный опыт – по идее, начало крестного пути мыслящего человека. Как я уже говорил, человеку важно не потерять в лесу  словесного познания своей изначальной сознательной сущности, не стать глупой говорилкой, что удаётся далеко не всем.
И, наконец, третье:  налицо информатизация сознания, памяти – знания в чужой «упаковке» составляют огромную долю памяти, и с возрастом она увеличивается. Преодолеть это «тело смерти» мышления – задача воскресения на голгофе научного рационализма.
Пафос этой моей работы понятен: преодоление информатизации мышления как доминанта сознательной жизни человека, несущего в своём сознании подобие образа Божиего, оживление души и освобождение духа в деятельных творчестве, труде, любви.

Если говорить конкретно об устройстве и содержании сознания, то стоит заметить, что протоязык и протознания так или иначе лежат в его основе, нравственно-культурная основа личности так или иначе даёт о себе знать, даже со знаком «наоборот». Если говорить о знаниях языка общения, то очевидно они занимают особую сферу сознания, дистанцированную и в то же время прочно связанную с протоязыком. Действительно, когда мы мыслим, воображаем, соображаем, то «опрокидываем»  сознательное внимание в безсловесность или, вернее, дословесность, и координируем умозаключения в словесности. Повторю, что создание в голове такого механизма – главная задача развития человека, его роста.
У полноценно-развитого человека  сосмысливающий ум правильно действует в связке «соображение – высказывание – знание». Полноценность сознания  предполагает, что протоязык правильно сохраняется и действенно воплощается в сознании.
Ословеснивание знаний – процесс неминуемый, в лучшем случае это сознательный языковой опыт, в худшем – информатизация памяти, ближней и оперативной. Хоть последняя и неминуема, но мышление в таких условиях отнюдь не личностно, знания и умозаключения представляют из себя микс, далёкий от личностной  чистоты, красоты и уникальности.
Не всем дано жить на вершине, но лучше жить на склонах, чем в ущельях или провалах. Имейте в виду! Хотя в ущельях больше магазинов…

Теперь главный вопрос этих глав – как собственно ум действует в протоязыке как основе мышления и осуществляет соображение и сосмыливание?
Как уже говорилось, протоязык с его нравственно-культурным оценочным механизмом ассоциаций лежит в  основе сознания. Ассоциирующий ум действует в сознании через этот механизм.
Итак, мыслительному акту предстоят данные, его сопровождают рельсы задач (вопросов), «впереди» зовёт к себе цель. Данные соответственно вопросам проходят тестирование, ценз в механизме культурно-нравственного оценивания, выбора, и новые цензурированные ассоциации ориентируются к цели. Понятно? Умственные импульсы движут выбор «нужно-ненужно». «хорошо-плохо», «моё-не моё», «правильно-неправильно», «важно-неважно» - новые ассоциации образуются в механизме этой цензовой системы.
И последнее. Есть ли прямая, подобная лучу света, в процессе мышления, или мышление представляет из себя нагромождение так называемых помыслов? Одно дело – свет из окна, а другое – свет внутри помещения: он рассеивается. И вот в этой освещённой толще объёмного пространства сознания и осуществляется помыслообразный процесс мышления. А «лучи мысли», столь очевидные для христиан, считающих помыслы сомнительным, чреватым грехом явлением… Это простое видение или банальное догматическое ассоциирование, которым христиане придают исключительное значение в своём косном сознании.
Нет «светящих звёзд» в мышлении; есть «млечный путь» протоязыка в голове, растворяющий или купающий в молоке продукты мыслительной кухни.
Аминь.

16 ноября 2020 года.


Рецензии