Отцы и дети

(«Молодёжный театр под руководством В. Спесивцева»)

«Я бы мог объяснить вам причину, — начал Павел Петрович. — Но я предпочитаю умолчать о ней. Вы, на мой вкус, здесь лишний; я вас терпеть не могу, я вас презираю, и если вам этого не довольно...»
(И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Сегодня я впервые побывала в замечательном молодежном театре под руководством Вячеслава Спесивцева, где показывали «Отцы и дети» по роману Ивана Сергеевича Тургенева. А эта постановка, как известно, актуальна во все времена.

Есть такие душевные и добрые театры, в которых перед самим действом на сцену выходит худрук и рассказывает что-нибудь интересное и поучительное. Вот и на сей раз, волшебно появившийся из-за кулис Вячеслав Спесивцев поведал зрителям о том, насколько глубокие корни имела его мечта о собственном театре, и почему студия, в которую он принимает детей, подростков, юношей и девушек, работает на бесплатной основе. И никому из пришедших не подрезают крылья жестокими словами: «У тебя нет к этому таланта!»
Потому что нельзя брать деньги за любовь к театру и желанию в нем играть. Только красота спасёт мир. И любой человек от 5 до 18 лет может прийти в воскресенье, в 10 часов утра ко входу в театр и сказать: «Запишите меня в вашу студию, я очень хочу играть в театре!» И — учись, играй на здоровье!

Коснувшись в своём рассказе самого романа Тургенева, худрук театра отметил, что главный его герой, Евгений Васильевич Базаров жил... ощущениями. И предложил зрителям разделить эти ощущения вместе с артистами. Посмотреть, как те живут на сцене и проверить, какой отклик в наших сердцах это вызывает.

Итак, давайте проверим! Музыка, пение, веселье на сцене сопровождают прибытие в усадьбу Кирсановых сына ее владельца, Аркадия и его друга — Евгения Базарова. Будьте готовы: музыки и песен в этом спектакле будет предостаточно. Как веселых, так и грустных, конечно.
Молодые артисты необыкновенно хороши в ярких костюмах в духе «той самой эпохи». Отсутствие декораций практически не ощущается, ибо все внимание привлечено к тому, что происходит на сцене.
«Ах, как хочется порой нам сыграть чужую роль!» — эту фразу напевают герои постановки в самых разных обстоятельствах. Поют о себе, своих друзьях, родственниках, и женщинах, которых любят. И у нас есть прекрасный повод задуматься, чью роль играем мы. И стоит ли свеч такая игра...

Обойдя вниманием лишь два эпизода из романа — первое посещение Базаровым родителей и второе появление его у Одинцовой, спектакль охватывает все содержание этого известного произведения. Действие на сцене проходит очень динамично; один эпизод тут же сменяется другим. Даже сам спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, а также их дуэль, показаны с невероятным юмором. А до чего же «хороша» вечно всем недовольная тетушка сестёр Одинцовых! Как «стреляет глазками» «скромница» Катюша! И с какой страстью она набрасывается на Аркадия, когда понимает, что цель ее достигнута!

Евгений Базаров в этом спектакле — живой, обаятельный мужчина, чуждый всяких «дурацких» условностей, диктуемых обществом «отцов». Если уж хочется ему сказать, о чем он думает — так вперёд, и с песней! Есть желание поцеловать милую Фенечку, склонившуюся над цветком — так он и поцелует, будьте уверены! А на дуэль за это вызовут — так и пойдёт стреляться: нельзя же отказывать в единственном развлечении старикашке Павлу Петровичу! ;

Да, Базаров в этом спектакле таков, что зритель за короткое время успевает его полюбить. И с огромным сочувствием относится к этому необыкновенному человеку, подчинившему свою жизнь идее, в которую верил. Ибо сама-то жизнь на поверку оказалась выше всяческих идей...
Действительно, можно до бесконечности отрицать красоту и нежность цветов, заботливо взращённых садовником, а они растут себе, и радуют взоры тех, кто не сильно заморачивается разными идеями...
Даже любовь — и ту можно подвергнуть осмеянию! Только надо ж такому случиться, чтобы поразила она в самое сердце именно того, кто над ней так умело издевался!

Выше всяческих идей оказывается не только жизнь, но и ее итог —смерть.
«Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — с горечью произносит Евгений Базаров, почувствовав, что вскоре умрет. И последняя встреча его с Одинцовой волнует до слез. Ибо в этот самый миг выходит наружу все то искреннее, настоящее, что так старательно скрывали друг от друга эти сильные, гордые люди...

Отличная получилась постановка. Школьников она точно сможет приохотить если не к чтению классики, то по крайней мере к прослушиванию аудиокниги «Отцы и дети». А уж в театры «племя молодое, незнакомое» после такого спектакля точно потянется. И это прекрасно.


Рецензии