Рассказ 11. Любовь не знает преград!

   Тяжело живётся собаке, если у неё нет дома, а бывает, что тяжелее той, у которой и дом есть и хозяин не злой и не жадный, да вот вся жизнь ее проходит как один долгий день, потому что она все время вынуждена проводить на цепи возле своей конуры. Не побегаешь в своё удовольствие, когда тяжёлая цепь не даёт тебе сделать больше шагов, чем отмеряно хозяином!
Вот так жила в саду наших соседей овчарка Аза-красивая, породистая, мощная, чёрного цвета с рыжими подпалинами. Я не знала ее маленьким щенком, помню ее уже взрослой и на цепи. Азу привёз сын соседей из города и она уже несколько лет жила у них возле дома в большом саду в своём доме-конуре. Рядом с ее домом был деревянный настил, на котором стояли две миски, одна для воды, а вторая для еды. А с угла на угол, то есть по диагонали участка, была натянута толстая стальная проволока, на которой за кольцо держалась тяжёлая цепь Азы. И день и ночь были слышны «мелодии рабских оков», как говорила моя бабушка. Аза никогда громко не лаяла, она «предупреждала» сиплым голосом о том, что она служит верой и правдой своему хозяину, чтобы ни у кого и мысли не возникало подходить к месту ее службы слишком близко. На первый взгляд жизнь ее была спокойной и размеренной, но если посмотреть ей в глаза, то можно было увидеть бездну страданий и мук сильного духом существа, закованного в цепи.
   Азу боялись все! О ней ходили рассказы, в которых преувеличивалась ее кровожадность и бешенный темперамент.
Наша Соня предпочитала вообще не подходить к этому дому, а когда шла к нам в гости, то обходила их дом по соседней улице. Один вид Азы наводил на Соню дикий ужас, напоминая жуткие годы лагерной жизни. Каждый раз приходя к нам, первым делом ей надо было «цигарочку», то есть выкурить крепкую папиросу «Беломорканал». Иногда я у неё вытаскивала из железного портсигара одну или пару папирос, выковыривала аккуратненько табак и дула в бумажную часть - мундштук, получались забавные звуки и смешно щекотало губы. Но сейчас речь не о моих забавах и выдуманных играх.
   Итак, Аза была грозой всего посёлка.
Надо сказать, что в те далекие времена, в нашем посёлке жило много народа, раза в четыре или даже больше, чем живет теперь. В каждой семье по двое- четверо детей, которые во время летних каникул были предоставлены сами себе и никто особо не присматривал за нами. Конечно, если были старшие братья и сёстры, то это лучше некуда! Тогда и на реку в жаркие дни можно и в лес по ягоды, да, мало ли чего, все было можно. А тем ребятам, у которых старших братьев и сестёр не было, их отпускали играть с теми, у которых они были. Ну, как- то вот так все было устроено.
   Нам-дошколятам конечно нравилась такая свободная и веселая жизнь. Встречались изредка семьи с единственным ребёнком, у которых были бабушки и они им не позволяли играть с другими, чтоб «не набрались плохого от шпаны». Они, как правило, всегда были рядом со своими бабушками и их часто дразнили все ребята.
Были и «самостоятельные», такие которые не имели «стадного чувства», как это называл мой отец, на одном месте они усидеть ну никак не могли, скучными  порой им казались обычные игры, у таких ребят всегда в голове роилось много разных планов и идей. Не знаю, как так получалось, но такая «самостоятельность» бывало нападала и на меня. Старшие братья были слишком заняты, чтобы постоянно за мной присматривать, а бабушка Мина слишком слаба и стара, чтобы везде за мной успевать. Так что моим постоянным спутником и надежной охраной был мой пёс Чарлик.
Я уже говорила, что он был красивым, сильным и отважным псом. Так это не все, он был очень хитроумным!
   Помню, как сейчас, был солнечный, но совсем не жаркий июньский день. В соседском саду белым облаком цвёл жасмин, аромат которого распространялся по всей нашей улице. Жасмин - невысокий кустарник, если ты сам уже взрослый, а когда тебе ещё нет и семи лет, он кажется большим деревом с корявыми ветками и сучьями. Чарлик тоже любил этот запах, я это сразу поняла, потому что он часто подходил к забору и то тут, то там копал быстро, как одержимый, ямы-подкопы, а в промежутках между «копательными заходами», он со странным видом задирал морду и, с блаженством  бабушки Мины во время чаепития, нюхал воздух, широко раздувая свои чёрные ноздри.
   Соседи понимали, что с ним бороться бесполезно, молча закапывали со своей стороны эти недокопанные до нужного размера ходы, закладывали их камнями, досками, кусками шифера. Однако Чарлик как с ума сошёл тогда от аромата жасмина! Ему необходимо было туда, в соседский сад...
И вот в тот прекрасный июньский день, о котором я начала свой рассказ, Чарлику наконец-то удалось незаметно выкопать нужного размера лаз и он туда прошмыгнул. Я честно скажу, я не видела, как это произошло, потому что все утро и половину дня мастерила диван для моих кукол из дощечек. Для этого пришлось даже взять пилку- ножовку в гараже у папы и молоток с гвоздями. Задумка мне так нравилась, что казалось это займёт всего несколько минут, но увы, я не была прирожденным столяром и плотником. Устав от моих «хозяйственных дел», я сбегала домой, поела и вышла с новыми силами на террасу.
-Чарлик, ко мне! - крикнула я, но никто не отозвался и не прибежал. Это было очень странно! Положив булочку в кармашек передника, а тогда все девочки почему-то носили платьица и ещё маленький фартучек-передник, я побежала в сад.
-Чарлик, где же ты, бродяга?
Вдруг, в кустах малины показалась хитрая и довольная морда  моего Чарлика, вся в земле. Одним словом-счастливчик! Я скормила ему часть булочки и потрепала по холке.
-Проказник! Зачем ты выкопал яму под забором? Теперь тебе попадёт от папы! Чарлик, виляя хвостом и вставая на задние лапы, кружился и бегал туда-сюда от меня к забору и звал меня за собой.
-Ну, что же делать? Надо же, какой ты у меня, ты что ли тоже  жасмин любишь? хочешь подарить маме, чтобы она на тебя не сердилась? Ты что же, слышал как она вчера сказала, что жасмин ее любимый аромат? Как же тебе не повезло, что у тебя рук нет, как же ты справишься? Хорошо, хорошо, раз ты так уж хочешь, я помогу. - Жасмина в саду было много, поэтому я решилась и подобрав подол платьица, проползла сквозь этот лаз под забором. Ох, как красиво было в соседском саду! Рядом с жасминовыми кустами росли большие плетистые розы и на них уже были бутоны, готовые зацвести, яблони и сливы, вишневые деревья и красивые цветы, названий которых я тогда не знала. Я пошла за Чарликом в глубь сада, вдруг совсем рядом загремела железная цепь и я увидела огромную лохматую собаку, которая стояла и с любопытством смотрела на меня, шевеля своей большой головой, стараясь меня рассмотреть. Я понимала, что бежать нельзя, плакать нельзя и я просто стояла. Потом вспомнив, что в кармане у меня есть кусок булочки, от которой я отломила всего половинку, когда подзывала Чарлика. Меня так бабушка научила, все сразу не давать ему, а понемногу, по кусочку, тогда он всегда рядом будет. Он ведь молодой был пёс, всего два года от роду и мог увлечься и убежать от меня далеко. А раз я его человек, я за его поведение в ответе, так говорила бабушка. Глядя в глаза Азе, я сунула руку в кармашек передника, отломила там кусочек булочки и протянула ей со словами:
-Хочешь кусочек?
Аза стояла как вкопанная, нюхая воздух и всматриваясь уже не в меня, а в мою вытянутую руку, держащую кусочек булочки. В это время со стороны жасмина выбежал трусцой Чарлик, лизнул Азу, подошёл ко мне и тоже лизнул меня по щеке. Аза подошла осторожно, почти не касаясь моей руки, медленно и аккуратно взяла кусочек булочки и тут же его съела. Я достала ещё. Поделила на две части и с обеих рук угостила Чарлика и ее. Чарлик взял свой кусочек и побежал к конуре. Мое угощение на этот раз Аза взяла уже смелее и увереннее. Чарлик тем временем положил свой кусочек перед входом в домик Азы. Она повернулась, дошла до конуры, съела угощение и пошла к Чарлику. Я, как ни в чем не бывало, сорвала несколько маленьких веточек жасмина с цветами и решила посмотреть, как устроен у Азы дом изнутри.
-Ой, а можно посмотреть, что у тебя там? Давай я тебе постелю хорошенько.
Аза и Чарлик играя отбежали от домика, а я увлечённо стелила в конуре старенькое ватное одеяло, лежавшее в углу. Подумав мгновение и махнув рукой на свои мысли, я воткнула в угол веточки жасмина, чтобы было Азе приятно, а в домике красиво. Потом, осмотревшись, собрала возле конуры маленькие косточки, оставшиеся от бывшей ее трапезы и занесла их в домик.
- Вот интересно, рассуждала я вслух, кого это она съела?
Я сложила косточки в кучку и стала играть ими как маленькими человечками, заколдованными злой ведьмой. Надо сказать, что фантазия у меня была всегда «буйная», как часто говорила моя мама, добавляя:
- С этим нужно что-то делать, до хорошего это не доведёт!
А папа просто смеялся и отвечал:
- Как раз это может ей в этой жизни пригодиться, чтоб не спятить...
  Не знаю, сколько прошло времени, когда я проснулась от криков и шума. Высунувшись из конуры и протирая от сна глаза я увидела несколько человек с керосиновым фонарем, маму, которая плакала и что-то объясняла папе и дядю Пашу-соседа, который взял меня на руки и поднял на всю высоту своего роста, громко крикнув:
-Вот она, живая и целехонькая ваша Милка!
Аза рычала и сипло гавкала на шумную компанию, заявившуюся к ней в сад и потревожившую ее. А, может, ей не хотелось расставаться со мной, она лежала и охраняла мой сон, когда пришли люди. Чарлик был уже с обратной стороны забора и привёл моих маму  и папу, братьев и ещё несколько человек за собой, показывая им, где я. Хитрый пёс! Позже, когда мой «арест» в наказание за эту выходку был успешно пережит, бабушка Мина рассказала, что они меня долго искали. Часть мужчин отправилась на реку, взяв с собой деревянные багры, такие приспособления для подтягивания плывущих по реке брёвен или плотов, несколько человек пошли с фонарями к близлежащему болоту, мальчишки -друзья братьев бегали по домам моих подружек... Всем миром искали меня-потеряшку! Чарлик рвался к соседям в сад, но никто и не мог поверить, что я там. Только когда обнаружили яму под забором, решили проверить. Мама плакала и причитала, что если найдёт меня живой, то ни на шаг от себя больше не отпустит! Папа нервно просил дядю Пашу проверить лично каждый уголок сада, поскольку никто кроме хозяина туда войти не решался, зная нрав Азы. А когда в саду под кустом жасмина дядя Паша нашёл мою сандальку, которую собаки играя утащили от конуры, маме стало нехорошо и она упала в обморок, потому что кто-то сказал:
- Сожрала девчонку!
Хорошо, что Аза разволновалась от шума и запаха нашатырного спирта, который принесли маме понюхать и разбудила меня. Я, правда, когда вылезала из конуры сильно стукнулась головой о потолок, но это ерунда! Больше мне тогда не понравилось, что все шумели, галдели, мама плакала и я подумала, что мне тоже нужно плакать.
   В общем меня  в этот раз наказали. Было решено яму под забором заложить камнями, мне со двора без взрослых никуда ни шагу! Чарлика долго хвалили за то, что меня нашёл. Старший мой брат частенько говорил:
- Жаль, что тебя Аза не слопала!
А бабушка Мина мной была довольна, улыбаясь ласково она часто приговаривала:
- Наша порода!
  А через два месяца к нам пришёл сосед дядя Паша и сообщил, что у Азы родилось семь щенят и трое «ну вылитые Чарлик!» И как так получилось, ума не приложу?!
Вот такая была история.


Рецензии
Очень хорошо! Про детство всё приятно читать. Понравилось: "...фантазия у меня была всегда «буйная», как говорила часто моя мама, добавляя «с этим нужно что- то делать, до хорошего это не доведёт!». А папа просто смеялся и отвечал: « как раз это может ей в жизни пригодиться, чтоб не спятить».))

Сергей Овчинников Рынковский   18.11.2020 09:26     Заявить о нарушении
Не забывай меня! Заходи...

Людмила Лазебная   18.11.2020 12:25   Заявить о нарушении