Как раньше жили без паспортов?

В понимании большинства современных людей жизнь без паспорта сразу должна превратиться в хаос – как говорится, замучаешься доказывать всем вокруг, что ты не жираф! Но что, если это не так? Что, если в мире до появления паспортов никто никому ничего, в принципе, не должен был доказывать?! Возможно ли, что жизнь в далёком прошлом строилась, прежде всего, на простом доверии? Вполне! И я могу это доказать.

Например, в России сейчас практически не встретить человека, который бы помнил хотя бы самые яркие подвиги и достоинства своего рода. Во-первых, потому, что понятие «род» ему заменило слово «семья» (можно сказать, что род – это обо всех, а семья – только о живых). Во-вторых, очень немногие россияне знают свою родословную – а соответственно, и то, чем могли славиться их предки. В-третьих, зачем, вообще, знать свой род, когда у тебя уже есть книжечка, где подписями и печатями заверено, что ты – это ты? (а не жираф). Действительно, сейчас знать своих предков незачем. Паспорта заменили людям память, которой раньше следовало гордиться: в прошлом у всех родов были свои генеалогические древа, да и благие дела предков уже делали человеку доброе имя. Потому и скрывать своё настоящее имя честному человеку не было никакого смысла. Если же окружающим становилось известно, что некто ведёт свою деятельность под вымышленным именем, это быстро становилось поводом для беспокойства, ибо этот некто фактически лишал свой род прославления новыми благими делами (которые мог бы совершить даже случайно – просто оказавшись в нужное время в нужном месте). Естественно, возникал вопрос: почему этот некто не хочет прославлять свой род? Может быть, именно потому, что он даже не собирался делать этого, а, наоборот, замыслил нечто недоброе, вот и прикрылся вымышленным (а то и чужим!) именем, чтобы дурная слава не пала на его собственный род? К тому же, вымышленными именами могли пользоваться ещё и те, кто уже совершил преступление и вынужден скрываться от правосудия (то есть преступники в бегах). Исключением из этого правила могли быть разве что поэты и писатели, не особо уверенные в «качестве» своих произведений, оттого и публиковавшиеся под псевдонимами во избежание возможных насмешек и неприятной критики.

Вот так раньше и жили – всё строилось, прежде всего, на доверии и прославлении собственного рода, причём некоторые относились к этому столь трепетно, что даже опасались прослыть никудышными писателями и поэтами, то есть, подпортив репутацию рода, запятнать славу предков. Сейчас, конечно, всё не так. Любой может назваться вымышленным именем под любым предлогом, и преступлением это уже не будет, ибо настоящее имя (т. е. записанное в паспорте) не изменится. Да и писатели в наше время берут себе псевдонимы, прежде всего, руководствуясь благозвучностью нового имени, порой не догадываясь, откуда у этой практики могли бы расти ноги...


Рецензии