Музыка Сирен

Ах, как они пели, увлекая в пучину развала!

Откуда взялась музыка и поселилась среди людей? Зачем в том далёком прошлом для выживания возникло стремление петь и играть, извлекая звуки из всего возможного? Ведь для прожиточного максимума тогда нужно было лишь обмениваться простыми звуками, речью и жестами!
Но видимо есть что-то свыше, что нам – людям было дано и оно необходимо для выражения своего внутреннего мира, где слова уже не могут донести степень переполненных чувств!
В любом случае можно быть уверенным, что первым музыкальным инструментом была гортань, традиционно заканчивающаяся ртом; но возможно вначале - это были руки отбивающие ритмы на любой поверхности, издающей выразительный звук! 
Затем, видимо, любый полый стебель, служивший простейшим духовым инструментом; а уж потом примитивные струнные приспособления основанные на принципе устройства охотничьего лука, тетива которого издаёт разной тональности звук, зависимый от её длины, толщины и  натяжки.
Конечно же музыка не имела шансов появиться в то доисторическое и варварское время, но будьте уверены, что даже оперные элементы её уже присутствовали в тот пещерный период, когда выяснялись отношения между обросшим волосами самцом и самкой ещё не ведающей соблазна причёски, макияжа и эпиляции.

Но вот настали средние века и в конце их стали появляться легко запоминающееся, и напеваемые мелодии, и песни. Определённо многие из них не дошли до нас, но и те немногие, которые сохранились, даже сейчас удивляют своими яркими лейтмотивами.
Наиболее чарующее произведение – это “Greensleeves”, волшебная мелодия с британских островов.
Как это чудо могло возникнуть из той массы серости и посредственности?
Возможно уже тогда, в конце 16-го века, замаячила некая надежда, вдохновляющая на лучшее будущее!
Историки уверяют, что эта песня имела отношение к распутству того времени.
И если это так, то это является первозданным непотребством произведшем нечто духовное!

Удивительно, но апофеоз музыки - опера, возникла не на почве самой передовой и развитой европейской страны того времени, в которую превращалась Британия, а в ином месте!
Вероятно, степень тогдашнего хладнокровия на душу населения среди островных англосаксов, а также пуританские жировые клетки, были гарантией этой невероятности.
Что же касается патриархальных славян и германцев, то они были слишком традиционны, чтобы докатиться до подобного “распутства”.
Только в католическом и тёплом климате, где разнузданная манера общения достигла высокого уровня неуёмности, и где религия уже дозволяла женщинам выдавать оплеухи орущим на них мужчинам, перекрикивая их на более высоких, а порой и низких тонах, только там могла родиться она – прародительница современной эстрады!
Дополнительным фактором появления этого вокального феномена именно там, должно было быть выразительное жестикулирование верхними конечностями и экстремальная экспрессия лица, которыми так знамениты жители Апеннинского полуострова.
После всего перечисленного, этому жанру ничего не оставалось, как возникнуть в Италии в конце того же шестнадцатого столетия, где всё перечисленное совокупилось в гипертрофированной форме.
И вот миру явилась Опера, чтобы со сцены огласить звуковую версию происходящих локальных и персональных перебранок.
Выяснения отношений на сцене или на возвышении, была мечтой любой итальянской пары, только-что столкнувшейся с реалиями жизни и обуреваемой страстями.
Музыка сопровождающая выяснение их отношений, только вдохновляла их на затягивание конфликта; но особенно возвышало степень их душевного состояния в скандале - собравшаяся публика выкрикивающая комментарии, советы и одобряющая особо высокие и низкие ноты перепалки; а свежий южный воздух, пропитанный благоуханьем южных цветов и свежей пиццы, служил бальзамом для упражнения дыхательных путей их обладателей …
Конечно же серенады времён средневековья, были основой этого жанра, но если серенада была лишь песенным монологом, то опера стала выходом из этой дискриминационной, по отношению к женщине ситуации и стала диалогом.
Да господа, если музыка – эта королева искусств, то опера её корона!

Заметьте, что музыка, несмотря на свою принадлежность к женскому роду, явно дискриминировала своих однополых представителей и комфортно поселялась исключительно в мужских душах: она была истинной гетерой в искусстве.
Современные феминистки негодующи фыркнут на такой очевидный факт и найдут “достойное” объяснение этому ненавистному им феномену.
Из их рукавов будут вытащены уверения, что и тогда в дворянских семьях, откуда вышло подавляющее большинство композиторов-классиков, существовала вопиющая дискриминации в отношении использования барышнями дорогих роялей и пианино, и поэтому они вынуждены были страдать от безделья и сплетен, и терпеливо ожидать достойных их руки матримониальных предложений.
Сердца некоторых нынешних мужчин, конечно же либеральной наклонности, наверняка трепетно сожмутся от такой обрисованной участи, уготовленной для дам того времени!

И вот созревшая со временем упомянутая муза стала генерировать гениальных композиторов-классиков во многих европейских странах, но только не на Туманном Альбионе.
Да, конечно, они у них то же были, но какие-то посредственные: то ли имперская индустриальность этому мешала, то ли количество туманных дней в году, - но не рождались и всё!
Но аксиома “Ничто не вечно под луной”, - опять подтвердилась, и с 1964-го начался подъём и экспансия британской современной музыки на все континенты. Этому, несомненно, предшествовал взлёт и распространение процветающего там, с конца 1940-х, американского джаза и его производных - "Blues, Boogie-woogie & Rock and Roll", покоривших весь мир жаждущий чего-то нового.
В то послевоенное время всплеск музыкальных произведений в Америке был колоссален - это было сродни критической массе чего-то, которая трансформировалась в творческую энергию.
Все остальные ино-говорящие нации просто пристроились в хвосте за ними и, вдохновлённые уровнем и разнообразием этих, ведущих всех в музыку будущего, стали генерировали и свои произведения.
Как было упомянуто, в Британии начался знаменитый музыкальный бум, но на этот раз гении современной музыки, из-за доступности музыкальных инструментов, стали возникать из простого народа, - такие, как Битлз, Ролинг Стоун, Элтон Джонс, Том Джонс, Queen, и ещё - всех не перечислишь.
Бог ты мой, сколько групп и солистов, а какие песни – яркие и с запоминающимися мотивами, от которых, порой, трудно было избавится распевать.
Да, Британия вернула всё, что задолжала музыкальному миру, - и притом, с лихвой!
Даже изощрённая в музыке Америка назвала это явление - “English Invasion” (Английское Нашествие), видимо припоминая своё колониальное прошлое.
Заметим, что современная муза основательно расположилась на американском континенте и острове бриттов именно после участия англосаксов в победе в самой кровопролитной войне человечества.
Видимо это их окрылило и придало импульс предпринимательству и творчеству.

И если окинуть взглядом складывающейся музыкальный мир того времени и нынешний, то можно перечислить особенности развития его в некоторых странах, континентах, а также культурах:
- На Ближнем Востоке, где доминировала и поныне доминирует религия “благочестивых”, не было даже всплеска творчества, не говоря уже о разнообразии в музыке. Там общество варилось в однообразных восточных композициях, доводящих до зевоты и депрессии от безысходности, и порождающие соответствующий образ жизни. Редкие песни, как “Al Bint El Chalabiya”, были исключением из этого правила. Тамошние потребители, стали поклонниками и копировальщиками всего западного и латиноамериканского!
- Дальневосточный же мир, наполненный особыми и крайне немелодичными речевыми звуками - китайского, японского и корейского языков, каким-то образом исключал появление там, как классической, так и заслуживающей внимания современной музыки. Они лишь клонировали музыкальные опусы запада. Были некоторые, очень примитивные и однообразные произведения, выдаваемые за классику и основанные на традиционных мелодиях. В частности, в претенциозном Китае! Касательно современного, то бывали исключения – японская песня “Koi no Bakansu”.
- Африка же погрязла в своём политико-экономическом хаосе и вдохновение было там недоступной роскошью для творческого люда. Иногда появлялось нечто, но на один миллиард людей – это конечно же был мизер!
- Испания, а в основном Латинская Америка, отличались от остального мира поиском и находками своих неиссякаемых ритмов и композиций – они блистали своей специфичностью и влияли даже на Американскую эстраду своей оригинальностью.
- Франция и Италия переживали присущий только им особый ренессанс в музыке и богемной жизни. Своеобразие и красота их языка была сильнейшим стимулом для возникновения многочисленных, и ярких произведений, очаровавший весь мир, включая избалованную джазом Америку и пребывающий в стагнации - бывший Союз!
- Оглушённая унизительным и разрушительным поражением во второй мировой войне, Германия долго не могла оправиться и влиться в европейский поток вдохновения.    
Но постепенно и там стали возникать музыкальные произведения достойные внимания. Правда у них было мало выдающихся солистов, а в основном превалировали группы.

В это же послевоенное время, приходя в себя от чудовищного нашествия западных варваров и вдохновлённая победой над ними, формировался творческий феномен в советской России.
И если Европа и остальной мир почти-что “завязали” с классикой, то русскоязычные продолжали её генерировать без оглядки на Запад, - в этом есть магическая особенность русского мира!
Появились гении классики мирового значения: Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Щедрин, Свиридов и многие другие, которые невероятно обогатили и без того огромное наследие этого жанра в данной стране.
И вместе с этим, там также появились и современные удивительно талантливые произведения в беспрецедентном масштабе; но, в большинстве своём, оркестровка вместе с исполнением явно не могли тягаться с западным уровнем из-за неуместного вмешательства государственной бюрократии, подавляющей творчество.
Поэтому, а также из-за замкнутости общества, эстрадные произведения советских композиторов так мало известны остальному миру.
Но заметим кроившийся в этом парадокс - этот же контроль над творчеством сдерживал скатывание его к вульгарности и поддерживал интерес к классике и романсам, - музыке более высокого духовного содержания!
Все посредственно-исполненные там произведения ещё ждут своего будущего в новой интерпретации и обещают более яркое продолжение, в период приближающегося духовного и творческого подъёма России, и наступающей деградации Запада.

Давайте вспомним, как современная музыка начала свой восход к апогею и как настала эра музыкального “помешательства”!
Этому способствовало развитие средств доставки звуков до слушателей: появлялись приёмники, радиолы с проигрывателями, аппаратура записи и воспроизведения - магнитофоны.
Мир заполнился мелодиями в каждом доме, дворе, на работе - короче везде.
Музыка стала влиять на настроение и вдохновлять на более высокие чувства и активные действия в отношении событий окружающего мира, музыка стала инструментом влияния на умы!
Технология развивалась и слушатели, ещё более «пропитывалась» музыкой, льющейся из усовершенствованной переносной аппаратуры, таких как плееры кассет, а затем CD.
В тех славных для эстрады 70-х, 80-х, 90-х годах, Запад уже доминировал и очаровывал весь мир, а в частности бывший Союз, своими произведениями и исполнениями. 
Люди впитывали в себя образы из зарубежных музыкальных произведений в фильмах, телевизионных музыкальных клипов и из трансляций с фестивалей музыки в разнообразных европейских городах.
Чудилось, что всё красивое, надёжное и полезное создаётся только за границей, а сам Запад ассоциировал с чем-то очень желанным и притягательным. Грезилось, что там всё по-иному, а музыка усугубляла эту идеализацию и втягивала в опасную иллюзию.
В критический и переходной период 90-х, “заржавевшее” от застоя советское общество “дало течь” по всем возможным “швам”. Через границу в страну текли бредовые идеи и лживые проповедники, а из страны устремились потоки беженцев, эмигрантов и награбленное дешёвое сырьё; с прилавков магазинов смыло продукты питания в частные холодильники; появились различные социальные и религиозные течения, развелось множество политиков, бездомных собак и прорицателей.
Поехать за границу, чтобы нахвататься впечатлений и барахла было пиком желаний всех, ставшими патологическими потребителями!
Всё снизошло до примитивного общества вещизма и цинизма в самой уродливой его форме, а гипертрофированный дефицит, превратил людей в “охотников” за импортными товарами, притом любыми: их можно было выгодно перепродать или обменять.
Пошлость зашкаливала и если в былые времена на телевидении было принято пафосно интересоваться - чем живёт сегодняшняя молодёжь, то теперь там стали цинично дознаваться - c кем она живёт!
Слова спекуляция, гиперинфляция и демонстрация превалировали в новостях, и уже даже молодёжь ещё не научившаяся как следует работать, профессионально бастовала.
Казалось, что даже разведчики Запада готовы выйти в своих странах на улицу и требовать не засылать их в Союз из-за отсутствия там продуктов питания и нормальной шпионской жизни.
Цинизм и измывание над своим славным прошлым был доведён до омерзительного мазохизма. Люди всех возрастов уже не верили в былые идеалы и лишь музыка была отрадой, и являлась, единственным доступным соблазном, и пристанищем.
Слушая “ABBA”, “Queen” и другие популярные группы, хотелось закрыть глаза и парить, будучи заворожёнными их исполнением, чтобы не иметь ничего общего с окружающим убожеством: музыка, как мифические Сирены, заманивала в мечты и отвлекла от мыслей о реалиях и последствиях, - она несла общество Советов к его фатальному концу.

Но вот наступил новый век и Запад иссяк генерировать прекрасное и снизошёл до ужасного. Признаки деградации проглядывались во всей убогости новой “музыки“.
Музыкальная какофония примитивного содержания, порой в форме невнятных звуков, в виде речитатива с доминирующим ритмом, была названа – Рэп и исполнялась безголосыми бездарями в обезьяньей манере! Музыка для души там стала раритетом!
Ничего не осталось от их музыкального шарма: “шарманка” перестала издавать что-либо привлекательное и духовное.
Определённо - Бог спасает Россию от магии Запада!

P.S. «Плохо иметь англосакса врагом, но не дай Бог иметь его другом», - писал А. Е. Вандам до революции 1917 года.
Подзабыв это, СССР вкупе со странами социалистического содружества пали в объятья англосаксов и проницательность Вандама вступила в свои циничные права: в 2003 году ООН в своём докладе констатировало, что это второе «братание на Эльбе» было беспрецедентным погромом среднего класса в этих - странах наивных идей.
Количество людей за чертой бедности в них с 14 миллионов взмыло до 168, но зато в Америке, в это период, профицит блистал и хрустел приятным звуком! 
Но, как выражались древние римляне “Nihil dat fortuna mancipio” (Судьба ничего не даёт навечно)! И тому подтверждение нынешний много-триллионный государственный долг США. Да и не только у американцев, но и - Японии, Британии ...

Сирены (др.греч.) – демонические существа, которые чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников и те, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают в кораблекрушении.


Рецензии