Роль искусства

Эссе для международной конференции
Christian University, India

Текст с иллюстрациями находится на моем персональном сайте verastrem.com
в разделе "Эссе"


Что такое искусство
Что приходит вам на ум, когда говорят «искусство»? 
Красота! – возможно?
Но красота природы, окружающего мира даны нам свыше, от рождения. А вот творимая человеком красота, если она несет определенное послание, то есть наделена смыслом, собственной историей, и имеет свое назначение – это искусство, о котором мы будем говорить.
 
(фото А)

Будет ли произведением искусства вкусный пирог, который я испекла?
 
(фото А)

А красное пальто в стеклянном шкафу? Часть экспозиции местного художественного музея?
 
(фото А)

Каждый по-своему ответит на этот вопрос. В зависимости от личного восприятия и опыта. Как человек чувствует, так и отреагирует.
«Доверяй своему сердцу, а не голове» - сказал французский философ Жан Жак Руссо.
(„Trust your heart rather than your head” —  Jean Jacques Rousseau)

Мы все очень разные. И это прекрасно. Мы видим мир по-своему, и воспроизводим наши ощущения тоже по-своему.
Искусство помогает нам понять, как именно видит или чувствует другой человек. С помощью произведения искусства мы получаем возможность увидеть или услышать так, как это делает кто-то другой. Искусство - это процесс познания мира и себя. Кто мы?
Это процесс осмысление мира через образы.
Например, как на картине Пабло Пикассо «Бюст женщины»
 
(фото И)
«Искусство - это деятельность, с помощью которой человек, испытав эмоцию, намеренно передает ее другим» - Лев Толстой
(“Art is the activity by which a person, having experienced an emotion, intentionally transmits it to others” – Leo Tolstoy)
 
(фото И)
Можно сказать, что человек, который творит, создает искусство, он передает свои эмоции не только другим людям, но и Богу, Создателю.

И, если пойти еще дальше в этой цепочке изобретений и творчества, то мы приблизимся к созданию компьютера, и возникает вопрос:
«Является ли компьютерное творчество искусством?»
Это новый, и широко обсуждаемый аспект современности.
И мнения по данному вопросу расходятся.
На мой взгляд, компьютерное творчество не является искусством. И вот почему.
Человек создал машину, компьютер, и научил ее писать музыку, рисовать, повторять процесс своего творчества. Машина действует на основе математически выверенных формул и программ. Она умна, но она лишена того, что предшествует творчеству. Машина пишет все по правилам, а человек по вдохновению, на грани ошибки, или на грани нарушения правил.

Из моего личного опыта для вдохновения, для творчества (создания стихов) необходимо чувство сумрачного состояния, на грани сна и реальности, внутреннее волнение, мысль, смелость, чтобы совершить прорыв, выйти за рамки привычного, за горизонт реального. Поэтому, создатель должен обладать смелостью.

Например, картина Казимира Малевича «Черный квадрат» появилась в эпоху, когда писали сюжеты, портреты, пейзажи. И вдруг этот сфокусированный элемент света и движения, несущий в себе огромную энергию.
 
(фото И)
Или музыка Шостаковича, Стравинского, Прокофьева.
Эти формы новаторства в творчестве вначале подверглись критике, их ругали, их не принимали.
Но они являются истинными произведениями искусства, поскольку отображают свой взгляд, наделены определенными посланиями, сверхзадачей, безусловным вдохновением и, главное, творческой мыслью. Мысль особенно важна в данном случае.
Животное не может создавать произведение искусства. Мне приходилось видеть выставку картин, которые нарисовала лошадь. Ей засунули в рот кисточку, предварительно обмакнув ее в краску, и лошадь мазала кисточкой по картону. Это не искусство, это пародия.

А фотография? Является ли фотография предметом искусства?
Да, но не каждая, а изготовленная на высоком художественном уровне, если она несет в себе определенный смысл, сообщение.
Фотография, однако, лишена одного из определяющих принципов искусства – динамики, перетекающего взгляда из настоящего в будущее. На фотографии запечатлено одно мгновение.
 
(фото А)

Искусство часто опережает время.
Во многих произведениях искусства можно встретить описание событий, или предметов, которых в то время не существовало, они появились значительно позже. Например, в картинах Леонардо Да Винчи, Босха, в книгах Алексея Толстого, Оруэла.

А импрессионисты показали сложную систему взгляда.
 
(фото И)



Некоторые образы, вошедшие в обиход, созданы писателями или художниками. Бальзаковский возраст возник из книг Бальзака. А лондонские туманы не существовали, пока их не создали в книгах и картинах.


О взаимодействии картины и зрителя

Давайте заглянем на выставку в Скандинавский музей акварели!
 
(фото А)

Высокая стеклянная стена музея обращена к морю.
И, если смотреть сквозь неё, то морские волны подступают почти к самым ногам посетителей, как на огромной картине.

 

(фото А)
Восхищенные зрители, перешептываются и кивают, обсуждая изменчивые оттенки моря.
А за ними зорко следят портреты, развешенные ровными рядами во всю высоту соседней стены. У всех портретов один и тот же ракурс - полуоборот головы. Цепкий взгляд внимательных глаз. В какую бы точку комнаты ни отошел – портреты изучают всех, кто рассматривает их же, или слушает экскурсовода.
 
(фото А)
- Как вы думаете, что изображено на этой картине?
Комната разделена шторами на два пространства. На кровати лежит человек с пустым местом вместо живота. С потолка свисает депрессивная лампочка. Сбоку прозрачная дверь, за ней туман. Никакой игры света и теней. Все черное или белое, как «да и нет», мрачное, гнетущее. Страдание, беспокойство, - наверно так может воспринимать их зритель.
- Может быть это больничная палата?
- А дверь открыта? Или закрыта? Выход есть? Или выхода нет?
- Какая пугающая неизвестность, пустота за дверью!
Пустота - отсутствие смысла, Бога. В ней прячется дьявол, поэтому и страшно. Или, напротив, пустота – это начало, та самая точка от которой расходятся радиусы пространства. Величина, заключенная в круг, Ноль. И, если прибавить ноль к единице, то рождается новая величина – десять. Прибавить еще один ноль — сто. Еще … - тысячи, миллионы, миллиарды…
Пустота - открытая дверь, через которую можно попасть к Богу. В эту чарующую пустоту, наполненную смыслом, движется душа, освобожденная от распадающегося материального мира.
Или уходит во мрак, в могилу, где ничего нет.
Портреты напряженно следят за каждым, кто остановился и всматривается, вопрошая себя:
- Дверь открыта? Или закрыта?
Погружение ли это в глубокую бездну? Или приближение к пустоте, которая есть начало начал - Великое Ничто, отсчет от которого может идти в направлении жизни, или наоборот? В зависимости от степени веры.
Можно увидеть на этой картине дверь, которая открыта в бездну, или в начало новой жизни.
Мы рассматриваем картину. А в это время портреты смотрят на нас.
Попробуем изменить точку отсчета, взгляда, восприятия.
То есть давайте посмотрим на себя глазами портретов, сверху.
Или можно найти себя с той стороны картины, внутри ее, и с этой одновременно.
Нарисованная березовая роща в снегу окажется изображением, которое рассматриваешь, или собственным взглядом из окна.
Вот картина моего любимого шведского художника Ларса Лерина «Березовая роща в снегу».
 
(фото А)
Сверху он пририсовал вырезанные из бумаги снежинки. Я когда-то украшала так окна перед Рождеством. Многие так украшали окна. Поэтому, создаётся эффект взгляда на березовую рощу из окна своего дома.
И вот я уже ощущаю себя в комнате, и смотрю через окно с приклеенными бумажными снежинками на березовую рощу, и в моей комнате вкусно пахнет свежими пирожками, которые испекла мама. Все это существует, пока я смотрю на изображение. То есть я погружаюсь в ощущение моего детства, и переживаю его, глядя на картину. Мое детство прошло в СССР, а картина написана в Швеции, художником, который меня не знал. Как же получилось, что я попала в свое детство, рассматривая эту картину? Искусство дает мне эту прекрасную возможность.
Картина взаимодействует со мной, а я с картиной.
Кто-то другой смотрит на нее, и воспринимают ее иначе.
Или совсем не замечает, думает о своих проблемах.
Чтобы картина взаимодействовала, нужно, чтобы человек этого хотел.

И не просто хотел, а был подготовлен к этому, открыт восприятию. Душевную глубину и чувства тоже нужно воспитывать, чтобы понимать искусство. Вспомните ощущение дуновения ветерка? Красоту заката? Запах свежескошенной травы?

Истинное искусство как раз и служит воспитанию чувств, углублению этой самой глубины души, познанию мира, и в нем себя.
Картина, взаимодействуя со зрителем, оживает.
Вот зритель подошел к картине Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына».
 
(фото И)
Зритель испуган, потому что случайно стал свидетелем трагедии. На него смотрит неестественно выкаченными, обезумевшими глазами коленопреклоненный грозный царь, обхватывающий бездыханное тело царевича, словно пытается оттащить от смерти убитого им же сына. Царь вдруг понял, что он глубоко несчастен!
А вокруг пустота. И рядом с царем, и вокруг, дальше. Неведомая, злая тьма. Только яркий луч выхватывает из времени, поместив в центр происходящего сомкнувшиеся фигуры. Словно умелый режиссер поместил их на первый план театральной сцены.
Они теперь навеки вместе: символ безумия власти, и безмерности скорби. Как Янь и Инь.
Глаза царя неистово блестят:
- Зачем ты смотришь на нас, чужой, незнакомый человек? Что тебе надо?
Крикнуть бы в ответ. Но немота сковала все во рту шершавым металлическим привкусом, и муторно ноет глубоко в животе.
От этого еще тревожнее, еще страшнее. И хочется, подчиняясь инстинкту, размахнуться, и со всей силой ударить окаменевшей рукой. И вопль протеста вырывается из груди.
Осыпаются под ноги осколки разбившегося стекла, перемещая зрителя в реальность, оставив в искорёженной раме времени тех двоих.
И все стихло, наступила глухота!
Можно лишь по губам, прочесть, по недоуменным взорам присутствующих.
- Что случилось?!
Кто-то за спиной, пожалев зрителя, сказал правду.
- Это картина виновата.
Так уже было раньше. Едва только автор представил картину публике, какой-то иконописец, старообрядец, не сдержавшись, полоснул ее ножом.
И люди укоряли художника: «Надо бы совсем на куски разрезать!»
Зло вечно. Зло не знает покоя. Проникает в неподготовленные души тонкой струйкой холодного яда, истребляет изнутри, уничтожает.
И вновь смотрит на остановившегося случайного свидетеля в ужасе выкаченными, еще более безумными глазами убийца-царь, в пустоту времени, в сегодняшний день, в нас.
А по ту сторону картины мечется сам художник. Он рывками подходит к холсту, и бросает кисть. Он пугается сюжета, который вырывается на волю. Он чувствует, что вынужден будет потом принимать проклятия и похвальбу, восторги и требование убрать картину подальше «с глаз долой!»
Репин и сам не понимал, что водило его рукой: «…Минутами становилось страшно. Отворачивался от этой картины, прятал её...Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».
Картина возникла в ночи, когда Репин вернулся с концерта, после прослушивания сюиты «Антар» Римского-Корсакова.

Музыка, объединившая три сладости жизни, - любовь, власть и месть, - поразила воображение художника. Ему захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное».
Композитор был молод, и талантлив. Так же, как и автор сказки, покорившей его. Осип Сенковский, урожденный поляк, возглавлявший кафедру восточных языков Петербургского Университета. Ему было всего лишь 22 года! Он владел в совершенстве многими языками.
Легенду о прекрасном юноше Антаре он привез из своих странствий по Ближнему Востоку. В этой сказке есть мудрые старцы, и чары, и волшебный сон, и сила любви.
Слова стали дивной музыкой, вдохновившей художника на создание нового образа, явленного его ассоциациями. Так появилась картина.
- Отвратительная! Не основанная на исторической правде!
- Этого не было! Сколько истины тут?!
- Жаль царя-отца, униженного своей местью!
 - Это прорвалось свидетельство через века, того, что не записали в летописях, что скрыто в скупых письмах царя. Может быть это справедливость, тайна, ставшая явью?
Не все ли равно.
Это же о человеке. О безумии ссор, о вспышке ненависти, о жестокости и силе в споре с ближним, о страхе от последствий, о горе и о кротости, о мольбе прощения. Вот о чем написана картина.
По ту сторону необычной картины столько разных судеб, столько тайны!
Крутится Колесо Дхармы.
 
(фото И)
Но, может быть, отчаяние, настигшее во время познания картины, и есть познание себя? Искусство – как форма познания мира, и форма познания себя.

Является ли искусство отражением действительности?
В какой-то степени, да, конечно.
Оно отображает определенное время, эпоху, состояние.
И в то же время, всегда есть какая-то загадка, какой-то посыл художника. В одной из книг современного российского писателя Виктора Пелевина действие происходит в вагоне поезда, и читатель сопереживает героям, которые попадают в ту или иную сложную ситуацию, и следит за развитием событий. Там кипят страсти! Но в конце книги оказывается, что вагон это стоит на запасных путях/ Он не движется. И все события происходит в стоящем вагоне. Но мы так глубоко погружены в действия, что для нас это и есть реальность, действительность. А действительность иная, и мы узнаем ее тогда, когда писатель выводит нас к другой точке отсчета, взгляда на происходящее.
Главное послание писателя не в том, чтобы увидеть проблемы, происходящие между людьми, а умение увидеть их как бы со стороны, с другого пункта обзора, с расстояния.

О послании художника
Режиссер Андрей Тарковский говорил: «Художник в своем творчестве подобен Создателю». Бог создал человека. А человек, создавая, творя, повторяет его в своих трудах, и, потому, посвящал свое творчество Богу, как Молитву.
 
                (фото И)
Он умирал. Ему было 55 лет. Врачи уже поставили ему страшный диагноз, и обещали жизни всего полгода. Потому так откровенно обращается он к зрителю, выражая свои философские воззрения о роли искусства в духовном росте человека, о вере, об отношении художника к Богу.
Автобиографические, документальные кадры наполнены выстраданным опытом.
И это делает его фильмы более ценными, ибо понимаешь, почему и когда это сказано.

Выражаясь словами философа и искусствоведа Юрия Лотмана: 
(фото И)
«Искусство нуждается, чтобы сказанному верили. Вопрос в том, как и сколько заплатил автор за эти строки, своей жизнью, возможно. От этого сказанное им становится важнее, более ценным. Это сама жизнь, выраженная в слове, в стихотворении, в романе, в фильме»

Я очень люблю слушать «Трио» Петра Ильича Чайковского «Памяти великого артиста», ля минор, соч. 50 (1882).
Произведение написано в память о великом музыканте Н. Рубинштейне. Чайковский очень переживал его смерть, очень страдал. И это придает музыке необыкновенную силу.
Или «Реквием» Моцарта, написанный им перед собственной смертью. Тайна создания этого произведения, и события, связанные с его исполнением, придают музыке невероятный трагизм.
Или картина Леонардо Да Винчи «Святая Анна с Младенцем Христом»
 
(фото И)
Это образ тайного знания судьбы, того, что должно произойти, согласно Писанию, того, что уже произошло. Время, сосредоточенное в одной точке.
Во взгляде Праматери, Святой Анны, в ее улыбке: умиление, и любовь, и боль, от знания, что ей, и ее дочери Марии, и Младенцу Христу придется пережить в дальнейшем.
Мария тянет руки к сыну, и в ее улыбке, в ее взгляде тоже скрыта тайна знания того, что должно случиться. В ее взгляде материнская нежность. Она мать, и даже ее формы написаны художником мягкими, округлыми. И она переполнена тайной страдания, от знания того, что предназначено ее сыну: Христос будет распят, он должен быть принесен в жертву. Именно это символизирует ягненок, которого Младенец притягивает за уши. Ягненок символ жертвы. Ягнят приносили в жертву. Предназначение Христа – жертва. Отец Бог приносит своего сына в жертву человечеству, во имя искупления грехов, открывая путь многим к вере. И, поэтому, Младенец Христос держит ягненка, притягивает его к себе. Они объединены общей идеей, общей судьбой.

Если смотреть на подлинник картины Ван-Гога «Подсолнухи», то можно чувствовать энергию удивительного желтого цвета.
 
(фото И)
Ван-Гог добивался такого цвета путем длительного голодания. Несколько дней не ел, и только пил крепкий кофе, чтобы вызвать в своём организме остроту восприятия, и передать это особенное ощущение желтого цвета. Тем дороже созданное им произведение искусства. Ведь чем более вложено личного опыта в его историю, чем трагичнее события, которые предшествовали созданию, - тем более ценно это произведение искусства.


Художник Клод Моне совершенно особым способом создавал картины. Прежде он приобрел запущенный дом и сад около железной дороги. Потом тяжело работал в этом саду, очищал его от сорняков. Он придумал план высаживания цветов, макет сада, и с утра до ночи трудился в нем, устраивал пруд, и цветник, и мостики… А когда сад зацвел, он переносил его красоту на свои картины.
 
(фото И)

Его картины говорят с нами вложенным в них трудом мастера, его опытом, историей, которая вложена в их создание.
 
(фото И)

Может ли быть произведением искусства ваза? А ее изображение художником? А если ваза разбита? И склеена? Это искусство?
Древнее японское искусство кинцуги учит пониманию красоты изъянов, возможности по-иному взглянуть на поврежденную вещь.
Например, разбитую вазу.
 
(фото И)
И увидеть в этом уникальную особенность, своеобразнее предмета, у которого есть своя тайна, красота. Как аккуратно сложены и склеены осколки! Трещины и грани скрепления покрыты золотистой краской. Это подчеркивает изысканность тоненькой изломанной золотистой сеточки, обвивающей вазу, и ценность самого предмета, где каждый осколок наделен своей собственной историей, за что его нужно особенно любить.
Так же, как и личная история каждого человека. Это не просто чередование событий, а искусство сложения разных частей в общую форму.


Искусство не может существовать само по себе, без нас,
а мы не можем существовать без искусства.

Мы связаны друг с другом, как перетекающие сосуды.
Например, музыка строится на основе музыкальной грамоты, гармонии (сольфеджио). Такие музыкальные формы как фуги, сонаты, симфонии... должны быть написаны по правилам.
 
(фото И)
Опера тоже имеет свои правила, не стану углубляться в них, коснусь лишь роли лейтмотива. Это своеобразный ключ, который несет в себе послание слушателю. Он настраивает на определенный лад, сообщает, что вот сейчас выйдет герой, характер которого определен этим мотивом. И зритель уже подготовлен, он ждет. Чайковский использовал в опере «Евгений Онегин» лейтмотив (ария Ленского) «…Что день грядущий мне готовит…» Повторяющийся несколько раз, в самых драматических моментах, в том числе перед тем, как Ленский погибнет на дуэли. Усиливая таким образом восприятие сцены его смерти.
Музыка воздействует через слух, побуждая человека к думанию. Она не учит напрямую, что нужно делать. Но в человеке пробуждается жалость, или сострадание, происходит оценка собственного поведения на основе услышанного, окрашенного в особые тона грусти, или радости. И человек вдруг понимает, что он был неправ, совершив что-то, или наоборот, вдруг понимает, что он влюблен, и надо смелее признаться в этом.
Большое влияние на восприятие слушателем имеет тембр голоса солиста. Голос Лучано Паваротти не спутаешь ни с кем другим. Или прекрасный голос Марии Каллас, или Монсеррат Кабалье…

   
(фото И)
Они великолепны! Публика всегда эмоционально реагирует на их выступление. Люди восторгаются, плачут, аплодируют, вскакивают с мест…
Но, если мы уберем публику из зала, будут ли солисты петь так же волнующе? Будет ли оркестр играть и звучать так же вдохновенно в пустом помещении? Конечно, нет. Артистам необходимо вдохновение. Поэтому, даже на репетиции приглашают публику, чтобы у артистов было больше стимула, живой энергии, питающей их творчество.


Последнее время, в связи с пандемией, многие концерты и постановки спектаклей перевели в режим онлайн.
Известный российский пианист Денис Мацуев играл несколько концертов в новом и великолепном концертном зале, но совершенно пустом, один на сцене, перед телевизионной камерой.
Потом он говорил, что так исполнять музыкальные произведения намного сложнее.
 
(фото И)

Между артистами на сцене и зрительным залом возникает невидимая волна взаимодействия, живая энергия, порождаемая реакцией публики.
Но будет ли музыка по-прежнему произведением искусства, если никто ее не слушает? Или это будет лишь запись на бумаге нотных знаков? Есть мнение, что музыка, как и другое искусство, принадлежит Вселенной, существует в ней вечно, и только улавливается кем-то в определенные моменты. Мне кажется интересным такой взгляд на музыку, и ее роль в нашей жизни.
А что будет, если человек не умеет читать, по-русски, а ему подарят, например, книгу Достоевского? Будет ли это по-прежнему роман Достоевского? Или книга станет тяжелой подставкой под горячую сковородку?
 
(фото И)


А картина, если на нее никто не смотрит?
Если она лежит где-нибудь на чердаке, и никто ее не видит?
Пока мы не видим картину, не прочли книгу, - не возникает переживание, осмысление. Значит наше рефлексирование важно.
Чтобы музыка зазвучала – она должна быть услышана кем-то, отрефлексирована.
Чтобы книга заговорила – она должна быть прочитана кем-то, понята, прожита.
Чтобы картина произвела эффект, - она должна быть увидена кем-то. Они не существуют сами по себе как произведения искусства без нашего участия. Они существуют как предметы, как вещи. Но не искусство.
Так же, как и мы не можем существовать без произведений искусства.
Почему? Потому, что оно обогащает нашу жизнь. Знакомит нас с новыми переживаниями, чувствами, открывает в нас что-то неизвестное нам ранее. То есть через произведения искусства мы познаем себя, познаем окружающий мир. А познав – становимся богаче внутренним миром, а значит свободнее.
Искусство имеет и вспомогательные предназначения.
Например, помогает украшать, объяснять что-то, узнавать, пропагандировать, лоббировать интересы, даже лечить через арт-терапию. Если человек умеет слушать музыку, не думает о другом, а сосредоточивается только гармонии, как в медитации, то это помогает ему сохранять душевное спокойствие. Или люди рисуют свои эмоции, и этим высвобождают свою психику от проблем. Выводя круги, человек автоматически переключает эмоции через моторику руки к сознанию, закругляя острые углы, делает их плавными и обтекаемыми на бумаге, что передается в сознание.
 
(фото И)
Известна и спасительная роль театра, куда идут люди, которые испытывает депрессию. Увидев трагедию иного масштаба, они иначе видят и оценивают свои проблемы.
Искусство меняет нас к лучшему, дает нам новые эмоции, учит видеть и слышать. Но, самое главное, по определению Юрия Лотмана: «Искусство дает нам возможность пройти дорогой, которую нам не дано пройти, прожить жизнь, которую мы не прожили».
Что это значит? Мы ограничены в своем проживании жизни возможностями совершить то или иное действие, но искусство объясняет нам, показывает, как это было, или как это могло быть. То есть дает возможность прожить ту ситуацию, которую мы не прожили.
Картина В. Пукирева «Неравный брак», написанную в 1862 году.
 
(фото И)
В те времена девушки и бедных семей выходили замуж за богатых, но старых, не по своей воле, по велению родителей, чтобы поправить финансовое положение, обеспечить жизнь семьи. Это были не счастливые союзы. Молодая жена с отвращением исполняла желания ненавистного старика- мужа, была покорной, не знала радости любви, материнства, и чистой силы молодости. Об этом очень ясно и точно говорит картина. Лицо невесты исполнено трагизма и грусти, она знает, что ждет ее в будущем.
А старик, ведущий ее к венцу, доволен, - это образ властного хозяина. Он получил (купил) то, что хотел. В их портретах, в их характерах скрыто противоречие, порождающее чувство напряжения, конфликта. Это характерная черта настоящего произведения искусства. Оно должно строится на противоречиях, чтобы быть динамичным.
Мы сопереживаем девушке, и ненавидим старика, завладевшего ее чистотой. Картина разбудила в нас множество глубоких человеческих переживаний, - чувства сожаления, досады. А значит произвела должный эффект.

Картины Климта помогают распознать, определить, почувствовать то, что хотел сообщить автор.
 
(фото И)
На них изображены характеры мужчины и женщины. Одежда мужчины написана угловатыми фигурами, тогда как женщины – плавными, загибающимися. Углы определяют динамизм и волю мужского характера. Обтекающие и плавные линии, наоборот, говорят о нежности и мягкости женской натуры.


Костюмы в театре тоже раскрывают характер героя, исторический период, создают эмоциональный эффект.
Некоторые костюмы не являются произведениями искусства, а лишь близко находятся рядом с ним. А некоторые, по-настоящему, являются таковыми. Как это понять?
В Парижском оперном театре с 1907 по 1929 годы проходили «Русские сезоны», организованные С.П. Дягилевым, создателем общества художников «Мир искусств». В оформлении балетов участвовали выдающиеся русские художники, такие как А. Бенуа, Л. Бакст. А. Головин, Н Рерих, Н. Гончарова.
 
(фото И)
Изготовленные ими костюмы и декорации являются подлинными произведениями искусства. Они хранятся теперь в музее, и являются учебными пособиями для дизайнеров и художников сцены.
А вот костюмы и декорации к современной постановке оперы Рихарда Штрауса «Саломея», которую я видела в местном оперном театре, таковыми не являются. Герои были одеты в кожаные куртки, и вооружены пистолетами, хотя речь в опере идет о времени периода распада Римской империи, Библейские события. Помогает ли это лучше понять оперу? 
(фото И)
Помню, с каким разочарованием смотрела сцену предполагаемого танца Саломеи, поскольку вместо танца, который полон чувств и эротики, - на сцене, под музыку, за большим столом, молча сидели люди в черных пиджаках, и ничего не происходило. Великолепный танец не состоялся, не было того послания, которое заложено в сюжете оперы.

Особенную роль в искусстве играет цвет. Издавна цвет был символом. Красный, значит красивый (Красная площадь в Москве, красная девица – красивая девушка, весна – красна…). Желтый – радость. Синий – бессмертие.
Картина Петрова - Водкина «Купание красного коня» написана в 1912 г.,
 
(фото И)
после того, как художник вернулся из путешествия по Европе, где видел старинные иконы. Именно в иконописи красный цвет имеет особое значение. Это цвет славы, крови, искупления, жертвы.
Многие именитые художники, в том числе Репин, ругали его за эту картину, считали ее безвкусицей. И только после того, как в 1914 году началась первая мировая война, а в 1917 году революция в России, - Петров Водкин сказал: «Теперь я понял, почему я написал эту картину!»
Красный конь – символ войны, революции, цвет крови. И контрастом ему нагота беззащитного человека, который управляет этим конем, ведет его купать. Красный цвет мощного коня, и светлый цвет кожи человека, лишенного защиты, не защищенного одеждой - создают зрительное напряжение. Это очень символично и драматично.

Кино и танец 
Во времена моего детства 1970 – 80 годы в Советском Союзе пользовалось огромной популярностью индийское кино. Я помню, как на фильме «Зита и Гита» люди, искренне плакали и радовались.
 
(фото И)
Сейчас уже нет Советского Союза. Но индийское кино по-прежнему любимо. Индийское кино учит, что жизнь может внезапно измениться. Был бедным – стал богатым, или, не имел семью, и вдруг обрел мать, и отца. Словно настоящая, другая жизнь существовала рядом, но была не видима, пока человек жил в мире фантазий.
В индийском кино много поют и танцуют. Песней и танцем объясняются в любви. Особенно танцем, ведь это язык движения, тела, позы.
Пение и танец привычный, с детства понятный способ выражения чувств и эмоций в Индии.
В России эту роль играли народные песни. Сейчас эта традиция все больше уходит в прошлое. Но я хорошо помню, как в детстве, в нашем доме было принято собирать гостей на праздник. Мама готовила вкусные угощения, а когда гости заканчивали трапезу, то начинали петь хором за столом. Особенно красиво пел мой отец. Теперь я живу в Швеции, и мне даже представить сложно какого-нибудь поющего мужчину за обеденным столом. Здесь нет такого обычая. Но есть много любительских хоров. А в церквях поют прихожане. Это особая форма объединения людей в молитве, в стремлении почувствовать опору друг в друге. Хоровое пение объединяет и раскрывает сердца. Люди чувствуют силу и единство.

В книге Виктора Пелевина «Непобедимое солнце» описан ритуал разговора человека с Богом через танец. Для этого необходимо специальное знание, этому обучали избранных людей. Только этот язык жестов понятен Богу. Еще там есть маски из античного театра, которые превращают человека в другое существо, и, одевая такую маску, человек чувствует себя иначе, ведет себя иначе, становится кем-то другим.
 
(фото А)
Так книга объединила античный театр, культуру общения через танец, и возможность прожить разные жизни одним человеком.
Взгляд свойственный буддизму. В христианской культуре иное понимание.

В окрестностях Гетеборга есть церковь (Sl;ps Kyrka)
Там на стене висит необычная картина.
Изображена многочисленная семья местного священника. С левого края, на фоне богатой библиотеки, царственно восседает сам Густав Юртберг. Рядом с ним сыновья, а с правого края – его жена и дочери. В те далекие времена воспитание детей предполагало их раздельное содержание.
На переднем плане, у ног ученого хозяина - глобус, и диковинный полосато-серый лемур, которого он привез из плаванья, из Китая.
У ног матери люлька с мертвым младенцем. Почти половина детей в семье умерли в раннем возрасте. На картине они изображены не полностью, словно выглядывают из-за спин братьев и сестёр. Но все здесь. И живые, и умершие дети одинаково дороги родителям.
Картина эта часто путешествует по Европе, экспонируется в различных музеях и церквях. И трудно представить, что оставшиеся после его смерти жена и дети жили в полной нищете.

 
(фото А)
У окна стоит Сара. Она одета в нарядное, синего атласа платье. Тонкая черная кружевная ленточка украшает высокую шею. Так, или примерно так одевалась жена священника.
- Ты работаешь в церкви? – спрашиваю я её.
- Нет, я учительница в школе, но прихожанка этой церкви, и сегодня буду играть здесь в пьесе.
За спиной Сары заполненный светом алтарь. Проникая сквозь цветные виражные стекла, сиреневые острые лучи скрещиваются в воздухе.
 
(фото А)
Во всю высоту апсиды необычный сюжет:
Понтий Пилат обращается с помоста, характерным жестом повернутой руки, к собравшимся, (а это и есть все мы, пришедшие в церковь). Он приглашает сделать выбор, решить кого они хотят, чтобы он отпустил: Варавву или Христа. Позади него молчаливый Христос.

 
(фото А)
Они навеки обречены быть вместе, как символы добра и зла.
А нам, каждому, надлежит тут, перед ними, сделать выбор: быть ли в числе тех, кто, считает себя судьями, и кричать: «Варавву!», или, остаться человеком и выбрать Христа…
- Вокруг этого образа много споров, - говорит Сара. - Считают, что Пилат затмевает Христа.
- Но ведь так только кажется на первый взгляд. На самом деле композиция и размещение не влияют на значение этих фигур. Они равны в этот миг. Ибо жест «Выбирайте!» имеет огромный смысл.
Эта минута очень важна! Выбранный путь и есть твоя жизнь.
Понтий Пилат и Христос неразделимы.
И сила зла в данном случае равнозначна силе добра.
Чтобы воскреснуть, выполнить свое предназначение, Христос должен был умереть. В этом ему соучаствовали и Иуда, и Понтий Пилат.
Без них Писание не стало бы реальностью.
Кто-то должен был принять на себя роль зла.
Иуда, ученик Христа, наверняка понимал, что ждет его впоследствии. И Понтий Пилат, умывающий руки. Они представляли, какова тяжесть этой ноши, и сделали свой выбор.
Это иная степень понимания жертвенности и боли, известная самому Христу. Потому так спокойно стоит он чуть позади Понтия Пилата, и ждет, какой выбор сделает каждый из нас. Ведь всё уже известно: все должно случиться так, как написано.
Застывший жест вовлекает в осмысление, и призывает к действию.
И то, что происходит здесь и сейчас очень важно.
Мы взаимодействуем: этот образ, вместе с историей, и посланием, который он несет, - оживает лишь тогда, когда мы на него смотрим, и осознаем, наделяем его индивидуальным опытом.
Но если люди перестанут приходить сюда, смотреть на эту картину, переживать момент выбора, - то сама по себе она жить не сможет.
Искусство существует, и несет свое послание миру только во взаимодействии с конкретным человеком.
 
(фото А)
Скоро начнется представление.
Сара будет играть жену священника, оставившего миру свои изобретения, и воскресит этот образ со всеми выжившими, и мертвыми детьми.
И оживёт загадочное пересечение в алтаре волшебных лучей любви и света, на фоне символов добра и зла.
И воздух наполнится покалывающим в животе ощущением понимания выбора.

Дверь в прекрасный мир искусства открыта…
Искусства, которое и есть жизнь!

 
(фото А)
В оформлении использованы фотографии автора (фото А) и фотографии из интернета (фото И).


Рецензии