Дом продали!

По деревне шёл человек и орал:
- дом продали! С телевизером!
- Дом продали за 5 тыс. с телевизером!
Я был маленький и ничего не мог понять.
- мама кто это?
- пьяный!
А бабушка у которой мы гостили рассказала, что на краю деревни, кто-то продал дом, а муж хозяйки напился с горя, ходит по деревне и орёт.
Вот только теперь понимаю, почему я так не люблю крикунов, что тогда жили плохо, и без паспортов и без денег, и как голодали в колхозах.
       Люди путаются, никак не могут посчитать, пенсия 70 рублей, з/плата 120 это много или мало? А как это соотносится к нынешним пенсиям и з/платам?
Считать надо совсем другое. Ни сколько люди получали, а сколько оставалось, после того как …
Другая моя бабушка жила в маленьком городе Новомосковск. Она жила со своим сыном – моим дядей. Когда ей давали двухкомнатную квартиру она отказалась. Сейчас в это трудно поверить. Но это так. Тогда было много ещё тех, кто жил в бараках и общежитиях, и она посчитала, что не в праве иметь много, когда у других ничего нет вообще.
       У бабушки была пенсия 70 руб. А у дяди – 38. Дядя был инвалидом.
Когда бабушка в 81 году в очередной раз приехала к нам в Москву погостить, она достала из платочка и дала мне 700 руб. Сказав:
- это тебе внучек на машину. Я тогда поразился! – Как? Откуда?
А ещё 300 руб. она дала моей сестре на холодильник. У сестры тогда уже была своя семья.
Даже на пенсию в 70 руб. на питание уходило 25-30 руб. , за квартиру 5-7. А куда девать остальные? 90% населения имели свои сбережения. Кто не пил конечно и не ходил по ресторанам. 
       А в деревне, деньги тратили только на хлеб и макароны, всё остальное было своё.
В доме, куда мы приезжали к бабушке летом была русская печь. На ней можно было спать. В доме жила одна семья, мать отец двое сыновей и ещё одна женщина, пришлая беженка – прибилась с войны и так и осталась. За домом был огород, В огороде росли помидоры, огурцы, зелень, крыжовник, малина, смородина. За огородом колхозный трактор вспахивал всем по несколько соток под картошку.
Я тогда не очень задумывался, ведь с пашни собирали по 20-30 мешков картошки.  А на семью уходила 2-3 мешка. У хозяев было две коровы Милка и Роза. Они давали каждая по 1.5-2 ведра молока, каждый день. Было пару поросят, утки, гуси, куры.
Перед домом была дорога, она шла через всю деревню, правда не знаю куда. А через дорогу был хозяйский сад, в саду росли вишни и яблони. Всего штук 20 может больше. Когда у меня через много лет появилась дача, я с двух-трёх яблонь собирал по 3-5 вёдер.
      Только теперь я могу дать оценку тому, как жили мои родственники в деревне. В выходные, они брали лошадь в колхозе и ездили на колхозный рынок в г. Белёв. Иногда брали меня. Телега была набита, бидонами со сметаной, молоком, сыром, маслом, творогом, картошкой, капустой, яблоками, вишней, малиной, смородиной. Когда резали свиней, продавали свинину, сало.
Колхоз помогал! Помогал материалами для ремонта, привозил дрова и уголь, сваливал у каждого дома. Давал возможность по себестоимости или в счёт з/платы брать овощи, выращенные в колхозе, выделял делянки для покоса.  Помню, к 90-м годам сыновьям купили в городе, каждому по квартире.
А рядом?  в деревне жили такие же селяне. Кто побогаче, кто по беднее. Кто не пил и не пропивал всё, что имел, жили хорошо, даже очень хорошо. Правда приходилось вставать ни свет - ни заря, работать в колхозе – вилами да лопатами. Но зимой все лежали на печи. А зимы-то по 5-6 месяцев. Только доярки ходили на ферму зимой и летом. Но, что-то я не видел дохлых, убогих, замученных непосильным трудом доярок.


Рецензии
Спасибо.
Я помню такое же.
Когда я читаю о послевоенно-перестроечном периоде нашей жизни, как о рядах дохлых, убогих, замученных непосильным трудом...
Я удивляюсь...
И с наслаждением жую всё Белёвское (особенно пастилу).

Солнца Г.И.   22.11.2020 19:21     Заявить о нарушении
Спасибо вам!
Когда отец привёл меня на завод, мне было 16 лет.
Во время смены мне сказали, что меня срочно вызывают в расчётную часть.
Я страшно перепугался. До этого меня вызывали только к ЗАВУЧу школы.
- произошла ошибка, - сказали мне в кабинете!
- вам не доплатили 3руб. 20 коп. Мы приносим извинения! Идите в кассу и получите.
В 3 часа мастер требовал, что бы я уходил домой! Вам нет 18 лет. Вы не имеете права работать 8 часов! Идите домой, иначе нас будут ругать!
Мой рост был 1.90 см. А вес 90 кг. Но мне приходилось подчиняться, хотя мне почему-то было стыдно.

Олег Рещиков   22.11.2020 21:44   Заявить о нарушении