Детство и дедство

                Побыстрее сделать

   Перед самым приходом домой ребёнок сообщил:
  - Деда, представляешь, нам на среду аж два сочинения задали.
  - И оба по русскому?
  - Да.
  - Что это они?.. Стахановцы… Но это тебе лучше одно написать сегодня, одно завтра. Как вспомню, сколько вы предыдущее писали…
  - Да. Я хочу сейчас поесть и уроки поделать сразу. Чтобы побольше поиграть.
  - Твоё дело, как решишь, так и будет.
   А про себя подумал: «С сочинением ребёнку не обломится побольше поиграть…»
   Я был прав, конечно. Заяц ушёл от нас где-то в шесть вечера. Называется, быстро с уроками управился. Как же, как же… Сочинение сегодня про маму писал.
   «Дискриминация любящих пап по сути, я считаю. Разве может ребёнок не написать, что мама для него самый главный и самый любимый человек на свете? А папе будет обидно». – Обиделась бабушка за папу, своего сына. Но ребёнку ничего не сказала. Мне сказала. И после всего.
   Впрочем, в нашем случае этот подводный камень был обойдён без всякой задней мысли. Дитя село и просто, без выпендрёжа, написало фактически показания свидетеля: «Мама у меня добрая, ласковая и болтливая. Но я её всё равно очень люблю…»
  - Заяц, ты же не в суде показания даёшь, нужно как-то помягче. Зачем вываливать всё, что знаешь?
   Да не вопрос. Зачёркивает, пишет: «Мама у меня добрая, ласковая, но я её всё равно очень люблю…» Замечательно, правда? Вот и бабушка аж присела там, где стояла.
  - Ты сам-то понял, что написал?
   Смеялись дуэтом. Был бы там я – с удовольствием составил бы компанию.
  - И откуда ты взял, что она болтливая?
  - А она по телефону со своими подружками вечно болтает.
  - Ну можно же написать общительная…
   В общем, два раза переписывал. А тут ещё то ли басня, то ли быль Л.Н.Толстого подкузьмила. «Как мужик камень убрал». Вот она:
   «На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить?

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей;

другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.

А один мужик сказал:
«А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»

У него спросили, как он это сделает.

И он сказал:
«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю».

Мужик так и сделал, и ему выдали сто рублей и еще сто рублей за умную выдумку».
   На уроке литературы им предложили дома разобраться с моралью. Они и рады стараться. Позвали меня. У меня фантазии не хватило. Начали биться над проблемой сами. Бабушка Т. посчитала, что мораль в том, что и тогда находились чиновники, не бравшие откатов. Но мелкому свою догадку вслух не транслировала: пусть сам думает. Он и придумал: «Нужно всегда находить простой выход и не брать слишком много денег за добрые дела».
  - Гм… - Глубокомысленно изрекла бабушка. – А разве за добрые дела вообще нужно брать деньги? К тому же, был ли этот способ самым простым?
   Я вообще удивился, если честно, откуда этот камень взялся на площади. Ведь, если я правильно воспроизвожу хронологию событий, то сначала появился камень. А потом уже вокруг него разбили площадь, как будто другого места для неё не было. Ну и как инженер-шахтостроитель мысленно добавил, что камень спокойно мог обвалить край ямы и завалить мужика вместе с его простой идеей. И неполученными ста рублями. Во избежание инцидента с несчастным случаем нужно было бы монтировать опускную крепь. Ничего себе простое решение… И всё из-за того, что деньги на порох зажали.
   Потом уже бабушка Т. рассказала мне, какую мораль нашли в басне литературоведы. Но она оказалась длиннее самой басни, и я её не запомнил.


Рецензии