Методы работы успешной строительной фирмы с Именем

   Психологические фишки в руководстве успешной строительной организацией (мои личные выводы, сделанные в результате большого личного опыта.Проработав 40 лет в строительстве, считаю, что получалось у меня очень даже неплохо, и хочется поделиться своим опытом- может кому-то пригодится. Если вы считаете, что и так все знаете,  а психология в строительстве — это чушь, то можете не тратить свое драгоценное время, это не для вас, а для тех, кто готов учится, совершенствоваться и менять свое мировоззрение, что-бы улучшить работу своей организации и достичь более высоких экономических результатов.               
   Хочу перечислить все объекты в строительстве, в которых я принимала участие за все годы своей трудовой деятельности:               
      В качестве мастера строительно-монтажных работ (СМР)  -3года
1)Белоглинский элеватор.
2)Выселковский комбикормовый завод.
3)Ленинградский комбикормовый завод.               
      В качестве прораба СМР – 3года:
4)Албашский элеватор.
5)Новороссийский элеватор.
6)Тихорецкая мельница и комбикормовый завод.               
      В качестве  начальника участка:
Миниэлеваторы:  Павловский, Атамановский, Ильинский, Пивзавод Тихорецкий, Фастовецкий.
Капремонты рассчетно - кассовых центров(Замена кровли, отделка фасадов, внутренняя отделка,  благоустройство территории и строительство котельных: Приморо-Ахтарский РКЦ,Тихорецкий РКЦ,Новопокровский РКЦ,СтарощербиновскийРКЦ, РКЦ,Гулькевичский РКЦ,Кропоткинский РКЦ,Тихорецкий офис ТРУМН.
9)Кафе «Врунгель» г. Тихорецк. (Устройство кровли)
10)Жилой дом кооператив «Зодчий» фундамент и 2,5 этажа здания.
11)Храм в станице Архангельской.
Тихорецкая нефтебаза:
12)Проходная 3 этажа с 0 под ключ Нафта Т  .               
13)Сливо- Наливная эстокада .(общестрой)
14)Капремонт БПО (замена кровли, обшивка стен внутри и снаружи, замена пола, отделка офисных помещений).               
15)Резервуар 50000м3.  Устройство подпорой монолитной стены-1750м3 бетона  и 200тн арматуры.               
16)Капремонт насосных станций.
17)Камен –Шахтинская компрессорная станция по перекачке газа с 0 и под ключ  АБК-3 этажа и столовая 1этаж .
18)Узел Редуцирования газа ст.Васильевская - здание с 0 и под ключ с благоустройством, ограждением, дорогой, и озеленением территории.
19)Туапсинский зерновой терминал(устройство монолитных фундаментов под зерновые силоса 4000м3 бетона, 10000м3 щебня,430т арматуры. Прием с Ж/Д монолитный резервуар –фундамент в 3х уровнях из водонепроницаемого бетона W 14-1250м3и 126т арматуры. Капремонт офисов.  Насосная замасливания зерна. Монтаж емкостей масла.)               
20)Тихорецкие  электросети. Здание проходной и цех оттайки электролиний h 12м  с 0 и под ключ.
21)Балашовский элеваторно-мельничный комплекс  2520м3 бетона и 290т арматуры, монтаж м/к, монтаж ж/б лестниц,  кирпичная кладка стен и шахты лифта.       
          Монолитные здания и сооружения, фундаменты, благоустройство:               
22)Краснодарский НПЗ .               
23)Афипский НПЗ.               
24)Туапсинский НПЗ.
25)Строительство и Демонтаж Газовой компрессорной станции г. Майкоп.            
     Вот примерный список объектов строительства, в которых я принимала непосредственное участие в разные годы своей трудовой деятельности,  в основном в качестве начальника участка, или как сейчас  модно называть- руководителя проекта.               
          Подбор персонала               
   Прошу придавать особое значение подбору персонала.
Не существует профессии хороший человек, предпочтительнее принимать на работу специалистов, квалификация которых подтверждается не только записью в трудовой книжке, но и дипломом о специальном высшем или средне-техническом образовании.
Не бойтесь принимать специалистов без опыта работы, из них легче сформировать то, что вам нужно, вернее воспитать своих последователей и единомышленников(хорошо, что они не имеют негативного опыта работы в других организациях).
Все члены коллектива, это группа единомышленников, работающая на один результат, это возведение качественных объектов с пользой для  людей, общества и организации.               
      Однажды, моя знакомая рассказала мне притчу о прорабе, по-моему, очень поучительную. Отработал мужик прорабом и пришло его время уходить на пенсию и тут просит его директор построить дом. Мужику уже все надоело, но делать нечего, взялся строить дом, тут спёр, там схитрил, тут подтырил, там схалтурил, там  надул… слепил можно сказать на отвяжись.   Приходит к директору и говорит, вот дом достроил, могу я теперь уходить на пенсию?  Тот отвечает, да, можешь уходить на пенсию, а как благодарность за твой многолетний   и добросовестный  труд, прими от меня в подарок вот этот дом, который ты построил, прими его и живи в свое удовольствие. Отсюда напрашивается вывод, когда что-то делаете, делайте это, как для себя и тогда не будет стыдно и обидно за результаты своего труда. Сделайте это девизом своей организации (предприятия).               
        Например  «Строим, как  для  себя» или   «Строим лучше чем для себя, качество порядок  и порядочность наши лучшие друзья». За все поступки в этой жизни мы несем ответственность, может тогда стоит делать все на совесть и с душой, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
     Хочется еще дать совет руководителям всех уровней, ошибка всех руководителей прислушиваться к мнению удобных и приятных людей, лично я таких людей обычно опасаюсь, больше доверяйте специалистам, которые не всегда согласны с вашим мнением. Тот, кто имеет смелость отстаивать свое мнение, это тот человек на которого стоит опереться. Считаю, что опираться можно только на того, кто сопротивляется, а кто не сопротивляется в кризисной ситуации, прогнется или сломается и это в лучшем случае, а в худшем переступит или подставит. Каждый специалист, который уверен в своих профессиональных качествах, всегда будет отстаивать свое мнение, он может себе позволить быть неудобным. Вам, как руководителю, нужно научиться подняться над своими чувствами и правильно оценить от кого больше пользы.  Не всегда хороший и удобный человек является лучшим специалистом, а для создания сильной организации нужны хорошие и грамотные специалисты.               
       Принцип взаимодействия в организации между сотрудниками: Вместе мы все победим, вместе мы сила и преодолеем все трудности.  Все должны помогать друг другу, а не подчеркивать свою значимость и превосходство. Принцип действия организации не схватить, урвать деньги и сбежать, а создать, построить достойный качественный и красивый объект, который будет приносить радость своему владельцу и получить за свой труд достойную плату. Строители, это созидатели, хотя в последнее время почему-то все об этом забыли и совсем зря.
    Все у вас будет работать хорошо и приносить удовлетворение, если людям, которые у вас работают, будут созданы комфортные условия для труда и отдыха. Как вы относитесь к своим работникам, такую отдачу и получите. Доверие и уважение подчиненных очень тяжело заслужить и очень легко потерять. Возьмите за правило общаться с рабочими откровенно и от души. Если вы общаетесь откровенно, вас поймут и поддержат, даже в трудную минуту. Главное, чтобы вам доверяли. Для этого нужно научиться быть хозяином своего слова. Никогда не считайте, что ваши подчиненные хуже или глупее вас, относитесь к ним как к коллективу единомышленников и помощников.  Некоторые путают стройку, кто с тюрьмой, кто с армией, а это грубейшая ошибка, при таких отношениях в коллективе не будет хорошего результата, так как и там и там люди не вольны в своих поступках, а имеют ограничения  в своем волеизъявлении. Может вы посчитаете, что это глупость, скажу из опыта многолетней работы, чем доверительней и уважительней отношения в коллективе, тем качественней результат работы.
    В любой системе не работает крик, мат, принуждение и унижение, все рано или поздно заканчивается; на стройке  есть один рычаг - это рубль и им нужно умело пользоваться -за пьянку, лень, халатность и безответственность, наказать рублем; за старание, умение, ответственность, дисциплинированность, качество и порядок на объекте поощрить. Так лишние люди быстро отсеются и останутся те, кто умеет и хочет работать. Но люди должны знать, что их не обманут и всегда помогут разобраться в ситуации.               
       Для того чтобы спрашивать с людей то, что положено для начала, нужно обеспечить их всем необходимым: материалами, инструментами, приспособлениями, механизмами, вагонами-бытовками, контейнерами для хранения инструментов, туалетами и никогда не забывать о понятии культура производства.         
       Примените небольшие поощрения для тех, кто поддерживает порядок в быту и на производстве. Это будет стимулировать поддержание постоянного порядка и чисто-ты везде. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят и уважают не только свой труд, но и чужой.               
        Для того чтобы люди понимали, что им делать и сколько это будет стоить, составляется сметчиком предварительная КС-2, из нее выгружается в программе М-29 и контракт - наряд. Форма М-29 служит базой для составления заявки на материалы, которую делают прорабы и передают начальнику участка для составления общей заявки по участку. Контракт-наряд прорабатывается прорабом и бригадиром и подписывается до начала работ. В конце месяца подписываются выполненные объемы, утверждаются начальником участка и передаются в центральный офис для начисления зарплаты. Также необходимо дать бригадиру рычаг в управлении  бригадой,  раньше это называлось коэффициентом трудового участия  (КТУ),  который в сумме по бригаде должен быть равен  1,0 например:
1.Калюжин А.А 1,2
2.Волик А.А 0,9
3.СадовниковА.А 1,1
4.Петров В.А 0,8
      1,2+0,9+1,1+0,8=4/4=1,0      КТУ бывает от 0,5 до 1,5.               
       За соблюдение требований правил охраны труда, тоже введите поощрение или наказание, хотя-бы раз в квартал 5-10% от месячного заработка.            
       Бригада формируется из 10-15 человек. Для бригады формируется инструментальный контейнер с сейфом и полками, где в конце рабочего дня аккуратно размещается очищенный, вымытый, протертый и аккуратно сложенный инструмент и приспособления. Инструмент выдается под личную ответственность бригадира (нет хозяина - не будет инструмента) и записывается на личную карточку бригадира.  В контейнере так-же хранится небольшой запас расходных материалов, например: диски, самарезы, электроды, гвозди, кисти, щетки, пленка и прочие мелочи.            
        Для удобства работы бригады инструментальный контейнер находится в непосредственной близости от объекта. Так-же в шаговой доступности от объекта располагается вагон– бытовка для отдыха,  чтобы бригада могла в нем скрыться от непогоды и комфортно отдохнуть во время обеда и перекуров.               
         Вагон  следует оборудовать  столом,  лавками,  микроволновкой, калориферами,  холодильником, кондиционером, мойкой для рук, электро-печкой, куллером, электро-чайником, шкафом для посуды, пожарной сигнализацией, огнетушителями, медицинской аптечкой.               
         Установите официальные перекуры по 20 минут желательно в 10-00  и 16-00,  чтобы люди могли согреться: кто выпить чаю, кто покурить. Очень хорошо работает система премирования за бережное отношение к инструменту  или наказание за халатное отношение. Главное, никогда не забывайте, что рабочий это тот, кто зарабатывает вам деньги и если он видит, что вам на них не наплевать и  вы заботитесь о их быте, зарплате, условиях труда, вовремя платите зарплату то у вас будет стабильный, высококвалифицированный коллектив единомышленников. Введите правило выдавать расчетные листы, люди должны знать, что они получили, за что их наказали или поощрили.  Проговаривайте это на общем собрании, не бойтесь общаться с людьми, чем доверительнее у вас отношения, тем лучше идут дела. Если у вас трудные времена, не бойтесь попросить помощи у коллектива. Вас поймут и всегда поддержат. Никогда не заигрывайте и не лукавьте, не обещайте того, что не сможете выполнить, это называется дешевый авторитет он обычно работает против вас. Потерять доверие коллектива легко, а заслужить проблематично. Если коллектив вас уважает и доверяет, то легче переживаются любые трудности и проблемы. Станьте душой коллектива, не нужно боятся наказаний, вас всегда поймут и поддержат если вы ведете себя справедливо.
     Не бойтесь советоваться с коллективом, выслушав несколько мнений бывает легче принять верное решение. Если вы относитесь к подчиненным как к быдлу, вас и будет окружать одно быдло, а если относитесь как к коллективу единомышленников, то у вас будет здоровый, дружный коллектив, который вас всегда поддержит даже в самые трудные времена.
      Советую вам: не нужно усложнять отчетность и раздувать вследствие этого штат офисных сотрудников. Штат офисных сотрудников не должен превышать 10-15% от общего количества работников. Этого вполне достаточно. Возьмем для примера организацию 250-300 человек. Количество ИТР в данной организации 26-36 человек.


                Отдел кадров
1)Занимается приемом и увольнением работников;
2)Ведет картотеку сотрудников, в которую входят все данные: номер телефона, размеры одежды и обуви, место прописки и фактического проживания
3)Имеет и корректирует списки бригад;
4)Готовит внутренние приказы и регламенты (с рассылкой и уведомлением);
5)Готовит должностные инструкции и проводит ознакомление работников под роспись;
6)Направляет работников на предварительный медосмотр, согласно профессии (вредных и опасных факторов).

              Производственно-технический отдел(инженер-строитель)
1)Выдает чертежи на объект;
2)Разрабатывает и выдает технические карты на все виды работ;
3)Разрабатывает и выдает проекты производства работ;
4)Сравнивает соответствие сметы и проекта;
5)Проверяет правильность заявок, поступивших с участков;
6)Проверяет правильность списания материалов по М-29;
7)Каждый объект закреплен за конкретным человеком в отделе(он его ведет, изучает, контролирует, собирает дефектные ведомости на дополнительные работы не учтенные сметой и передает в СДО;
8)Куратор объекта работает в плотной связке с начальником участка и прорабами, мастерами, ведущими объекты, оказывает им всяческую техническую помощь;
9)Комплектует заявки по объектам.

              Сметно-договорной отдел (инженер-строитель)
1)Готовит и подписывает договора с заказчиком.
2)Выдает на объект сметы, по которым начинает работать площадка;
3)Составляет сметы по дефектным ведомостям переданным из ПТО и согласовывает с заказчиком;
4)Разносит в сметы объемы по подписанным у заказчика КС-2 (журнал КС-6);
5)Осмечивает  объекты по которым сметы отсутствуют по дефектным ведомостям, составленным в ПТО;
6)Из подписанных КС-2 выгружают в гранде М-29 и передают начальнику участка для проведения ежемесячного списания М-29.
7)Перед началом работ составляет предварительную КС-2 и выгружает из нее в программе М-29 и Контракт-наряд (обычно это делает сметчик, который находится на объекте и передает прорабам для составления заявок и контракт заданий).
                Бухгалтерия
1)Производит начисление заработной платы работников и выдает в обязательном порядке расчетные листы до получения заработной платы;
2) Производит приход материалов в под отчет после подписания приходного документа материально-ответственным лицом;
3)Выдает остатки материалов до списания на конец месяца 1 числа ежемесячно (и останавливает приход материалов, пока не разнесет списание и не выдаст остатки после списания, для проверки начальникам участков);
4)После проведения списания, начисления зарплаты и подсчета всех затрат, считается результат работы участков за текущий месяц;
5)Когда анализ работы участков готов он обсуждается ежемесячно на планерке (работа убыточных участков  тщательно анализируется и принимаются соответствующие меры).
                Охрана труда и пожарная безопасность.
1)Проводит  работникам вводный инструктаж по охране труда и ПБ при приеме на работу.
2)Контролирует обеспечение работников спецодеждой и спецобувью и других СИЗ, согласно профессиям;
3)Проводит обучение, проверку знаний, аттестацию по охране труда, согласно профессиям;
4)Обеспечивает наличие инструкции по ОТ по профессиям и видам работ;
5)Оказывает помощь в укомплектовании производственных участков плакатами, знаками безопасности и др. необходимой документации;
6)Проводит  спецоценку условий труда рабочих мест;
7)Контролирует соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности, ООС  на предприятии;
8)Обеспечивает проведение периодического (ежегодного) медосмотра всех работников;
9)Предоставляет статотчетность;
10)Разрабатывает Приказы, Планы, Положения, мероприятия и др. необходимую документацию по ОТ;
11)Проводит расследование несчастных случаев на производстве.

                Прораб(инженер-строитель)
1) Изучает чертежи;
2)Занимается формированием предварительного выполнения;
3)Формирует заявки для своих объектов из М-29,расходных материалов, электроинструмента, оборудования, подмостей ,опалубки и т.д.;
4)Корректирует работу мастеров на объекте;
5)Корректирует работу техники и механизмов;
6)Составляет контракт задания для бригад на предыдущий месяц вместе с мастерами и выдает бригадирам.(из выгруженных сметчиком в грандсмете);
7)Ведет табель рабочего времени мастеров и бригад;
8)Принимает от мастеров контракт - наряды в конце месяца, желательно 25-26 числа (оплату лучше применить с 26 по 25 число текущего месяца).
                Начальник участка (инженер-строитель)
1)Ежедневно проводит планерки с прорабами мастерами, корректирует работу участка (желательно вечером);
2)Принимает  заявки от прорабов  и формирует единую  заявку по участку.
3)Утверждает контракт- наряды до и после окончания работ;
4)Принимает поступающие на объект материалы при помощи прорабов и инженера ПТО (входной контроль).
5)Подписывает у заказчика выполненные объемы работ КС-2, КС-3;
6) Проводит списание материалов (посла получения остатков до списания из бухгалтерии и М-29 выпущенной из КС-2 в гранде из СДО);
7)Ежедневно контролирует процесс производства работ;
8) Обеспечивает выполнение мероприятий по улучшению условий труда и бытовых условий, для своих подчиненных;
9)Проводит общее собрание коллектива с разъяснением планов и задач на ближайшую перспективу, где обязательно проговариваются достижения и негативные поступки коллектива, а также объявляется о поощрении или наказании участников рабочего процесса (обязательно выслушивается мнение коллектива).
              Выводы: Наблюдая работу одной строительной организации в течении 32 лет сами собой напрашиваются выводы, если вы хотите иметь успешно развивающуюся стабильную  организацию, то нужно изначально понимать, что   весь коллектив, это союз единомышленников,  пришедших в данную организацию, чтобы создать что-то новое, красивое, качественное и долговечное, относящиеся к друг к другу с уважением и уважающих чужое мнение и в итоге  получить за свой труд достойную зарплату.
      Если вы хотите процветания своей организации на долгие годы,  не нужно зацикливаться  на личном обогащении и возвышении над коллективом, это обычно приводит к  отрыву от коллектива и угасанию. Так и произошло в той организации в которой я отработала 32 года. Когда-то во времена перестройки нашу контору выкинули из треста, но директор не отчаялся, повышал свою квалификацию, ездил в Германию обучатся, учил весь коллектив, а вокруг одна за другой рушились и разваливались строительные конторы,  а у нашего подразделения всегда было много заказов и  стабильный коллектив  без текучки. Считалось очень престижно устроится в нашу организацию,   так как  не всегда был открыт прием на работу(не было недостатка в профессиональных кадрах).
   Это  продолжалось до тех пор,  пока директор не решил,  что всех высот  достиг он один и все блага принадлежат только лично ему. Очень обидно видеть, как человек своими руками разрушил все то, что с таким трудом создавал многие годы. Скажу вам, это очень унылая картина. Видимо помощь высших сил дается только тем, кто проходит испытание деньгами и славой, и ценит работу всего коллектива. Никто не призывает отказаться от денег, но и не стоят они того, чтобы променять на них человеческие отношения и процветание своего детища.
          Никогда не забывайте правило принимать на работу только специалистов с высшим профильным образованием. Еще хочу дать добрый совет, бойтесь «удобных» людей, которые с вами всегда согласны. Из опыта скажу, что на них никогда не сможете опереться, только тот человек, который не боится отстаивать свое мнение, это тот, на кого вы можете рассчитывать в трудную минуту. Данное наблюдение пришло тоже из этой организации, все, кто пели директору, что они крутые и лучшие, они все время пользовались его симпатией, получали большую зарплату, но, как только  дела пошли не очень хорошо,  все его бросили и разбежались как крысы. От «удобных» людей в тяжелые времена не жди поддержки. Поддержку можно ждать только от коллектива единомышленников.
    Вам нужно научится не делить людей на хороших и плохих, а отстранится от ситуации и понять на кого можете опереться, а на кого не стоит. Тот, кто не боится высказать свое мнение, если оно отличается от вашего, это тот, на кого не страшно опереться. В наше время выгодно быть «удобным», поэтому тот, кто не боится сказать правду, даже если она вам не нравиться, но имеет на это смелость, только на такого человека можно опереться без страха.
     Хочу вас уверить, что такая оснастка и создание условий для рабочих, это не сладкая сказка из Брежневского социализма (где работали при помощи лома, кувалды крика  и мата).
      Крик, как показывает психология - это страх и неумение донести свои мысли, а мат нужен для того, чтобы прикрыть свое неумение грамотно поставить задачу и организовать процесс, а реальность придуманная и просчитанная самым бережливым, можно даже сказать жаднейшим человеком во времена перестройки. Все было посчитано в столбик лично и нацелено на повышение производительности труда и строжайшую экономию средств и ресурсов организации. Как он любил повторять: «Нужно обеспечить их самым передовым инструментом, самыми новейшими технологиями, материалами с запасом (на случай форс–мажора, например: непогода или изменение проектной документации),  новейшими приспособлениями и  убрать у них из-под ног  табурет  «а у меня ……. чего-то нет».               
     Жилые вагоны и вагоны бытовки утеплялись основательно,  чтобы меньше средств расходовать на обогрев. Удобства и комфорт тоже в целях экономии. Бетононасосом лить бетон в целях экономии(так дешевле). Рабочие были заняты только производством  работ, а не поиском материалов,  механизмов и приспособлений.
    Считалось, большим расточительством платить за это зарплату.  Алюминиевая опалубка тоже приобреталась с целях экономии (так и вышло  она интенсивно использовалась в течении 15 лет,а при ненадобности была отремонтирована и продана за приличные деньги).               
     Так-же не забывайте, что отдых тоже в данной системе имеет немаловажное значение. Уставший человек не в состоянии выдать полноценной  выработки (выполнения норм), поэтому огромное значение имеет правильная организация труда и отдыха.
      Все было продумано до мелочей: вахта 15/15 дней по 12 часов рабочего времени с перекурами в 10 часов и в 15 часов по 20 мин и в 17 час-30мин (так люди курят во время перекура,  а не постоянно все и всегда) рабочий день был с 7ч до 20 ч. Через 15 дней приезжала другая смена и проходила перевахтовка в течении 2 часов и отработавшая вахта уезжала на отдых.
         В этом деле как и в любом другом важна система, считаю что нет смысла изобретать велосипед если его изобрели до тебя. Если у  вас есть намерение иметь достойную продуктивную организацию с именем, стоит воспользоватся вышеизложенным рецептом полученным из моего многолетнего личного опыта. Если нацелите организацию на созидание, а не на быструю и не очень честную прибыль и будете придерживаться  вышеизложенного курса у вас все обязательно получится. Удачи вам , если нужны разъяснения и помощь  можете  обращаться zina.zmeeva@inbox.ru 8-918-128-17-13


Рецензии