Божий дар - подарок судьбы

В начале мая 1944 года мама, Марина Григорьевна, сказала моему старшему брату Мишке: «Картошка кончилась, есть нечего. Вся надежда на подрастающую зелень и на молоко, но его пока мало.  Но нам надо будет выполнять план по сдаче молока  государству. Сбегал бы ты  на поляну, где растёт дикий лук.  Может появился дикий лук, медунки, кислица, пучки и другие съедобные травы.  Возьми с собой Федьку   (это меня), пусть и он учится, как надо выживать».  «С ним одна морока, неуклюжий!  Не нужен он мне!» - возмутился брат.  «Пойми  меня, кто-то должен  помогать из младших растить мужчин»  «Ладно, «мущина», идём!»
И мы пошли. Идти было недалеко.  Надо было пройти через поле, миновать неширокую лесную полосу и преодолеть главное препятствие: перебраться на противоположный берег реки.  Река Агарак в период половодья превращается в бурно ревущий поток.   И надо же!  Когда мы переползали через реку по большой сучковатой берёзе, у меня случилась большая беда, я уронил в реку свою шапку.  Водоворот подхватил её и понёс вниз по течению.  Слёзы сами по себе полились из моих глаз.  «Ну вот!  Говорил же маме, что от него одни неприятности! Нет, она своё: возьми, пусть растёт мужчиной!» 
«Ну, мужчина,  какой же ты  ещё мешковатый!  Знал же я, что с тобой дружит несчастье, сидел бы ты лучше дома!   Надо же, ухитриться уронить шапку в реку.  Теперь не киснуть надо и не всхлипывать, а догонять поток, пока она не намокла и не утонула. Выловить быстрей надо».  Брат, вооружившись длинной палкой бросился догонять поток.  Преградой для воды стал затор, возведённый каким-то рыбаком.  Вода здесь бушевала с особой яростью.  Для её прохода был оставлен узкий промежуток между кольями, в котором стояла сурпа – приспособление для ловли рыбы.
Мою шапку водоворотом затянуло в сурпу.  Извлечь шапку можно было только одним способом – вытащить сурпу на берег  и вытряхнуть из неё шапку.  Проблема в том, сурпа не наша, у неё есть хозяин, дотронувшись до неё станешь воришкой, а это позор для всей нашей семьи.  Прийти домой без шапки – равносильно стать ротозеем.  «Давай подождём немного, - предложил я, - хозяин сурпы придёт за рыбой и вернёт нам шапку».   «Несмышлёный ты ещё, - возразил брат, - пока ждём хозяина водоворот изорвёт твою шапку.  Лучше иди, встань на тот бугорок, если кто появится, дай мне знать».   Старший брат с трудом выволок сурпу на берег, и достал из неё шапку  и двух почти метровых щук.  Сурпу он быстро водрузил на прежнее место. Шапку и щук мы схватили и оттащили в кусты.
«Что будем делать с рыбой? - спросил старший брат. Рыба не наша. Не мы её поймали».  «Давай их отпустим в реку».  «Ты не соображаешь,  да если отпустить этих крокодилов в реку, они за весну и за лето сожрут всю молодь. Что мы будем  летом и осенью ловить?»  «Тогда давай отнесём их хозяину сурпы.  Ты же знаешь, кто он. Он нам спасибо скажет».  «Этого тоже делать нельзя!.  Мы в сурпу залезли без его разрешения, значит, будем воришками, да от него спасибо сыт не будешь…  Ты же слышал, что мама сказала, картошка кончилась, есть нечего.  Мы с тобой большие, можем в лес за травой сбегать,  а младшие братик и сестрёнка что есть будут?  Бери вот эту щуку и иди домой. Мама знает, что делать с ней.  А я сбегаю на поляну и проверю, не растут ли съедобные травы на ней».
Мама обрадовалась таким подаркам судьбы.  Посмотрев на голодных своих детишек, сказала: «Это не воровство, это божий подарок, подарок судьбы и дружит он только с теми,  кто умеет и может держать язык за зубами.  Болтливых, хвастливых он обходит стороной.  Сейчас беги и принеси вторую  щуку, пока не съели её дикие животные».   Под вечер мама  сварила незабываемую по вкусу уху.  В это время к нам зашёл пастух решать вопрос по организации выпаса коров.  Старший брат Мишка рассказал ему, каким образом он выловил эту щуку из реки Сударушки.  Сырушка – маленькая речка, на которой стоит деревня  Агарак.  Мама угостила его ухой. Покончив с едой, он произнёс: «И надо же!  В речушке Сырушка щуки намного вкуснее, чем в реке Агарак.  Я сгорал от нетерпения рассказать ему, что эта щука  не из Сырушки, а из реки Агарак.  И, может быть, из его сурпы.  Но смог промолчать.  Мамин наказ «божий дар, подарок судьбы всех болтливых и хвастливых обходит стороной».  А мне это нужно? Всю жизнь стерёг и ждал свою удачу  - подарок судьбы.  Она приходила и была со мной не раз.  Но об этой я решился рассказать впервые  после того, ка не стал рыбаком. Ведь бывает в жизни и такое!   
                Бывший рыбак Фёдор Дундуков. 


Рецензии