Четвертое Сентября

Четвертое Сентября
Четвертое Сентября (1910) - день рождения моей бабушки, Наталии Александровны Дик (в девичестве Пуляева, 4.9.1910 - 7.7.1987).
Она прожила довольно долгую жизнь, хотя бы хотелось дольше. Она дождалась двух из возможных четырех правнуков и со старшим даже посидела и позанималась.

Мы прожили в одной трехкомнатной квартире 8 лет: родители, бабушка, мой младший брат и я. Фактически, больше, потому что бабушка жила с нами два года до того, а ее "квартира" (об этом, возможно, позже) пустовала. "Трехкомнатная" реально означает "две спальни" (у меня сейчас такая, только побольше, сейчас на одного). Гостиная (sitting room) у нас почему-то никогда не была спальней, разве что гостевой, позже я и бывал гостем. Младший брат размещался в спальне родителей, а я делил комнату с бабушкой в течение 8 лет (до отъезда в Университет). По-видимому, она была самым близким мне человеком, хотя тогда я этого и не понимал. Не хочу и не могу упрекнуть маму и папу, но по объему общения бабушка, видимо, была на первом месте.

Практически всю свою трудовую жизнь она работала на Ярославской кондитерской фабрике (технологом, без высшего образования) и называла себя химиком. Позже, во время моих сначала частых, а потом все более редких визитов сначала "домой", потом "в родительский дом" она разговаривала со мной "как химик с химиком". Причины, по которым она говорила о себе как о химике, я узнал уже после ее смерти.

Итак, Ярославская кондитерская фабрика расположена в истороческом центре Ярославля, и каждый житель и гость города, гуляя поблизости от Ярославского кремля, мгновенно определят по запаху, что рядом кондитерская фабрика.

Это продолжительное вступление к последующему. В середине июля 1941 года Ярославская кондитерская фабоика переключилась на выпуск оборонной продукции. И эта продукция была ИПРИТОМ. Фактически, это была фабрика по производству иприта, которая в мирное время выпускала карамель. На том же оборудовании. И благоухало не смесью ванили с корицей, а "прелой листвой".

Бабушка ни разу не обмолвилась об этом (военная тайна). Не обмолвилась и о судьбе деда, ее мужа. Несколько сохранившихся "треугольничков" оказались в дальнейшем от ее (единоутробного) брата, который был намного младше ее и был в десанте в районе Сталинграда (пропал без вести, нужны ли комментарии?).

Сейчас уже почти не сохранилось людей, знавших всех их или даже кого-то живыми.

И еще одно важное для меня воспоминание. Последние 2 года своей жизни бабушка болела раком желудка. Советская медицина опасалась, что она станет наркоманкой, поэтому обезболивающие ограничивались едва ли не анальгигом.

Я защитил свою кандидатскую диссертацию 18.6.1987, приехал в Ярославль 25.6 и уехал 30.6. Через две недели бабушка умела. Я думаю, она боролась со смертью до последнего, чтобы увидеть мой успех, который она делила с собой. И увидев, позволила себе умереть.

Я вспомнил эту печальную историю в День Выборов 2008 года. Как известно, М-ра Обаму воспитывала его бабушка, которая была для него очень близким человеком. К сожелению, Миссис Меделин Данхэм не дожила до триумфа своего внука 36 часов. Наталия Александровна Дик оказалась счастливее. Я помню о ней, пока живу.


Рецензии