Течение времени в жизни и в кино

 Думать над течением времени увлекательно.
Как мы знаем, время состоит из трех составляющих: прошлого, настоящего и будущего. Известно также, что время течет только в одном направлении.
В любом доме, если зайти и посмотреть - разное расположение предметов, и все они отражают прошлое хозяина. Неважно то, что кто-то подарил ему то или иное, что-то сам купил, что-то передвинул, переложил. Переклеил обои, купил другую мебель, снял постер со стены, поставил торшер. Время тоже внесло свои коррективы: треснула извёстка на потолке, разошлись стыки у обоев, выцвела мебель; картины или магниты на холодильнике потеряли былую яркость. В ежедневной суете, по-разному наспех сложены вещи, в которых человек отходил пару дней, и взял новые, но эти ещё не успел отправить в стирку.
Прошлое неуловимо, его нельзя "пощупать", только по сочетанию обстановки и предметов можно себе представить временной срез...
И будущее тоже неуловимо, есть только вечное "сейчас".
На будущее можно влиять только из "сейчас", делая определённые действия, либо воздерживаясь от них.
Разум человека, принимающий решения, и руки - вот основные инструменты моделирования будущего.
Но есть два замечательных инструмента в руках человека, которые позволяют зафиксировать прошлое. Это фотографирование и видеосъёмка.
Я замечаю разницу по фотографиям, сделанным в одном и том же пространстве, но в разное время.
Интересно смотреть подборки фотографий на тему одного и того же помещения в разные времена. Фотограф делает невероятное: он запечатлевает временной срез. Тоже самое делает и видеооператор.
В художественном кино есть несколько вариантов течения времени:
от прошлого к настоящему и будущему;
от будущего к настоящему и прошлому;
от настоящего к прошлому;
вставки в настоящее время фрагментов прошлого и будущего времён;
существование нескольких пространств в один и тот же промежуток времени;
повторение временного промежутка с разнящимся набором событий (временная петля).
Про каждый из вариантов течения времени в кино можно написать отдельную статью. Лично я люблю вышедшие в отдельный жанр фильмы, построенные по принципу "временная петля". Кто бы отказался жить вечно, зная, что завтра будет старый новый день и так до бесконечности? В фильмах герои решают загадку временной петли и выходят из неё (например, фильм ужасов "Лимб"), либо остаются в ней вечно (например, фильм "Треугольник").
Это было небольшое отступление от нашей темы, о том, как течет время, и как его можно запечатлеть с помощью фото и видео.
Режиссёру необходимо чутко ощущать индивидуальное течение времени в каждом фильме и спектакле. Нужно думать, как будут меняться декорации, пространства, какой жизнью заживут все вещи и предметы обстановки. Через игру со временем можно решить не только фильм, но и спектакль. По старым документальным фото и видео можно воссоздавать обстановку старины. Путем задействования воображения можно фантазировать и насчет обстановки будущего.
_________________________
Автор фото Ирина Вернинг.


Рецензии