Одесса Тень Пушкина

Тень Пушкина
 
Адрес: Одесса, улица Дерибасовская, дом №10.
Тень тут упала не случайно. Угловой дом стоит на месте гостиницы барона Рено, где в 1823 году жил А.С. Пушкин. На первом этаже располагалось то самое Casino, которое он упоминает в «Евгении Онегине», а угловой балкон на  втором этаже мог бы быть пушкинским, если бы дом полностью не перестроили в 1890 году. А ведь именно отсюда, повернув голову направо, он рифмовал театральные афиши:
«Но уж темнеет вечер синий,
пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей».

«Он жил на втором этаже и часто выходил на балкон посмотреть на город. С балкона он видел, как в центре города собираются извозчики, здание Оперного театра и море. В этом доме он написал вторую главу «Евгения Онегина». Во второй половине позапрошлого века дом снесли, на его месте построили дом страхового общества «Россия», который сейчас является памятником архитектуры».

***

ТЕНЬ С БАЛКОНА
На этом перекрестке в первой половине XIX века стоял дом барона Рено - одна из первых гостиниц Одессы. Именно здесь какое-то время проживал Пушкин. Теперь здесь появилась символичная тень, которую когда-то отбрасывал поэт, выходя из гостинницы: для этого сняли около 200 квадратных метров асфальта и уложили светлый и темный кирпич — клинкер, его изготовят в Одессе. Тень поэта выполнили мозаичным способом в человеческий рост.
***
В рамках Фестиваля «ПУШКИН в ОДЕССЕ-2012» на пресс-конференции было объявлено о создании мемориального знака А.С. Пушкину на углу улиц Дерибасовская и Ришельевская, где стояла гостиница барона Рено – здесь поэт прожил 12 месяцев (из 13) во время Южной ссылки. До сих пор этот самый замечательный пушкинский адрес, где поэт писал Евгения Онегина, никак не был отмечен на карте Одессы.
- Идея пришла, когда мы прогуливались по Дерибасовской, — рассказал историк, краевед Олег Губарь. – Согласно источникам, Пушкин жил в гостинице Рено во втором этаже, балкон номера выходил на угол улиц Дерибассовская и Ришельевская. Прямо с него он рассчитывался с извозчиками, которым задолжал. На месте гостиницы Рено нынче другое здание. Но как же в этом случае отметить самое пушкинское из всех одесских мест?
Думали воссоздать балкон – точку в пространстве, где абсолютно точно стоял Александр Сергеевич? Но балкончик «потеряется» между кариатидами, лепкой, колоннами, вывеской Сбербанка. А что, если создать на асфальте тень Александра Сергеевича, стоявшего на балконе!? Траекторию солнца в одесские дни Пушкина современный интернет также позволяет вычислить абсолютно точно.
Таким образом, памятный знак войдет в пушкинский маршрут, который Оргкомитет фестиваля готовит вместе с Олегом Губарем. Тем самым удастся воссоздать один день из жизни поэта в Одессе. Начало как раз и будет у бывшей гостиницы Рено, у тени Пушкина, — заключил историк.
Установка памятного знака произошла в 2013 году во время проведения  6-ого Всеукраинского Фестиваля  русской поэзии «ПУШКИН в ОДЕССЕ».
***
Так в Одессе  установили мозаичный памятный знак «Тень Пушкина» в честь великого поэта. Знак явился декоративной тенью Александра Пушкина высотой более трёх метров. «Тень Пушкина» расположили  на участке тротуарного покрытия на углу улиц Дерибасовской и Ришельевской, где был расположен дом барона Рено. Это, как известно, один из адресов, по которым Пушкин жил в Одессе.
Теперь «Тень Пу;шкина»  в Одессе это арт-объект на пересечении улиц Дерибасовской и Ришельевской в виде изображения на тротуаре тени человека, имеющего гротескные черты поэта Александра Пушкина.
***
Идея арт-объекта принадлежит писателю Олегу Борушко и одесскому краеведу Олегу Губарю. Автор рисунка — скульптор Александр Князик. Открытие памятного знака произошло 26 сентября 2013 года и было приурочено к открытию ежегодного литературного фестиваля «Пушкинская осень», проводившегося в Одессе.
Инсталляция выполнена в виде силуэта человеческой фигуры, размером около 3 метров, в гротескных чертах которой легко узнаются черты Александра Пушкина, характерные для его автопортретов. Тень изготовлена из тонированного клинкера (высококачественный кирпич, обожжённый специальным образом). В ногах тени современный тротуар заменён фрагментом брусчатки, характерной для одесских улиц начала XIX века.
***
Анонсированные планы городских властей и оргкомитета фестиваля «Пушкинская осень» по открытию памятного знака вызвали протесты ряда жителей Одессы и городских общественных организаций, которые посчитали, что идея памятника не оригинальна сама по себе, что расположение изображения «великого русского поэта» в плоскости тротуара сделает его объектом атак вандалов, а то, что пешеходы смогут проходить прямо по изображению поэта, является оскорблением его памяти]. Инициативная группа противников памятного знака грозила его организаторам помешать открытию. Чтобы избежать противостояния, торжественное открытие объекта провели в 10 часов утра, а не в 3 часа дня, как было заявлено, когда никто из противников не присутствовал на месте.
***
В Одессе на вооружение взяли идею, которая уже больше полувека прекрасно себя чувствует в Европе, — стрит-арт. Художники просят не путать свое искусство с граффити: в отличие от подростковых забав, которые далеко не всегда имеют ценность, стрит-арт выполняется профессиональными художниками. Горсовет уже провел конкурс эскизов «Новый образ любимого города», жюри отобрало четыре лучших. «Это красиво и продержится много лет. В первую очередь хотим украсить промышленные объекты, большие здания, где сейчас реклама, например, как на Среднефонтанской*. Исторический центр пока трогать не будем, тем более стрит-арт не появится на памятниках. Кадрами из «Веселых ребят» сначала хотели разрисовать Ланжероновский спуск, но отказались — архитектурный памятник», — рассказал нам Андрей Шелюгин. Живопись может украсить забор вдоль консервного завода и железной дороги по пути следования поездов. Кроме «Веселых ребят», в конкурсе были отобраны еще три проекта: «Остап Бендер», «Афина Паллада» и «Пейзаж». Возможно, их будет больше - художников приглашают к сотрудничеству.
*)Микрорайон Одессы

«Потопчемся по тени Пушкина?
На одном из недавних пушкинских вечеров в Литературной гостиной одесского Дома ученых (а программ, посвященных А. С. Пушкину, состоялось уже около трех десятков) был поднят вопрос, на который хотелось бы получить ответ. Но прежде приведу стихи талантливого поэта Галины Шмульян. В этом году исполняется 10 лет со дня ее смерти, она — одна из первых участниц, основателей Литгостиной Дома ученых.
Памятник и толпа
Слегка поигрывая тростью,
Он вышел из отеля в гости.
Остановился на момент
И превратился в монумент.
Стоит почти что на дороге,
Как будто он один из многих.
Красивый, юный, смуглолицый,
С толпой прохожих может слиться.
Но я бы ни за что не стала
Чтить памятник без пьедестала.
Знакомый с детства и родной,
Стоять он должен над толпой.
Великий должен быть велик.
Пусть сверху смотрит дивный лик.
Жизнь с каждым часом все суровей,
Он быть не должен с нами вровень.
Красивый, юный, смуглолицый,
Мы на него должны молиться,
Чтоб никакой крутой пошляк,
Бездумный, никогда, никак
Не мог до Пушкина добраться,
Его похлопать панибратски
И, шляпу примостив, как нимб,
Сфотографироваться с ним.

Не все, разумеется, разделяют точку зрения Г. Шмульян, но судьба «нового» памятника (трость!) у Дома-музея, похоже, ничему не учит тех, кто... не может поумнеть. А.Н. Островский: «...через него (Пушкина — Л.В.) умнеет всё, что может поумнеть».

Феномен тени
И – несколько выдержек: «…этот мир не так прост, как кажется материалистам, и зачастую его тайны куда глубже, чем можно себе вообразить. А некоторые тайны, проступающие в нашем мире, имеют связи с мирами иными, параллельными или какими-либо ещё. Относится это и к феномену тени»; «…официальная наука не в силах объяснить, почему тень во многих культурах вызывает благоговейный страх и почему ритуалов, связанных с тенями, так много, и почему они существуют практически во всех культурах на протяжении всей человеческой цивилизации»; «Тень часто считают двойником человека и даже душой. В ряде языков тень и душа обозначаются одним словом»; «Тени-души ведут полуматериальное существование и способны вмешиваться в дела живых».
А вот еще: «Очень многие стараются не вступать на собственную тень или же следят за тем, чтобы не попасть в тень другого человека. В некоторых племенах наступить на чужую тень равносильно смертельному оскорблению. В древности, если раб наступал на тень своего господина, его казнили немедленно, что называется – не сходя с места». «На Руси верили, что тень может стать источником недуга, из-за которого человек сохнет и чахнет, и в таком случае тень надо вынуть и уничтожить».
Оказывается, что «В наши дни в массы просочилось много магических обрядов, где главную роль играет тень». И – следует описание ритуалов… Но! –
«Только связываясь с миром теней, помните, что они – создания коварные, и ждать от них можно чего угодно. Игр с собой они не прощают».
Но особенно интересно нижеследующее:
«Что касается науки, то британскими и итальянскими учёными недавно был проведён любопытный эксперимент: они воздействовали самыми разнообразными стимулами на… тени рук испытуемых. И выяснилась любопытная картина: участники опытов реагировали на стимулы теней рук точно так же, как если бы эти стимулы воздействовали на саму руку. "Результаты подтверждают интуитивную связь, которую люди ощущают по отношению к своему теневому контуру, – подвела итог эксперимента профессор Маргарет Ливингстон.
Все мы в детстве испытывали нежелание наступать на свою тень. Это означает, что мозг, определяя положение тела в пространстве, использует визуальные намёки, которые он получает не только от конечностей, но и от тени". А, быть может, в мозге хранится информация, которую знали наши предки, о мистических свойствах тени и том, как правильно с ней себя вести?»
Никак «британские ученые» подсказали Борушко его «идею?..
Интересен приведенный автором в заключение «случай»: «Не поддаётся рациональному объяснению другой случай, также связанный с войной. В Германии существует маленький городок Битигхайм, в котором происходят жуткие вещи: на стенах домов раз в десять лет сами по себе появляются человеческие тени, двигаясь, как живые. Это происходило в 2001 году, в 1991 году и, возможно, и раньше. Тени эти появляются в годовщину ужасного события – массовой казни евреев в 1941 году, когда тысячи людей были вывезены за город и уничтожены. Что это – потустороннее напоминание живым, городское проклятие или местъ теней?»
«Месть теней» – это круто, согласитесь!
Вот еще стихи Алексея Николаевича Апухтина (1840-1893). 29 августа исполнится 120 лет со дня его ухода из земной жизни:
19 октября 1858 года
(Памяти Пушкина)
Я видел блеск свечей, я слышал скрипок вой,
Но мысль была чужда напевам бестолковым,
И тень забытая носилась предо мной
В своем величии суровом.
Курчавым мальчиком, под сень иных садов
Вошел он в первый раз, исполненный смущенья;
Он помнил этот день среди своих пиров,
Среди невзгод и заточенья.
Я вижу: дремлет он при свете камелька,
Он только ветра свист да голос бури слышит;
Он плачет, он один... и жадная рука
Привет друзьям далеким пишет.
Увы! где те друзья? Увы! где тот поэт?
Невинной жертвою пал труп его кровавый...
Пируйте ж, юноши, – его меж вами нет,
Он не смутит вас дерзкой славой!

А еще – его же, из стиха «Старая любовь» (1886):
…Я только тень... зачем же против тени
Старинную враждующую рать
Упреков, жалоб и сомнений
С невольной злобой вызывать?
Я только тень, я призрак без названья,
Мой жертвенник упал, огонь на нем погас,
Но есть меж нами связь; та связь – твои страданья:
Они навек соединили нас.

Да, наши страданья от безвременной, трагической кончины нашего Поэта, «Солнца русской поэзии», навек соединили нас с Ним!
Марина Цветаева писала: «Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и, – вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, – об этом животе поэта, который так часто не-сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась сестра. Больше скажу – в слове живот для меня что-то священное, – даже простое "болит живот" меня заливает волной содрогающегося сочувствия, исключающего всякий юмор . Нас этим выстрелом всех в живот ранили. » (здесь и ниже курсив мой – Л.В.)
Ей вторит советский поэт Алексей Недогонов, участник советско-финской и Великой Отечественной войны, погибший в 33 года под колесами трамвая:
…Под лютой стужей, неостывший,
Столетье пролетевший враз,
Свинец, поэта погубивший,
Прошёл сквозь каждого из нас!

Не чувствовать так, это значит не иметь права называться не только поэтом, но и – человеком. Во всяком случае, русским человеком. Но – злобной, продажной, зависимой тенью .
И еще – помните, пожалуйста, слова Александра Сергеевича: «…легче превзойти гениев в забвении всех приличий, нежели в поэтическом достоинстве» (О поэзии классической и романтической).
Вместо заключения
Вот строки из «Евгения Онегина»:
… Его страдальческая тень ,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

Сопоставляю с заключительными строками феноменальной Речи Ф.М. Достоевского:
«Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю "в рабском виде исходил благословляя" Христос. Почему же нам не вместить последнего слова Его? Да и сам Он не в яслях ли родился? Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание. Если наша мысль есть фантазия, то с Пушкиным есть, по крайней мере, на чем этой фантазии основаться. Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они уже более понимали бы нас, чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь еще смотрят. Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну . И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.»
И – разгадаем! Не мы, так дети наши, внуки! И вечным, несмываемым позором покроются имена иуд.
Да, судилось нам жить во времена не лучшие. Но – не забудем, не устанем исполнять Его пожелание:
… Я скоро весь умру. Но, тень мою любя ,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…

АэС
16.11.2020


Рецензии
Большое спасибо за статью, за Александра Сергеевича! в Киеве снесли памятник Пушкину, начали сносить и в других городах Украины. Что сейчас в Одессе c тенью ? с памятник у музея Пашкина, и что с самим музеем.?
Вам здоровья успехов, удачи. Viva Odessa!
С благодарностью и уважением Леонард П.

Думаю, что тень сохраниться, это даст возможным "самостийникам" потоптаться на памяти Поэта

Леонард Позолотин   19.11.2023 08:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Леонид.
Благодарю Вас за внимание и оценку.
Желаю Вам здоровья, творческого и другого долголетия.
А также пережить эти тяжелые для одесситов времена.
С уважением, АэС

Антон Ромашин   19.11.2023 15:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.