Продолжение Скиф. Стр. 3-53

         Глава 17-я. По Карпатам, домой.
      И мы уехали: Арпад, наш предводитель, Максим со своей будущей супругой, Лютый и собака Дружок, принявший за своего Лютого. Перевалив очередную гору, с этой горы мы увидели -  впереди горы пониже. А внизу, сверив с картой Арпад и Лютый, определили, что они уже не далеко от Дуная. Обошли еще один табор цыган, Лютый сказала, что если здесь остановились цыгане, значит рядом где-то  есть селение. Они (цыгане) останавливаються табором, возле селений. Ходят к ним – гадают, мужчины лечат , осматривают лошадей ( у них есть опыт, они осматривая коней, присматривают, понравившихся коней), они стараются очернить их. Находят якобы болезни , пытаются их обменять на мясо. А если не получается то, сделав все свои дела они снимаются  с места. Сначала воруют, присмотревшие лошадей, и убегают перед рассветом. Лютый решил главу селения, если встретят, предупредить. Так и случилось. Через несколько дней и ночей, все друзья оказались вместе. А еще через такое же время они подошли к табору цыган. Им навстречу вышел не молодой цыган, оказался знакомым Лютого. Цыган, предупредил Лютого, что тот барон цыганский у которого они гостили, попросил их барона, задержать белых людей с дивчыной. Девку отобрать и привезти ему за богатый подарок. Так, что им надо сворачивать. Через несколько дней и ночей будет селение таких людей, как и они. Вот и селение показалось, Мариша, взбодрилась, хотела отдохнуть по человески. Чтож сделаешь, девчонке она и есть девчонка, не то, что парни. Они воины и привыкли к лишениям и походам. Решили на совете заехать в селение. Встретили их настороженно, но узнав, что они вырвались от барона Георгиу, загомонили и приняли решение помочь молодым людям. И сами не любили наглого барона. Когда воровал лошадей прощали, виноваты были пастухи, но когда он пытался своровать девушек, поднялись всем селением, кто мог держать оружие в руках. Хлопци Максима удостоверились, что и женщины эти, могут за себя постоять, когда надо. На отдыхе устроили соревнование между женщин по стрельбе из лука. Своё умение из самострела показала Мариша, все её стрелы-болты попали в мешок набитый половой (Отходов от стеблей пшеницы, при отмолота). Попросили показать своё оружие цыгану-кузнецу. Мариша, когда узнала что кузнец цыган, отказывалась, но когда ей объяснили, что он нечистоплотный  цыган а помесь их женщины, и цыгана, что её изнасиловал, при нападении на их селение барона Георгиу.  Того цыгана она же и убила. А ребёнка, по общему решению оставила. Мальчики нужны были. Согласилась и подсказывала, когда Гоша (так звали кузнеца), собирал первый самострел. Пришлось задержаться на несколько дней. Задержка оказалась полезной. Максим рассказал молодёжи о замысле дидьки Стефана. Что они замыслили на новых землях организовать православный, единого бога монастырь. Ответил на все их вопросы, да так, что Арпад и Мариша изумлялись, его ответам. Ответы давал не молодой юноша а зрелый монах-воин. Потом Максим сказал им: «Он молился своими словами Господу Богу Иисусу Христу, дать ему знания и слова разъяснения, во славу Господню». Молодые из многосемейных семей, не получивши надела земли под пастбища и скотины, с разрешения старосты селения, и благословения родных, решили с ними поехать. Староста тем, у кого не было лошади дал им по коню, за такое женское оружие. Набралось таких юношей 12 человек и девушек 9. Итого их компания увеличилась на  21 человек. Итого их стало 26 человек. Через полтора десятка дней группа из 26 человек, при конях поехали дальше на родину (относительно) Максима. Эти парни и девушки были из болгарского племени, ушедшие от основного племени, из - за не согласия служить сельджукам-туркам. Как рассказали они, нашим ребятам, турки наглея, заполонили придунайские земли. Болгары выступают на турков. Их царь хочет позвать русичей на помощь. При переправе, через местную притоку Дуная, которых много, развелось при половодье, встретили ещё одно селение, которой отбивало турков. Турки, небольшая группа, решившие пограбить их селение, просчиталось. Парни, что ходили по кличу их царя возвернулись домой. ДО следующего клича, они будут находится дома. Арпад предложил своим помочь разбить и постараться добить турков, что бы оставшие в живых турки не привели своих отомстить селению болгар. Не только отбили турков, но и перебили всех, а их коней переловили. Староста селения за помочь разделил коней между поселянами и Максима-Арпада группой. Им достался табунок в три десятка лошадей. Пришлось погостить, несколько дней. Повторилась таже история с Маришиным самострелом, что и в предыдущем селении. И тут Максим приступил к проповеди, как сказал Боян. И к ним присоединились  звенадцать молодых пар, не имевшим домашнего имущества, и ни чем не обременелым. Староста с не охотой  отпустил их. Так их группа на 36 человек на своих лошадях и с сапасными. Только 17 человек не имели запасных лошадей. Осталось по прикидке Арпада, после разговора со старостой селения, который знал Максимого дидька Стефана, им проехать на лошадях не загоняя их, лошадей дней с десяток. И они поехали рано утром с восходом солнца, помолившись. Через этот промежуток времени, что они наметили, к вечеру подъехали к переправе. Срубили плот , и переправились. А там Максим увидел скалу, которую Стефан превратил в храм с греческими иконами. И вот встреча через два года с небольшим произошла.
 
   Тема 4-я.   Поездка делегации в Царьград.
    Глава 18. По дороге к другу. В гостях у друга Стефана.

      Подъехавши к реке, Максим с двумя воинам разыскал припрятанный плот, перевязали стволы деревьев и начали переправу через Дунай. В этом месте река шире, чем в остальных местах на этом участке реки и течение намного меньше, позволяющее без преград перейти на тот Болгарский берег. На том берегу снова собрались в группу и поехали, придерживаясь порядку, который установил Арпад-Андрей? Впереди едут Боян с воином, потом две пары воинов, потом иеромонах Стефан с Маришей-Марией, потом три телеги запряжены вдвое лошадей, потом Максим с воином и Замыкающим Лютый – Василий с воином. На телегах управляли лошадьми по одному воину. Итого делегация состояла из предводителей: Максимилиан, Лютый-Василий, Арпад-Андрей, Боян, Мариша-Мария,  вместе с ездовыми – десять воинов и во главе иеромонаом Стефаном. Итого, делегация состояла из 16 человек. К вечеру добрались до болгарского селения, которым правил турок. Их привели в его дом, который он называл крепостью. Охрана была из пяти человек и двух сыновей бека Измаила. Сидел на чурке располневший, щеки размылись по лицу. Волосы на голове и на руках сальные, ногти грязные. Стефан, глядя на него, как бы смотрел сквозь него. Ничего на его лице не усмотришь, как сейчас бы сказали: лицо непроницаемое, ничего не знащуещее. Остальные с плохо скрываемом отвращении, глядели на это животное.  Ждали, что скажет этот «Бек». А он повернулся к одному из слуг, что его окружали, распорядился: коней гостей принять и накормить. В зале накрыть стол, а вы гости расскажите, куда дорогу ведёте. Стефан сказал: едем в Царьград, к святейшему, на собрание. Везём дань султану. Эта маленькая ложь спасла снаряжение, что везла с собою делегация, и Стефан показал фурман, подписанный одним из приближённых султана, разрешение на провоз Стефана по стране султана. Стефан получил этот документ, ещё когда ездил Тмутаракань за солью, решил: и здесь этот документ, должен сыграть свою роль и не ошибся. Увидев документ с печатью султана, бек  успокоился. Приближенные бека и гости, кроме воинов, оставшиеся охранять телеги прошли с хозяевами в зал. Там уже стоял накрытый стол. Стефан тихо шепнул Арпаду- Андрею:  «Возьми шкуру медведя и положи беку передним, в подарок от нас». Андрей так и сделал. Когда шкура была  расстелена перед беком, у того лицо оплывшее от жира расцвело. Как не держался надменно бек, не удержался от такого подарка руссов, как он назвал, через толмача. Стефан зная жадность турков, и ожидал такую реакцию от бека. Россы ели степенно, не спеша, показывая туркам, что эти молодые люди со старцем, достойные люди, члены делегации. Все присутствующие в зале услышали какой-то шум, крики, бряцание оружия, ржание лошадей. Так,  как они уже вставали из-за стола, вышли во двор. Перед ними  предстала картина: По двору бегает какой-то полуголый с лохматыми волосами и с бородой человек, а за ним гонится турок с обнаженной саблей. Собравшиеся турки и их слуги подбадривали турка с саблей, наши же стояли с мечами и с копьями в руках, но копья подняты вверх и мечи в ножнах, они мрачные стояли полукольцом, и вокруг них бегал  с воплями полуголый. Бек  рявкнул что-то, воин с саблей остановился и начал что- то объяснять беку, Лютый-Василь перевел: «Он говорит: этот росс, подошел к воинам гостям и что-то их спросил. Я решил  его прогнать, но гости заступились за него». Бек повернулся к Стефану и сказал ему: «Это мой раб, он ленивый, упрямый. Если хочешь, купи  его у меня». Стефан решил выкупить. Состоялся торг,  и раб был выкуплен. Распрощавшись с гостеприимным беком, с выкупленным рабом  наши стали в походную колонну и продолжили свой путь вдоль моря. Стефан еще по прежним походам в Царьград, шел этим путем. Он, этот путь был немного длиннее, но тут, его еще помнили кое - кто.  По дороге переговариваясь, воины-монахи расспросили раба  Кто он, и откуда? Он назвался франком, звать его Марк, он из далекого (Город во Франции 13 века.). Строил по найму храм в Царьграде но проштрафился и был продан этому беку. Он уже выяснил: Немного бадайки бить( Ленивым быть, болгарское), пас его, этого борова, стада. Немного менял на цуйку ( самогон) молодняк. Был бит не раз, но шкодил. Поэтому бек и избавился от него. Стефан рассказал им , был среди Господа нашего апостол Марк, который написал одну из четырех Евангелий.  На привале окрестили его в Дунае, и Стефан при крещении подтвердил его имя Марк. Так у нас прибавился еще один житель будущего монастыря. Его новые братья во Христу рассказали о своей миссии. Одели его во все новое, после крещения. Так, что Марк не отличался от них ничем, только мовою. (Речью). Остаток дня и следующий день они прошли без приключений. Только один раз встретили группу всадников турков, ехавших в Софию-град. К вечеру подъехали к одинокой усадьбы, огороженной колючими деревьями-акацией. В воротах их встретили один пожилой дядька и три молодых друг на друга похожих, вооруженных копьем и мечами юношей. Стефан и дядько степенно поздоровались  и неожиданно  для всех, обнялись, похлопывая друг друга руками по плечу. Они почти одновременно каждый повернул к своим головы сказали: «Это мой друг». Дядька звали Аркадием, на груди его висел медный крест, у его юношей висели такие же кресты.  Подводы наши оставили на улице, лошадей распрягли, отпустили пастись на лугу, возле тына, а сами по приглашению Аркадия, вошли во двор. Во дворе стоял в копанный в землю стол, а с двух сторон стола стояли лавки. Жена его и молодые девушки, оказавшиеся женами молодых юношей, накрыли стол. На столе стояла брынза, дыня, как баштан (тыква), яблоки и хороший шмат сала с мясом варенным, каравай хлеба-лепешки. Появился не большой бочонок со своим вином, корчажка и из дерева, подобие кружек. Старшие присели за стол: Стефан, которого Аркадий звал: «отец».  Аркадий, Мария, Максим, Василий, Андрей и Боян крестные сыновья и дочь  Стефана так же звали его : отец или дидька как и Максим.. Так его звали, как всегда, звал отец -  Стефана, и возле Аркадия его сыновья. Как оказалось, эти юноши были его сыновьями: Драгомир старший; средний Богумир.   Помолились, выпили по кружке вина, которое впервые живя со Стефаном попробовали его братья во Христу. Воинам-монахам, преподнесла по кружке-корчажке ,одна из снох Аркадия. С Божьей помощью перекусив, Стефана побратимы собрались кружком вокруг своих старших собратьев и о чем-то вели разговоры. А тем временем Стефан и Аркадий уединившись,, ныне. завели разговор о том, что делалось в Византии. Аркадий рассказал:  «У нас в Болгарии есть люди, организовавшие  движение за освобождение от турков земли захваченные ими. Их называют «богомилами». Они практикуют не признания догматов православия, церковной иерархии и обрядов. Но у них есть и другие планы, что меня покоряет, если бы не признание православии, особенно в обрядах и другое. А то, что они богомилы выражают протест против эксплуатации, против гнета турков меня и мою семью устраивает Мы поддерживающие богомилов, специально установили на межи граничащие земли исконные Болгарскую и ту, что турки от нашей земли отторгнули, установили православный крест и носим на груди открытый крест   Господен.  Богомилы говорят: «В человеке и во всем мире видят борьбу материального, злого и духовного, доброго начала и ведут строгую аскетическую жизнь в борьбе со злом, рассеянным повсюду дьяволом.  Они призывают не подчиняться властям, и не трудится на господ.  Повсюду они подвергаются жестокими преследованиями. Мне предлагали присоединиться к ним. Но я с ними не схожусь по православии. Они предлагают поднять восстание. Но у них нет единого вождя, который мог бы возглавить народ. Потом мы выпили по корчаге вина, а пока пили, Стефан, перерабатывал в уме то, что рассказал ему Аркадий. Выпив, Аркадий вытер усы и приступил к разговору дальнейшему.  «Куда твоя дорога, тебя ведет отец Стефан»? Тот ему отвечает?  «Через Болгарские земли до Андрианополя. А оттуда до Константинополя». Но, выслушав Стефана, Аркадий предложил ему иной путь и убедил его, что он, намного безопасен, чем выбранный Стефаном. Выслушав доводы друга и побратима, Стефан согласился. А в это время к нему подошли его три сына и упав на колени, а с ними и их жёны они обратились с начала к своему отцу: « Тато. Нам не безопасно здесь оставаться. Разрешите  нам отправиться со дядьком Стефаном на вольные земли». Тот позвал жену и дочь, сказал им о желании сынов. Мама и сестра согласились с ними, тем более, что сестру уже сосватал соседский третий сын. Он перейдет на их землю, к будущей жене, и тато приобретет еще одного сына в лице зятя». Отец подумал  и согласился. Распорядился отделить по пять овец , по четыре лошади по две коровы каждому сыну взять с собою и своих рабов, что они отбили у турков, те с радостью пошли собирать своих хозяев скотину. Стефан предложил не спешить, на обратной дороге они прихватят их. А сами, отдохнув один день, поехали в сторону моря, как и предложил Аркадий. Встретившие россов, болгары приветствовали друг друга, поднятым в сжатии кулака вверх. Наши им кричали братья! А те им, други! А что славянам делить? В действительности: братья, други!
      Так шли три дня и часть ночи, и на четвертый день к вечеру подошли к Черному морю. Еще за день до того как увидели море, его запах учуяли, воздух морской никогда, ни с чем не спутаешь. В дали шли три парусника. Стефан сказал: «Это струги киевлян. Я их струги видел в Тмутаракане, когда за солью ходил». Свободные от установке, стоянки долго любовались морским пейзажем.  А какая стоянка? Костер, вокруг которого расстелили шкуры, широкий рушник на который положили сухари, сушеное мясо и соленое сало цыбулю, чай в чане. Дав коням воды попить, стреножив их, пустили пастись рядов с собою. Трава была жесткая выветренная. Кони пытались её жевать, свежую, старались сорвать, а старой забавлялись, пережёвывая. А наши молодцы, помолившись и налив себе в корчажки, что прихватили из дома, принялись вечерять. И все это молча, поглядывая на дидьку Стефана. Степенно поели, попили чаю, и поблагодарив Бога за хлеб, соль, пошли оправися в недалеко росшие кусы. А вернувшись, попросили дидьку Стефана рассказать что-нибудь.
Продолжение следует.


Рецензии