Сила слова

России в 1812 году пришлось столкнуться не просто с нашествием огромной армии, а с невиданной информационной провокацией. Неслучайно Отечественная война 1812 года многими историками называется первой информационной войной России.
Наполеон знал силу слова и придавал слову большое значение. Ещё до вторжения в Россию он развязал информационную войну, направленную на дискредитацию имиджа России. Со страниц газет и журналов он обращался к французам: «Вы думаете, что Россия – это далёкая мирная страна, с уважением относящаяся к нам? Нет! Это настоящий агрессор. Русские варвары являются врагами цивилизации и всего европейского!».
За несколько месяцев до начала войны во Франции был разработан подробнейший план информационного противостояния России. Польским генералом Михаилом Сокольницким, находившимся на французской военной службе, был составлен доклад об уничтожении России. Автор доклада подробно расписал все плановые пункты действий, направленные на то, чтоб поставить Россию на колени и ликвидировать её как нацию, как государство. Немаловажным пунктом доклада была агитационная и пропагандистская работа. По мнению специалистов, этот доклад  может быть, а для кого-то, вероятно, и стал учебником по информационной войне.
Главное ударение в докладе ставилось на разжигание межнациональной розни, в первую очередь – между русскими и украинцами. С помощью запорожцев и крымских татар планировалось возбудить и другие народы и двинуться на Кавказ. План войны с Россией был рассчитан на три года.
Французский публицист и историк Шарль-Луи Лезюр, предполагается, совместно с Наполеоном,  написал пропагандистское произведение «О росте могущества России с её возникновения до начала XIX века», изданное в начале 1812 года. В книге утверждалось, что император Пётр Великий оставил будущим правителям России секретнейший план, в котором было завещано вносить смуты и распри в международную политику, поддерживать российские народы в воинственном настроении. В книге этой утверждалось, что согласно плану, оставленному Петром Великим, главная цель России – добиться власти над всей Европой, захватить Константинополь и через Персидский залив устремиться на земли Индии.
Помимо этих масштабных произведений велась и другая обширная пропагандистская деятельность: российские солдаты получали листовки и воззвания, отпечатанные агитационным центром армии Наполеона, призывающие оставить Россию, по мнению их, страну агрессора и войти в цивилизованный мир, то есть встать под знамёна Франции.
Россия срочно начала контрпропаганду. Таким образом, развернулась информационная война, направленная на массовое сознание с целью формирования эмоционального восприятия, выгодного воздействующей стороне.
Для контрпропаганды, прежде всего, велась идеологическая война против всего французского. Пресса начала возвеличивать всё русское и принижать и даже высмеивать всё французское. Сразу появились статьи и стихотворные произведения, посвящённые русским добродетелям. Это были произведения самого разного характера: и произведения, написанные возвышенным слогом, и написанные в стиле, приближенном к лубочно-простонародному.
В войну ввязалось известное в то время издание - журнал «Русский вестник» и специально созданный в столице по указу правительства полуофициальный общественно-политический журнал «Сын Отечества». Причём против идеологического противника выступали не только писательскими произведениями - статьями, поэзией, фольклором, но и художественными  произведениями в виде карикатурных рисунков, иллюстраций, афиш (совместные произведения писателя и художника).
Николай Иванович Греч, редактор журнала «Сын Отечества», ввёл в свой журнал интересное новшество – иллюстрации – политические карикатуры, высмеивающие Наполеона и его сподвижников.
Отечественная война 1812 года способствовала развитию новых форм печати - «летучие» листки-воззвания, оперативно откликающиеся на события.
Безусловно, информационное противостояние «русского слова» «французскому слову» сыграло роль в исходе войны.
На примере информационной войны 1812 года, произошедшей между Францией и Россией,  человечество получило ещё одно доказательство силы слова.


Рецензии