Терменвокс русской литературы
Так писала в “Пленном духе” Марина Цветаева о выступающем с лекцией Андрее Белом. Удивительно точно уловила она и передала нам образ гениального поэта со-временника.
Похожее впечатление оставил он и в воображении художницы Елизаветы Кругликовой. Доныне “силуэт”, выполненный Кругликовой, воспроизводят и печатают, пожалуй, чаще других портретов.
Воспроизвожу и я.
Но кто - на втором снимке? Кто, с первого взгляда, так похож на Андрея Белого? С той же “дирижёрской спиной” и летающими руками.
Это ещё один наш русский гений - изобретатель Лев Термен. Руками выхватывает он из-за спины “оркестр бесплотных духов” и заставляет звучать, - Лев Сергеевич демонстрирует первый в мире электромузыкальный инструмент - терменвокс.
Судьба Термена удивительна, как удивительны и его изобретения: помимо “терменвокса”, на котором пытался научить В.И.Ленина играть “Жаворонка” М. Глинки, он изобрёл звуковую охранную сигнализацию, которую тут же установили в Кремле; ещё до Зворыкина придумал “дальновизор” - устройство передачи изображений на расстоянии (прообраз телевизора), и с помощью сего устройства К.Е.Ворошилов, сидя в кабинете, мог наблюдать, кто передвигается по кремлёвскому двору.
Уместно вспомнить и переполох в службе безопасности США, который вызвал мяч Чемпионата мира по футболу, подаренный Путиным в 2018 году Трампу. Американцы сразу вспомнили “красивую Печать”, выполненную из ценных пород дерева и подаренную советскими пионерами послу США Авереллу Гарриману, - он повесил её над своим столом. Без малого восемь лет, встроенный в неё “жучок” передавал разговоры из кабинета посла на Лубянку, и если бы не предатель-перебежчик, - кто знает! - сколько бы времени висела “печать из ценных пород дерева” в Американском посольстве в Москве. Уникальный “жучок” - очередное изобретение Льва Сергеевича Термена, которое он придумал, отсиживая срок в Кучинской шарашке...
Но вернёмся к нашим фотографиям, вернёмся к началу 20-х годов прошлого века.
Оба героя были очень “музыкальными” людьми - Борис Николаевич (Андрей Белый) прекрасно играл на фортепьяно, а Лев Сергеевич даже закончил Петроградскую консерваторию по классу виолончели; учились они и на естественных факультетах - Борис Николаевич в Московском университете, а Лев Сергеевич - в Петроградском. не знаю были ли они знакомы друг с другом, скорее всего - нет, но уверенность в том, что они непостижимым образом похожи, меня не покидает. Похожи - гениальностью!
В России в эти годы -
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете! -
ветер Революции и её страшная музыка, которую призывал слушать Александр Блок.
Физик Лев Термен в лаборатории Иоффе изучает диэлектрическую постоянную газов. Он замечает интересное явление: если поместить между металлическими пластинами газ, или воздух(ветер), и менять тем, или иным способом ёмкость такого конденсатора, то меняется и частота электрических колебаний всего колебательного контура, и, если эта частота находится в слуховом диапазоне, то её можно слышать! Так, манипулируя руками возле металлических пластин кондесатора, колебательный контур можно “заставить” воспроизводить любую ноту. Тогда в руках Льва Сергеевича родился новый инструмент. Электро-инструмент. Терменвокс.
А поэт Андрей Белый в эти же годы исследует происхождение звуков человеческого голоса. Он пишет поэму о звуке “Глоссолалия”.
Вот отрывок: “Всё движение языка в нашей полости рта — жест безрукой танцовщицы, завивающей воздух, как газовый, пляшущий шарф; разлетаяся в стороны, концы шарфа щекочут гортань; и — раздается сухое, воздушное, быстрое «h», произносимое, как русское «xa»; жест раскинутых рук (вверх и в сторону) — «h».
Жесты рук отражают все жесты безрукой танцовщицы, пляшущей в мрачной темнице: под сводами нёба; безрукую мимику отражает движение рук; те движения — гиганты огромного мира, незримого звуку; так язык из пещеры своей управляет громадою, телом; и тело рисует нам жесты; и бури смысла — под ними.
Звуки — древние жесты в тысячелетиях смысла; в тысячелетиях моего грядущего бытия пропоет мне космической мыслью рука. Жесты — юные звуки еще не сложившихся мыслей, заложенных в теле моем; во всем теле моем произойдет то же самое с течением времени то, что происходит пока в одном месте тела: под лобной костью.”
Думается мне, что слушать с кафедры лекцию Андрея Белого о звуке, о поэзии, о “безрукой тацовщице” в голодном и холодном Петрограде - ветер, ветер! - было не таким ли же чудом, как и космические звуки терменвокса.
Потрясённая публика заворожённо внимала обоим.
Позднее, в 30-е годы, Лев Термен, живя уже в Америке, создаёт «терпситон» – инструмент, предполагающий звукоизвлечение и световой перфоманс в процессе танца. Зазвучала таким образом “безрукая танцовщица” и у Льва Сергеевича!
Главный герой в последнем романе Андрея Белого “Москва”, - над ним писатель работал в Кучине, - профессор математики Иван Иванович Коробкин, открывший необыкновенную формулу. В перепетиях его судьбы - безусловно трагичной! - угадывается в некоторой степени судьба Льва Сергеевича Термена. Я не утверждаю, конечно, что это конкретно его судьба - нет! Но образ “коробкиных” в новой России, которых режим рассадил по “шарашкам”, писатель предсказал верно. Вспомним судьбы , к примеру, - “русского Леонардо” Павла Флоренского, Александра Чижевского. Кстати, последний тоже сидел в Кучинской “шарашке”...
Лев Сергеевич Термен(1896 - 1993) прожил, в отличие от Андрея Белого(1880 - 1934), долгую жизнь - 97 лет!
В конце жизни небольшую лабораторию учёного на Ломоносовском проспекте разгромили неизвестные, уничтожили приборы, инструменты и часть архива. Злоумышленников не нашли.
В России опять - ветер!ветер! - царили лихие девяностые, и разгром лаборатории, сдаётся мне, мало чем отличался от разгрома кабинета профессора Коробкина, описанного Андреем Белым в романе “Москва”.
Гений, учёный, чудак - ровесник века двадцатого - вступил в 1991 году в Коммунистическую партию, которая вскоре закономерно развалилась, а на вопрос - зачем? Отвечал: “Да я Ленину обещал…”
А может быть чуял за собой вину, что так и не научил Владимира Ильича играть “Жаворонка” М. Глинки на терменвоксе.
Русская душа - загадка, даже если она и с французскими корнями.
Кучино, ноябрь, 2020
Свидетельство о публикации №220111600739
Моё детство неразрывно связано с Салтыковкой (оттуда папа) и Кучино (оттуда мама).
Но о том, что в Кучино провели часть жизни такие известные люди, не знал.
Теперь буду знать.
Павел Лобатовкин 09.08.2022 08:00 Заявить о нарушении
С уважением,
Александр Сизухин 09.08.2022 10:39 Заявить о нарушении