Есенинское

Недавно оказалась в моих руках книга Бориса Шергина,того самого,по сказке которого  сняли мультик "Волшебное кольцо".
 Да.Продиралась я поначалу сквозь его тексты,как сквозь чащу дремучую,словно читать разучилась.Но оторваться невозможно,хоть и медленно читаешь,интерес не угасает.
       "Воля ни у вас,ни у нас не отнята".
Мама дорогая,славный вы мой!Вот ответ на все вопросы!Как емко-то!
      И так он мне на душу пал,что решилась я готовить чтицу...
А с чем прикажете? Смысла-то в немудреных строчках - море,а маленьких стихотворений - шиш.Прозу наши дети "не тянут".Был у меня за всю пору один только паренек,Вовка.Упертый - жуть.Лагерь летний,вести детей в музей собрались,все построились,головные уборы напялили.Все? Щас,стоит, одна голова два уха,глядит исподлобья:Не буду.
   И так,и этак,последний аргумент: В школе ведь останешься!
   - Ну и пусть.
   Кё фер,педагогиня,фер-то кё? Лопну прям сейчас от злости.
     Привела в свой кабинет,и все два часа разговаривали.
  До конца девятого класса нашей трепетной дружбы хватило,первый помощник во всем.
    Так вот, только он и мог заучить прозу.
    Ну,к Шергину потом вернусь.
    Очередной конкурс посвящался Есенину.Прочитав бегло положение,решила троих готовить.И в последний момент:в конкурсе участвует один ученик от возрастной категории.Ну,один,так один,то,что с еще двумя выучили - в резерв.
    Что учим? Выбрала "В избе".
    Ага,пойду проверю,правильно ли выбрала.  Читаю коллеге.
    Реакция:Ты с ума сошла? На первой фразе все ржать начнут,а дальше ни слова не поймут.
     Вот-вот-вот,его,значит,и учить будем.
Плавали,знаем.Щас оттопчутся на паре любимых,в ушах застрявших.
Это,на первый взгляд,"негодящее",самый цимус.
   "Пахнет рыхлыми драченами"...
   Чтиц две,одна замялась,вторая сразу подхватилась.Полоса у нее такая: Все хочу и буду!
  Я к Есенину равнодушна. Мне в пору ученичества Владимир Владимирович в душу проник своей тончайшей выделки лирикой.
    Так что из Есенина я помнила только :"Ты сама ведь знаешь,знаешь хорошо,не тебя я вижу,не к тебе пришел".
 Открываю я стихотворение и начинаю Ольге каждое почти слово объяснять,не имея при этом четкого понимания,ну,как в пересказе "близко к тексту"...
 - Понимаешь,Оля...
   А Оля сходу: Я первое место займу,да?
  -  Оль,не наглей,конкурс городской.Но мы будем стараться.
  - Так вот.Понимаешь,Оля,вас будет в зале много,а жюри нужно кого-то из чтецов выбирать,и выберут тех,кто запомнится. Поэтому ты первой строчкой должна мечту свою передать.Да не предать,а передать,чтоб поверили,сами есть захотели. Ты что из еды больше любишь?
   Блин,я уж не помню,что она ответила,но мечтательно мы фразу произнесли.
  Драченами я на первый раз назначила быть "булочки такие".
  "На пороге в дежке -квас".Тут все ясно,это вроде  бидончика.
  "Над печурками точеными".О! Тут я на коне: в Белграде в музее я с удовольствием   рассматривала печь,и внимание мое привлекла кружечка,уютно устроившаяся в аккуратной нише,размером с кирпич.Вот в России не судьба была зацепиться за печурки,а тут,в Сербии, так на душу легло!
  Ольга поняла.
 Дальше - тараканы по тексту, и объяснять нечего.
 "Вьется сажа над заслонкою".
  Тут я энергично вращаю на первом слове рукой,чтоб она запомнила подсказку,сажа проблем не вызвала,а заслонку я нарисовала,уж что-что,а сей предмет я хорошо знала.
 На следующей фразе - столбняк.
   "В печке нитки попелиц".
   Анекдот про Чапая ,"умом понимаю - литр,объяснить не могу".
   Идем ощупью.
 - Оль,ты костер видела? Утвердительный кивок.
 Когда большая толстая ветка горит,то есть место,где она прямо светится от жара,а рядом уже немножко остыла,серая стала,как пепел.Так попелицы - это такие полосочки из почти сгоревшего полена,вот-вот осыпятся.Кивает.
  "А на лавке,за солонкою,шелуха сырых яиц".
  Слушай,Оля: А на лавке - и замолчала,за солонкою -опять молчишь,место потому что указываем,где лежит скорлупа.
  Ясно? Ну-да.
 Внезапно пазл сложился:скорлупа сырая потому, что яйца только недавно для драчены разбили,еще не выбросили скорлупу-то,поэтому драчена так запахом манит!
  "Мать с ухватами не сладится". Соединяю обе руки,из ладоней сооружаю "ухват". Вроде поняла.
  Дальше про кота,заковыка только в том,чтоб растянуть его на всю длину,потому как кот "крадется". Прошел кот.
  Теперь куры над оглоблями.Оглядываю комнату :древко,на котором знамя,посох дедморозовский,объясняю как эти штуки к телегам крепились и к лошади.
 - Ты,Оля,главное пойми,куры вверх взлетали и шумели.Угу.
  Дальше вот хуже. Про обедню и запевающих петухов.Конечно,мне бы хотелось,чтоб петухи-то запели,но это Ольге явно не по силам,пытается "голос вверх",да не очень-то выходит..   
   И завершался познавательный квест "кудлатыми щенками",заползающими в хомуты.
- Оль,он ведь тут смешное увидел:щенки маленькие,косолапенькие,а хомуты большие,и  лошади большие.Хомут лошади на шею надевали.Понимаешь? Вместо лошади - щенки.Хохочет.

  На следующую репетицию я пришла вооруженная: все рисунки по тексту нашла,все рассмотрели.
  Конкурс очный.Вот беда-то,струсит,не расскажет,как передо мной говорит!
  В последний момент звонок:Запишите хоть на телефон,заочно будем проводить.
  Ха! У нас камера!
 Оля облачается в сарафан,аккуратно выправляет из под косынки прядки,складывает на белой вязаной скатерти руки,читает,кареглазая!
   Неделю я от нее бегала,пока итоги подводили.
   Третье место! В городском,среди нормы! А-а-а!
Выложила ее видео на своей странице.А у нее поклонники появились,что ты,вчера четыре строчки сердечек ей под ноги!
     Максиму нашла изумительное "Письмо деду".Большущее!Ну,прикрываю глаза,не убудет от Есенина,если я малость сокращу? Читаю,объяснять немного там,там не в словах,в эмоциях,в настроении,в переходах дело,такое оно все - на разрыв...
 Это ж Максим,штучный товар.В слезливость не сползти,душевность не смазать."Голубчик,дедушка" -выпевает и без моих понуканий.
  "А ты всю ночь не спишь и дрыгаешь ногою",вот тут,чтоб сразу охоту хихикнуть отбить,на жалость упор,вместе сочувствуем деду.
   А уж как мне выдавалась строчка "А если я помру? Ты слышишь,дедушка? Помру я!".Ну умник,ну хорош.
   Лучшее из прочитанных вышло,душа обмирает.
 Читает на камеру. Прошу,чтоб смотрел на меня,потому что я вроде сурдопереводчика,хотя детям про это не говорю.Просто вешки ставить приходится, для памяти:"Я" -на себя,"ты" в противоположную сторону,молча губами артикулируешь,руками разводишь...
  Забыл! И вот полная неожиданность: заменил потерянное слово! Не могут они так,не дано.
Как он смог? Дороже дорогого подарочек-то!
 Второй дубль.
Дважды припоминал.Тормозил,продолжал.Закончил,огорченно притопнул сам на себя,в камеру. Даже стирать не хочу:эмоции! Живые,правильные.
   Ну и "Авдотья Рязанка",Шергин.
 Конкурс,куда письмо деду и Авдотья - о России.Пойдет сказ.
  Но он огромный.Наглости мне не занимать,раскромсала и сшила.
    Покуда учила с Нилуфар,результат был.Неделю я болела.На камеру "рязанка" моя не рассказывала,читала.Заметно,но отправлю - так выходит,что препятствует все время что-то,а обещаю-то я,будь что будет.Может,на будущее перезапишем,когда наладится все.Камера девицу любит,дело за малым  - "и по кругу,по кругу,по кругу".
    А про волю...
  Есенинский конкурс - "Отговорила роща золотая".Участвуют дети с 1 по 11 класс.Стоит такой пухляш и четко декламирует:"Не жаль мне лет,растраченных напрасно".Или: два года подряд конкурс к юбилею Тютчева.Думаю: напутала я что-то,в столбик вычитаю - нет,год назад юбилей был.Почто? Вопрошаю.Да какая разница,отвечают,зиму-то,волшебницу никто не отменял.Хоть стой,хоть падай.
  И последнее: ученики с 3 по 11 класс читают Высоцкого,Визбора,Матвееву,видео в полный рост,читать наизусть.
Спасибо Новелле,а то б хана...

 
   


Рецензии
Ольга, интересное, эмоциональное, трогательное повествование Ваше!
Понравилось!
Улыбнуло...
О вкусах, действительно, не спорят...
Будьте счастливы:

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.
С уважением, С.Т.!

Тёплый Сергей   16.04.2023 17:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.