Публикация Ирины Григорьевой в сборнике Полтинник

        Рассказ Ирины Григорьевой «Истинное» я бы отнёс к Постапокалиптике – жанру научной фантастики, в котором действие происходит в мире пережившем глобальную катастрофу. Хотя, на мой взгляд, не хватает предыстории – почему такое произошло, да и продолжение могло бы оказаться интересным.
        По сюжету рассказа происходит невероятное событие – исчезает одежда, постельное бельё, занавески на окнах и т. д. То есть вся продукция текстильной промышленности. По-видимому, всё это превратилось в мелкий серый песок, которым оказался усеян пол.
        Ничем не прикрытая действительность выглядит, мягко говоря, удручающе. Вид мужа без одежды вызывает у главной героини рассказа отвращение. Да и себя она рассматривает без восторга. Неприглядная картина открылась и под кроватью – покрытые мохнатым серым налётом детские игрушки, крошки, клочки бумаги.
        Включение в рассказ элементов фантастики явно не случайно. Автор говорит читателю о том, что если сорвать с внешне благополучного мира, прикрывающие декорации, обнажается его истинная неприглядная сущность.
        По-моему, именно об этом говорит и название рассказа – «Истинное».
        Далее конфликт обостряется. И вот уже описывается «телевизионная паника» с едва прикрытыми голыми выступающими. На улице происходят беспорядки, слышны выстрелы, совершаются убийства. Сын Павлик боится появления зомби и прячется в шкафу. Назревает необходимость бежать из города.
        И вспоминается широко известное высказывание Ницше: «Культура – лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Действительно, в эпоху страшных событий, например войны, культура отодвигается на второй план и выглядит лишь тонкой оболочкой, которая легко рвётся.
        Таким образом, в рассказе идёт речь не просто о функциональной необходимости одежды, занавесок и прочих атрибутов, а о более важных вещах. О чрезвычайно хрупком балансе между порядком и хаосом, который поддерживается лишь благодаря тоненькой прослойке системы ценностей и норм – культуре в самом широком смысле слова.
        Интересны смены настроений героев и психологические коллизии, сопровождающие развитие сюжета. Сквозь все кошмары действительности порой пробивается тонкий лиризм, глубина эмоциональных отношений героев.
        Произведение написано жестким, порой даже грубым языком с оттенком черного юмора. Но это современно и вполне соответствует содержанию рассказа и его идее.

        В стихотворениях Ирины Григорьевой, так же как и в прозе, присутствуют и тонкий лиризм, и жёсткие описания действительности. Но это, несомненно, поэзия и встречается немало строк поражающих воображение неожиданностью и яркостью метафор. Так, например, стихотворение, начинающееся строками: «Сползает шёлковое платье, Скользит по коже, как ручей…» захватив с первых же слов, уже не отпускает до самого конца. А таких стихотворений и живописных строк у Ирины Григорьевой немало. Хочется поделиться впечатлением хотя бы от некоторых из них.
        Стихотворение «День» так же захватывает целиком, но меня особенно впечатляют строки:

        …Город пьёт дыханья словно водку.
        На закуску – запахи шагов.
        Захмелев, играет не в охотку
        Марш на балалайке проводов…

        Стихотворение «Великаны» не отпускает с первой до последней строчки, но особенно интересными мне показались строфы:

        …Ты слышишь? Их шаги шуршат стихами,
        Спорхнувшими с расплавленных страниц.
        Их головы объяты облаками,
        А на плечах обитель синих птиц.

        Они проходят быстро, но заметно,
        Сминая время, будто простыню.
        Свистит дыханье их прохладным терпким ветром,
        Шатает мира яркую мазню…
 
        Но автор порой непредсказуем и одно из стихотворений начинается совершенно неожиданно:

        Скалится полночь тонкой ухмылкой луны
        С неба как иней сыплются хрупкие сны…

        У меня создалось впечатление, что Ирина Григорьева, как и многие современные авторы, не придаёт большого значения форме стиха и я несколько раз «спотыкался» о сбивший ритм. По-видимому, это общая и популярная тенденция нашего времени. Сбои ритма могут вводиться авторами и намеренно, чтобы подчёркнуть наиболее важные места. Конечно, необходим поиск новых форм но, по-моему, к этому нужно подходить с большой осторожностью.

        В целом произведения Ирины Григорьевой привлекают каким-то особенным, только ей присущим, взглядом на мир, и, по-моему, она очень перспективный автор. Ведь всегда интересно увидеть окружающую действительность глазами самобытного писателя, с новой, непривычной и неожиданной точкой зрения.


Рецензии
Дмитрий вы стргий удьяотносительн формы. но вас понять можно ведь вы как поэтпрдержиаетесь класическог напавления. Так или иначе начинающий автор должен знать какноны, а уж пргодятся ли они ему. или он их отвергнет - посмотрим.

Галина Щекина   16.11.2020 17:02     Заявить о нарушении