Публикация Ирины Григорьевой в сборнике Полтинник
По сюжету рассказа происходит невероятное событие – исчезает одежда, постельное бельё, занавески на окнах и т. д. То есть вся продукция текстильной промышленности. По-видимому, всё это превратилось в мелкий серый песок, которым оказался усеян пол.
Ничем не прикрытая действительность выглядит, мягко говоря, удручающе. Вид мужа без одежды вызывает у главной героини рассказа отвращение. Да и себя она рассматривает без восторга. Неприглядная картина открылась и под кроватью – покрытые мохнатым серым налётом детские игрушки, крошки, клочки бумаги.
Включение в рассказ элементов фантастики явно не случайно. Автор говорит читателю о том, что если сорвать с внешне благополучного мира, прикрывающие декорации, обнажается его истинная неприглядная сущность.
По-моему, именно об этом говорит и название рассказа – «Истинное».
Далее конфликт обостряется. И вот уже описывается «телевизионная паника» с едва прикрытыми голыми выступающими. На улице происходят беспорядки, слышны выстрелы, совершаются убийства. Сын Павлик боится появления зомби и прячется в шкафу. Назревает необходимость бежать из города.
И вспоминается широко известное высказывание Ницше: «Культура – лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Действительно, в эпоху страшных событий, например войны, культура отодвигается на второй план и выглядит лишь тонкой оболочкой, которая легко рвётся.
Таким образом, в рассказе идёт речь не просто о функциональной необходимости одежды, занавесок и прочих атрибутов, а о более важных вещах. О чрезвычайно хрупком балансе между порядком и хаосом, который поддерживается лишь благодаря тоненькой прослойке системы ценностей и норм – культуре в самом широком смысле слова.
Интересны смены настроений героев и психологические коллизии, сопровождающие развитие сюжета. Сквозь все кошмары действительности порой пробивается тонкий лиризм, глубина эмоциональных отношений героев.
Произведение написано жестким, порой даже грубым языком с оттенком черного юмора. Но это современно и вполне соответствует содержанию рассказа и его идее.
В стихотворениях Ирины Григорьевой, так же как и в прозе, присутствуют и тонкий лиризм, и жёсткие описания действительности. Но это, несомненно, поэзия и встречается немало строк поражающих воображение неожиданностью и яркостью метафор. Так, например, стихотворение, начинающееся строками: «Сползает шёлковое платье, Скользит по коже, как ручей…» захватив с первых же слов, уже не отпускает до самого конца. А таких стихотворений и живописных строк у Ирины Григорьевой немало. Хочется поделиться впечатлением хотя бы от некоторых из них.
Стихотворение «День» так же захватывает целиком, но меня особенно впечатляют строки:
…Город пьёт дыханья словно водку.
На закуску – запахи шагов.
Захмелев, играет не в охотку
Марш на балалайке проводов…
Стихотворение «Великаны» не отпускает с первой до последней строчки, но особенно интересными мне показались строфы:
…Ты слышишь? Их шаги шуршат стихами,
Спорхнувшими с расплавленных страниц.
Их головы объяты облаками,
А на плечах обитель синих птиц.
Они проходят быстро, но заметно,
Сминая время, будто простыню.
Свистит дыханье их прохладным терпким ветром,
Шатает мира яркую мазню…
Но автор порой непредсказуем и одно из стихотворений начинается совершенно неожиданно:
Скалится полночь тонкой ухмылкой луны
С неба как иней сыплются хрупкие сны…
У меня создалось впечатление, что Ирина Григорьева, как и многие современные авторы, не придаёт большого значения форме стиха и я несколько раз «спотыкался» о сбивший ритм. По-видимому, это общая и популярная тенденция нашего времени. Сбои ритма могут вводиться авторами и намеренно, чтобы подчёркнуть наиболее важные места. Конечно, необходим поиск новых форм но, по-моему, к этому нужно подходить с большой осторожностью.
В целом произведения Ирины Григорьевой привлекают каким-то особенным, только ей присущим, взглядом на мир, и, по-моему, она очень перспективный автор. Ведь всегда интересно увидеть окружающую действительность глазами самобытного писателя, с новой, непривычной и неожиданной точкой зрения.
Свидетельство о публикации №220111600928
Галина Щекина 16.11.2020 17:02 Заявить о нарушении