Исповедь

      Кто я, рождённый еврейской матерью на белорусской земле?
Кто я? Еврей? Белорус, Русский?
По плоти, конечно, еврей. По духу...
С первого мгновения моего рождения я услышал русскую речь. Она влилась в меня, как материнское молоко в уста младенца. Я впитал русский язык в свою плоть и душу. Каждое слово для меня осязаемо. Его не надо переводить, разъяснять. Слово и образ, слились во всем моем существе в неразрывную чудесную симфонию жизни. Я говорю, думаю, чувствую на русском языке! И безумно этот язык люблю. А вместе с ним и ту землю, где был рождён.
Я люблю до боли... До слез...
Как можно позабыть утренний крик петуха, на соседском дворе, щебетание ласточек под кровлей и брачное пение скворцов, протяжный аккорд трамвайных колес на изгибах чугунных дорог, крик далёких поездов и... грустную поступь траурной процессии, бьющую в грудь тяжёлыми вдохами труб и барабанов...
Разве можно позабыть терпкий утренний запах трав на обочинах уличных дорог? Жёлтые ромашки молочника и фиолетовую синеву листьев лебеды? Неожиданные уколы длинных стеблей крапивы и звонкий всплеск упавшего в глубокий колодец ведра? Разве все это можно забыть?
Здесь, на окраине родного города, среди заборов, почерневших от старости и сырости, хранящие за своими нестройными рядами соседские избы и огороды, я провел свое детство. Мои грязные пятки мелькали по пыльным ничейным дорогам. Мои колени и локти оставляли на них красные следы от ран. И слезы боли безудержно капали на рваные сандалии. Маленькая, красивая букашка овладевала моим вниманием, а ее тоненькие, подвижные усики помогали мне мгновенно позабыть о боли.
Я питался самой вкусной пищей на свете - горбушкой черного хлеба. Я пил из колонки бурлящую ледяную струю воды и охлаждал ею горячую голову.
Разве это возможно забыть?
Возвращаясь поздним вечером домой в кромешной тьме, я останавливался потрясенный красотою звёзд. Часами вглядывался в чарующую глубину над головой, интуитивно  осознавая, что у ночного неба нет ни начала, ни конца.
Но это ещё не всё! Белорусский край озёр, рек, полей и лесов, наполнен ароматным запахом хвои и трав, стрекотанием кузнечиков и гулкой дробью дятла, карканьем и щебетанием, пчелиным жужжанием и далёким эхом грозовых туч. Они, словно бальзам, нежными прикосновениями очищают человеческие души от всякого недуга — духовного и физического. И радуется человек, живущий на этой благодатной земле.
Разве возможно отречься от прошлого? От детства, юности, зрелости?
Мой язык русский. Моя душа тоже русская. Мое сердце распахнуто настежь. В нем нет крепких запоров. Я везде ищу простора и не жду подвоха. Я верю даже тем, кому верить нельзя. Меня уличают в глупости и наивности. Но это меня не смущает.
В моей груди живет частица безрассудной русской удали, присущая жителю белорусской земли.
Я по плоти еврей, живущий на родине моих предков. Но дух мой остался среди озёр, белорусских лесов и дурманящих запахов скошенных трав. Я тот, кто никогда не променяет русскую речь, не забудет ее, и тем более не предаст. И пусть моя любовь к народу, среди которого я вырос, не всегда  взаимна, меня это тоже не смущает. Кто каждое утро умывает свое сердце земною росою, радуется окружающей красоте — тот со мной. Он мой брат. И другого рядом мне не надо. Пусть идёт своей дорогой. У каждого свои земные пути.


Рецензии
Яков, я с большим удовольствием прочитала вашу исповедь, а вы знаете, вы почти описали мою жизнь, с той разницей, что я живу на Ставрополье.Мне также знаком крик петуха, да и сейчас в соседнем дворе живет такой, я назвала его Просперро, он всегда так кричит по утрам, странный звук для петуха.Я слышу шум проезжающего в 100 метрах от дома трамвая, а гудок электрички уже встречаю, как родной. Когда иду с работы вечером всегда смотрю на звезды и кажется, что они мне подмигивают, а красные букашки с весны просыпаются раньше всех, значит будет тепло. Как все это можно забыть, не любить.Пусть другие любят Европу, восхищаются её красотами, а мне милее моя сторона и я всегда буду за неё горой.С уважением.

Людмила Бержакова   21.11.2020 22:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за ваш отзыв. Я тоже, имея возможность отдыхать в разных странах, выбираю самое лучшее место на земле - Витебск.

Яков Звягин   22.11.2020 20:16   Заявить о нарушении