История кино. Большие звезды в микроролях

Если вы любите кинематограф и пересмотрели массу фильмов, то наверняка сталкивались с явлением, которое не имеет устоявшегося названия, но вкратце его можно описать следующим образом: "кинозвезда в эпизоде без указания в титрах". В мировом кино не так уж мало картин, в которых большая звезда появляется на экране буквально на пару минут, а то и секунд. Иногда это появление настолько краткое, что зрители даже не успевают понять, кто только что промелькнул на экране. А если человек все-таки успел зафиксировать появление кинозвезды, то он неизбежно озадачится вопросом: а что это было?…

В данном случае я не говорю о так называемых ролях-камео, когда знаменитый актер или актриса "играют" самих себя. Таких ролей видимо-невидимо: «Быть Джоном Малковичем» (1999), где Чарли Шин и сам Малкович сыграли Шина и Малковича; «Гори, Голливуд, гори» (1997) с Сильвестром, Джеки и Вупи; «12 друзей Оушена» (2004) с Брюсом Уиллисом, блестяще перевоплотившимся в Брюса Уиллиса,  «Коварство славы» (1994) с Мишелем Бланом и Кароль Буке, где в эпизодах отметилось немало знаменитых французских актеров,  и «Актеры» (2000), где мелькают десятки звезд французского кино. Речь идет о настоящих ролях, но настолько малозначительных, которые мог бы сыграть почти любой человек «с улицы».

Впервые я встретился с этим загадочным явлением во французской комедии "Жил-был полицейский" (1971) Жоржа Лотнера. В одном из эпизодов этого фильма, в квартире, где находились главные герои, раздался звонок. Когда полицейский в исполнении Мишеля Константена открыл дверь, на пороге стоял Ален Делон, который спросил: месье Родригес здесь живет? - Этажом ниже – ответила ему героиня Мирей Дарк. На этом и завершилось «триумфальное» появление Делона в этом фильме.

Разгадка загадочного вторжения Делона в чужую картину имеет простое житейское объяснение: Ален приезжал на съемки фильма к своей тогдашней гражданской жене – Мирей Дарк, которая сыграла в этом фильме одну из главных ролей. А раз уж заехал, то зачем болтаться без дела на съемочной площадке?… Мы бы сегодня назвали этот эпизод киноприколом, а раньше это называлось киношуткой – вполне уместной в комедии.

В том же 1971 году Делон еще один раз отметился в комедийном фильме с участием его жены - "Возвращение надоедливой букашки". Чтобы не пропустить Делона в этом кино, нужно быть очень внимательным! Его лицо крупным планом возникает на экране секунды на две-три, не больше. Ален открывает рот и дает команду каким-то бандитам («ладно, начали!»), после чего исчезает с экрана. Роль Делона настолько малозаметная, что я нашел его в этом кино только во время третьего просмотра этой весьма забавной комедии, главные роли в которой исполнили Лино Вентура, Жан Янн и Дарк.

Великолепный Ален Делон никогда не пил одеколон, но на приколы был горазд. Для него эпизодики без указания в титрах стали обычными задолго до его знакомства с Мирей Дарк.

В 1962 году он появился в скучной драме «Рыжеволосая» - в роли случайного попутчика главной героини. Рыжая героиня ехала на катере по Венеции и время от времени бросала взгляд на парочку влюбленных, одного из которых «играл» Ален, обнимавший какую-то девицу и пялившийся на рыжую дамочку. К этому времени Делон был общепризнанной молодой европейской звездой, поскольку уже снялся в классических сейчас фильмах «На ярком солнце» (1959) и «Рокко и его братья» (1960). Как он очутился в немецко-итальянском фильме «Рыжеволосая» - бог весть.  Зато следующее подобное появление Делона в кино легко объяснимо.

В 1963 году на экраны Европы вышла комедия «Карамболь» («Цепная реакция») с Жан-Клодом Бриали и Луи де Фюнесом, где Делон появился примерно на полминуты в самом конце фильма, приняв участие в диалоге с героем Бриали. В этом случае, для меня очевидно, что Делон приезжал в гости к Бриали, с которым они подружились в Каннах в 1957 году. Много лет эти парни были очень дружны, несмотря на «неправильную» ориентацию Жан-Клода и очевидный интерес Делона к женскому полу.

В 1968 году в гангстерском боевике «О!» (1968) с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли есть эпизод, когда его героя в аэропорту встречает подружка. Бельмондо с девушкой отъезжают на машине со стоянки и чуть не сбивают зазевавшегося пассажира, которым оказывается… Делон! В этом фильме многие зрители могут просто не узнать нашего народного артиста, поскольку лицо Алена не показывают крупным планом. Я его приметил только потому, что специально искал в этой ленте.

К кому именно приезжал Делон на съемочную площадку «О!», точно неизвестно. Могу предложить два варианта: он заезжал поболтать с симпатягой Джоанной Шимкус, которая играла подружку Бельмондо (с ней Ален познакомился незадолго до этого в «Искателях приключений»), а может быть, Делону нужно было увидеться со своим давним приятелем Жан-Полем. Именно в этот период этим парням было что обсудить, поскольку вскоре им пришлось вместе работать над боевиком «Борсалино», продюсером которого стал Делон.

Из всех европейских звезд Делон, наверное, имеет на своем счету больше всех подобных ролей-приколов. Но в принципе данное явление было достаточно распространено в европейском кино. Маленькие роли без указания в титрах можно найти в биографии Марчелло Мастроянни, Жана-Поля Бельмондо, Альберто Сорди, Уго Тоньяцци, Жерара Депардье, Лино Вентура, Робера Оссейна...

В 1963 году в Италии вышел очередной комедийный фильм дуэта Чиччо Инграссия и Франко Франки - «Самый короткий день». В малюсеньких ролях там засветились Тото, Уго Тоньяцци, Анук Эме и молодые звезды Ренато Сальваторе с Анни Жирардо. Уго сыграл пастуха-дебила, появившись в фильме секунд на 30. У остальных звезд роли примерно такие же по своей необязательности и продолжительности. Но и это еще не все! На каких-то 3-4 секунды в одном из эпизодов появилось лицо Жана-Поля Бельмондо! Кадр с ним, по-моему, был взят из какого-то иного фильма. Что это вообще было?…
 
Иногда появление звезды в эпизоде без упоминания в титрах вполне тянет на небольшую роль, а герой имеет имя и фамилию. Великий комик Альберто Сорди в скучном фильме о женской тюрьме «Ад посреди города» (1959) исполнил роль негодяя, которого по ходу дела постоянно воспоминала героиня Джульетты Мазины. В этом кино солировали две актрисы – упоминавшаяся Мазина и Анна Маньяни, а Сорди возник на экране на пару-тройку минут, исполнил свою обычную роль активно жестикулирующего жулика, после чего удалился из кадра. Зачем это ему понадобилось – непонятно. На прикол это не очень похоже. 

То же самое можно сказать про роль не склонного к шуткам Лино Вентуры, который незадолго до смерти появился в паре эпизодов в «Румбе» (1987) в роли гангстера. Фильм - полная чепуха, но с известными французскими актерами. Похоже, что это было участие в кино «по дружбе».

После экскурсионного тура по европейскому кино отправимся в Голливуд.
Патриарх американского кино Клинт Иствуд – мужчина серьезный, который шутить не любит, но и он появлялся в микроэпизодах в паре фильмов. Уже после «Грязного Гаррри» Клинт сыграл микроскопическую роль мужчины в гавани в ленте «Веселушка» (1973). Заметить его в этом фильме очень сложно, но можно: в одном из эпизодов гуляющие влюбленные проходят мимо высокого человека в белой крутке, который  прячет лицо от камеры - этот «скромный» мужчина и есть Иствуд. Появление суперзвезды в «Веселушке» объясняется очень просто – Клинт был режиссером этой картины про любовь пожилого дядьки и молодой попрыгуньи-стрекозы, а режиссеры часто снимаются в собственных фильмах в подобных, ничего не значащих ролях (А.Хичкок, Э.Рязанов и многие другие).

Совсем иная история с замечательной сказкой про привидения – «Каспер» (1995). В ней вы Клинта точно не пропустите, хотя он присутствует на экране всего несколько секунд. Здесь его появление было вызвано художественными соображениями. Он сыграл злобную галлюцинацию главного героя (Билл Пуллман), которая выглядит весьма пугающе для героя и кажется забавной нам – зрителям.

Вслед за Иствудом в образе галлюцинации появляются комик Родни Данджерфилд и когда-то бывший суперзвездой Мел Гибсон. Правда, в отличие от Клинта, который предстал в амплуа «постаревшего грязного Гарри», эти эпизодики больше похожи на камео-роли, поскольку Родни и Мел сыграли самих себя.

Тремя названными актерами не исчерпывается отряд звезд, который принял участие в этой картине. Дэн Экройд в «Каспере» пошалил в малюсенькой роли охотника за приведениями, который не справился с изгнанием своих подопечных. Здесь Дэн исполнил роль не себя, а своего героя из одноименной дилогии про охотников.

Для комика Эйкройда это не единственное появление в подобных эпизодах без упоминания  в титрах: в небольших ролях он засветился в нескольких фильмах, один из которых хорошо знаком российскому зрителю – это комедия с Джоном Кэнди «Канадский Бекон», где Эйкройд сыграл канадского полицейского (вероятно, не в последнюю очередь потому, что один самых популярных комедийных актеров Голливуда  родился в Канаде).

Из фильмов последних лет отмечу явление Роберта де Ниро народу в образе карикатурного мафиози в фильме «Афера по-американски» (2013). В титрах де Ниро нет, но роль у него не такая уж и маленькая: 3-4 минуты де Ниро солирует в этом кино про мошенников.

Больше всех из американских звезд грешит появлением в кино без упоминания в титрах великолепный Брюс Уиллис. Он настоящий король безымянных появлений в эпизодах, хотя его роли сильно различаются по объему. В пародийном фильме "Заряженное оружие"  (1993) герой Уиллиса пребывает на экране секунд 20, но зритель вряд ли забудет его эффектное появление (это действительно очень смешно).

В «Ангелах Чарли-2» (2003) Брюс зачем-то захотел сыграть генерала, которого убивают в самом начале фильма – и сыграл. В «Нэнси Дрю» (2007) – в фильме про девочку-детектива Уиллис засветился в эпизодической роли кинозвезды. В боевике своего бывшего партнера по ресторанной сети «Планета Голливуд» Сильвестра Сталлоне «Неудержимые» (2010) он появился на пару минут - да не один, а вместе с еще одним известным «ресторатором» - Арнольдом Шварценеггером. Вполне возможно, парни встретились для обсуждения каких-то нерешенных бизнес-вопросов.... В этой связи угрожающая речь Уиллиса в адрес Сталлоне выглядит вполне естественной.    

В одном из эпизодов киноальманаха «Четыре комнаты» (1995) Уиллис засветился тоже без упоминания  в титрах, но эту роль эпизодической не назовешь. Как и роль в драме «Астронавт Фармер» (2006), где Уиллис присутствует на экране минут 15-20. Почему его нет в титрах этого фильма, совершенно непонятно. Остается надеться, что хотя бы деньги Брюсу заплатили...   

Сам Сталлоне тоже побывал в шкуре Брюса Уиллиса, снявшись в «Такси-3» в роли безымянного секретного агента, которого довозит до аэропорта главный герой – таксист Даниель (С.Насери). Роль у Слая минуты на три и первоначальное недоумение от его появления быстро сменяется догадкой, что дела у него совсем плохи, если он взялся за такую роль. Так оно и было в тот период: фильмы Сталлоне проваливались в прокате один за другим.

Кстати, на заре карьеры у Сильвестра была малюсенькая роль без слов в комедии Вуди Аллена «Бананы» (1971). Правда, тогда актера Сталлоне никто не знал, но сейчас эпизод в метро с участием Вуди и Сильвестра выглядит очень забавно. 


Рецензии