Любовь. Клайв Стейплз Льюис

Продолжаю читать и перечитывать одного из своих любимых авторов, ну и знакомить вас с его произведениями. Трактат «Любовь», начинается с цитаты Иоанна Богослова: «Бог есть любовь». Если привести её полностью, то звучит она так:

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
1Иоан.4:7,8

Казалось бы, всё понятно, Бог – это любовь, любить друг друга – это самое главное, о чём писать целый трактат. Однако сколько людей, столько и мнений по поводу того, что такое любовь. Мы говорим: «Я люблю свою страну», «Я люблю хорошо поесть», «Я люблю свою собаку», «Я люблю расслабиться после рабочего дня». Слово «любовь» стало обозначать, всё что нам нравится. Хиппи бросали в солдат цветы и кричали: «Лучше любить, чем воевать», при этом подразумевая под любовью – свободные сексуальные отношения. Также мы говорим: «Любовь зла – полюбишь и козла» и «Сердцу не прикажешь», подразумевая, что любовь – это непостоянные и весьма неверные романтические чувства, такие как влюблённость. С другой стороны звучит и такое определение: «Любить – это глагол, поэтому люблю – значит, делаю дела любви». В Библии, конечно, есть несколько объяснений тому, что такое любовь. Прежде всего, Иисус сказал о том, что любовь к Богу и любовь к ближнему – это главные цели в жизни:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Матф.22:37-40

А апостол Павел описал качества настоящей любви:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
1Кор.13:4-8

И всё-таки понимания разницы между такими вещами, как любовь и влюблённость, дружба и привязанность, любовь-инстинкт и любовь-усилие, любовь-дар и любовь-нужда не хватает. Вот Клайв Льюис, с присущей ему академичностью и основательностью, и взялся за этот вопрос, раскрывая перед нами разные уровни любви. Фактически трактат «Любовь», разбирает четыре вида любви: привязанность, дружбу, влюблённость и милосердие. Что как мне кажется и интересно, и полезно. Конечно какие-то культурные особенности, на которые опирается Льюис, относятся к современному ему миру и кажутся немного старомодными для нас, однако это лишь предаёт шарма трактату в целом и ещё больше подчёркивает, те ценности, которые, по сути, являются вечными. Я думаю, размышлять о любви в современном нам мире, даже ещё полезнее, чем это было 60 лет назад, так как последние полвека подкинули нам кучу странных и опасных идей, кем-то сгоряча, названных любовью. Хорошо если в мире каждое действие будет иметь своё собственное название, чтобы было ясно, что такое любовь, а что вожделение, что такое влюблённость, а что прелюбодеяние, что эгоистичная привязанность, а что милосердие. После прочтения трактата «Любовь», ясности точно станет больше.

Для меня одной из самых сильных идей книги было чётко объяснение, что без Бога, даже самая возвышенная любовь, легко превращается в какую-либо низменную страсть. Трактат заставляет глубже размышлять на тему любви, порой наталкивая на новые и интересные мысли, которых сам Льюис не озвучил. Мне, например, не хватило в трактате объяснения разных видов любви по принципу: детская любовь, братско-сестринская любовь, супружеская любовь, родительская любовь, хотя по большому счёту именно этим типам любви у Льюиса и соответствуют привязанность, дружба, влюблённость и милосердие. Однозначно читать, однозначно любить…

Цитаты:

«Требующий любви рубит сук, на который и сесть не успел».

«У влюбленного не надо просить обетов, он только и думает, как бы их дать. «Навсегда» — чуть ли не первое, что он скажет, и сам поверит себе. Никакой опыт не излечит от этого. Все мы знаем людей, которые то и дело влюбляются и каждый раз убеждены, что «вот это — настоящее».

«Легко ли любить Господа?» — спрашивает один старинный богослов и отвечает: «Да, легко — тем, кто Его любит».

«Полюби — и сердце твое в опасности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями; запри в ларце себялюбия. В этом надежном, темном, лишенном воздуха гробу оно не разобьется. Его уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, ни спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску — гибель. Кроме рая, уберечься от опасностей любви можно только в аду».

«Когда люди дурны, пропаганде легко раздуть бесовские страсти; когда добры и нормальны, они могут воспротивиться».

«Влюбленные смотрят друг на друга; друзья — на что-то третье, чем оба заняты».

«Принимать милосердие очень трудно, иногда труднее, чем давать».

«Когда мы хотим помириться с родственниками, другом, возлюбленной и слышим: «Я тебя прощаю по-христиански», — всякому ясно, что ссора продолжается».

«Дружба чиста, свободна, не ищет своего, радуется истине. Она – чисто духовна. Наверное, именно такой любовью любят друг друга ангелы».

«Августин описывает свою печаль по умершему другу Небридию так, что и сейчас плачешь над этими строками. И делает вывод: вот что бывает, когда прилепишься сердцем к чему-либо, кроме Бога. Люди смертны. Не будем же ставить на них. Любовь принесет радость, а не горе только тогда, когда мы обратим ее к Господу».


Рецензии