Коль были б не рабы...
Именно отсюда, из жажды равенства и справедливости, происходят майданы — только чистые, без агентурных примесей, то есть всякий подлинный народный протест, а не прихлебательские внутренние и международные его составляющие.
...По каналу «Ностальгия» посмотрел какой-то давний съездовский доклад Горбачева о перестройке. И каждое слово вдруг воспринялось, вспыхнуло по-новому — стало понятнее, чем раньше, до запятой, до самой увертливой закорючки: вел, вел сознательно и вероломно к разрушению, к замене одного строя другим.
А накануне вечером еще и Лигачева «прокрутили». Подтверждает: не признавал Горбачев — конечно, в узком кругу соратников — возможностей развития социализма. Только демонтаж. А у меня, тьфу ты, несколько лет назад, в какую-то совсем уж горькую минуту, стихи написались — «Осанна Горбачеву». Что с ними делать? Уже и в книжке пропечатал...
Сквозь хитроумья Плана
Взираешь удрученно.
Но вспыхнет вдруг: — Осанна!
Осанна Горбачеву!
Ведь — надо. И возможно.
Коль были б не рабы...
И кроешь вновь острожно
И карл, и их горбы.
Хотя если с чувством, с толком, с расстановкой еще раз прочесть — не стихотворение, а короткую историю «катастройки», то, может, и впрямь откроется, что не столько Горби во всем виноват, сколько наше карликовое самосознание и рабские горбы.
Даже к двухмайданной Украине — по прошествии стольких невероятно поучительных лет оскудения и борьбы (к сожалению, не за социальную перспективу) — это относится.
(Из книги: Ковалевский А. В. Порох и метан: Стихотворения. Эссе. Дневниковые записи. Харьков: Факт, 2017. 448 с.)
Свидетельство о публикации №220111701659