Тьма зарниц

У каждого из нас есть только одно
истинное призвание -
найти путь к самому себе.
                Г.К. Гессе

У человека можно отнять всё,
кроме  последней свободы человека —
выбирать собственное отношение 
к любым обстоятельствам и собственный путь.
                В.Э. Франкл



После затянувшейся паузы засобирались все спать. Утро вечера мудреней не только в сказках.

У костра остались лишь фрилансер, соцработник и учительница.

- Спой что-нибудь, - тихо попросила она, когда все разошлись. - Я ведь долгое время после раскопок перед сном обязательно слушала музыку. Можно что-нибудь новенькое.
- Я давно уже не играю и не пою. Но здесь без этого нельзя. Ладно. Сейчас попробую вспомнить, - нехотя и медленно ответил фрилансер, пробуя звучание гитары. И тихо запел:

У всякого времени есть
Своя прелесть, своя боль.
Кому-то запомнится рыцарь,
Кому-то - голый король,
Как дамы с высоких башен
Оплакивали этот мир,
А победу порою венчал
Похожий на траур пир.
Жаль, что кончилась книга.
Не встретятся больше герои.
Разве что снимут фильмы,
Перепутав слова и роли.
На ветре верхом, пешком по траве,
По морю скользя, купаясь в листве,*
Дорожную пыль, глотая с водой,
Оставили след, зовя за собой.



- Да, хорошая песня. Только почему у тебя всегда получается так, как будто слова знакомы, и вроде бы смысл понятен, но всегда чувствуется какое-то второе дно? -  почти сразу спросил, выходя из глубокой задумчивости, соцработник.

- Ну, так и в жизни не всё просто. Вот ты вспомни, как сам мне говорил однажды, что хотел бы знать родной язык, но не учить его, - напомнил давнюю историю фрилансер.

- Ой, это когда было? Я его до сих пор не важно знаю. Служу в отделе по работе с иммигрантами и новыми гражданами. Пока искал нормальную работу и подтверждал свой статус репатрианта, пришлось побатрачить* с людьми разных национальностей и различных политических взглядов. Та ещё жесть, настоящий тоталитаризм под маской дымократии*…  И всё-таки, - спросил он, уходя от ответа повернувшись к учительнице. - Скажи почему ты до сих пор работаешь в школе?

- Наверное, потому что у меня перед глазами пример моей бабушки. Нам, педагогам, ведь нельзя без людей. Как только мы оставляем свою профессию, сразу быстро сгораем.

- А я вот смотрю на тамошних учителей, ну, или точнее, там, где я сейчас живу. Они не особо-то парятся. Для них главное - урок отработать, бабки получить. А вот ты, что хотел, когда шёл в учителя?

- Я думал, что дело, которое мне нравится, оно - государственной важности. Однако, и не все мои однокурсники, и позже коллеги, так не считали. Не многие шли по призванию, - говоря так, фрилансер сломал несколько веток и бросил в костёр. Словно бы то, о чём он думал сейчас, уже сгорело когда-то в его душе дотла, и вновь разгоравшееся пламя теперь нужно было поддержать дровами. - А потом случились перемены. Каждый из нас хотел бы, чтобы в нынешнем обществе изменилось отношение к педагогам, чтобы поняли все, что сегодня учителя и воспитатели находятся на передовой информационной войны. Я тогда ещё думал, что было бы классно получить такой же статус и привилегии как у военных. Даже иметь счастье, прощаясь, восклицать "честь имею!", глядя прямо в глаза самодурам-начальникам или бессовестным родителям. Хотя теперь понимаю, что из уст моих коллег-женщин это звучало бы достаточно двусмысленно.

           

Тут все вместе в голос и засмеялись.

           

- Но ведь и спрос тогда с вас должен быть строгий, - выразил своё сомнение, привыкший к расчётам и меркантильности, некогда развесёлый и бесшабашный археолог, а ныне добропорядочный бюргер.

- Ещё какой спрос!!! Если раньше чуть что нас самих ругали, не дай бог учитель пожалуется родителям. А теперь? Во всём, что в обществе не так, виноваты учителя, врачи, полицейские. Нам про статус сколько лет говорят, так реально его и не утвердили, зато ужесточёнными методами аттестации затерроризировали всех, - выпалив всё это, учительница на время смолкла, облизала высохшие губы, и смотря куда-то глубоко в себя продолжила. – Тут на днях одна моя знакомая, напуганная историями о множестве учителей, не сдавших недавно введённые квалификационные тесты, робко просила узнать о возможности купить хорошие результаты.

- Ничего не меняется! – воскликнул соцработник. – Как будто и не уезжал 25 лет назад из страны. Почему так?

- Низкая самооценка, помноженная на лень, порождает пороки - взятки, коррупцию, использование служебного положения, - в своей привычно спокойной манере стал объяснять фрилансер. – Собственно тут большая часть из семи смертных грехов христианства на лицо -  лень (или уныние), алчность (не сдаст, будет получать меньшую зарплату), зависть («другие могут, а я вот...»), гордыня («я вот такая, просто не могу опозориться провалом какого-то теста»).

- Но всё вместе это говорит об ущербности как этого учителя, так и его положения в обществе, в котором это всё рождается, подпитывается и растёт, - не унимался эмигрант.

- Самой системой этих квалтестов* как способа аттестации педагогов нас опустили ниже плинтуса, - с каким-то сильным эмоциональным отчаянием сказала учительница.

- Тем самым, порождая в них и низкую самооценку, и самоедство, и неуверенность в завтрашнем дне, - продолжил свои размышления фрилансер. - Разве такой человек сможет воспитать лидеров, гениев или хотя бы просто боеспособных индивидуальностей? Низвели до уровня вспомогательного персонала – техничек, сантехников. Но только сантехник может плюнуть на всё и уйти, особенно, если профессионал своего дела. Люди кинутся к нему в ноги, упрашивая вернуться. А вот педагоги, в силу своего призвания, так сделать сразу не могут, а натерпевшись унижений, даже уйти не могут. Одни понимают, что больше ничему не научились и вряд ли научатся. Они страшатся перемен, особенно, если до пенсии далеко. Другие, к сожалению, не стали и не станут мастерами в своём деле. Они понимают, что за ними никто не побежит и упрашивать вернуться не будут. От того, казалось бы, самые передовые в рядах интеллигенции люди, учителя, сегодня самые аморфные, инертные, закомплексованные даже при всех инновациях, обновлениях, модернизациях и прочем. Скорее даже, ещё и благодаря всему этому.

- Ты ещё вспомни про высокую миссию, - съехидничал, борясь со сном, соцработник.

- Согласен. Выпускник в первый же год работы в школе понимает иллюзорность миссии, а на пенсии, если доживёт, напишет мемуары под названием «Орошая бездну». Только желающих быть картонными героями* всё меньше. Мир изменился полностью. Ценности многие поменялись. Разговоры о повышение статуса педагога, увеличении его зарплаты – это все фикция. Потому, что в новую эпоху информационного общества и всеобщей цифровизации, когда производство уступает количественно сфере услуг, появился ещё и интеллектуальный пролетариат, в ряды которого жёсткой рукой монополистического глобального капитализма сгребаются такие работники интеллектуального труда как педагоги, врачи низшего ранга, офисные специалисты разных областей деятельности, обслуживающие как государственные, так и частные интересы.

- Блин, масштабно мыслишь. Э-э-э-эх, и кто виноват?

- А что нам делать-то?

- Вот верные, классические вопросы задали, товарищи. Но для их обсуждения и решения недостаточно одной ночи, прихода скольких утренних зорь мы не заметим? Как минимум неконструктивно.

- Есть так много утренних зорь, которые еще не светили,* - откуда-то из глубин своей памяти извлекла цитату педагог. – Всё дело в голове. Её проще «не включать».

- Да, - зевая в открытую, заключил соцработник. – Давайте, поспим как все, приведём мысли в порядок.

- Вы идите, я пока присмотрю за нашим костром.



============

* Эта и предыдущая строки взяты из Урсулы Ле Гуин.

* батрачить – работать в качестве батрака. В языках тюркских народов, например, в казахском языке слово батырак означает «неимущий наемный работник». Кроме того, в разговорной речи означает «трудиться много, не щадя сил».

* игра слов, указывающая на иллюзорность значения понятия.

* квалтесты – сокр. квалификационные тесты, сдаваемые работниками в ходе переаттестации.

* картонный герой – значит плоский, шаблонный, двухмерный персонаж, не имеющий глубины. Такой герой не цепляет читателя, не задевает его чувств. И, в тоже время, он не имеет цельного образа, какой-то набор характеристик и функций, то есть мультипликационный (вымышленный, нереальный) герой из комикса.

* Известная цитата немецкого философа Фридриха Ницше из его произведения «Утренняя заря»


Рецензии