Виктор Небаран. Челнок девяностых

Кто сказал, что в наше суровое время трудно заработать? Читайте внимательно: для начала заводим загранпаспорт. Потом едем в финское консульство. Через неделю получаем визу (оптимальный вариант - заказывать четыре дня в течение двух ближайших месяцев).
Сами себе назначаем день отъезда на любом из автобусов, каждый вечер после десяти отправляющихся от гостиницы "Октябрьская». Нелишне, конечно, об этом позаботиться накануне в соответствующей турфирме, хотя вполне реально «вписаться» в автобус в последний момент. Места, как правило, есть, была бы только виза да немного долларов на билет.
Сияющая заграница придвинулась прямо к питерским обшарпанным фасадам. Разбуди в себе желание и прыгай в любой проходящий автобус, с мультивизой хоть каждый день. До встречи. Питер! Следующая остановка - Чухлома! Мы с приятелем втиснулись в старенький, видавший виды автобус «Вольво», поражавший воображение финнов далеких семидесятых, а перед этим сунули в его багажное чрево наш почти неподъемный товар - по литру водки, ящику пива в банках и блоку сигарет на брата.
- Нормально, мальчики, при вашей визе все это можно, от 72 часов, - успокоила нас наша симпатичная, неделями не слезавшая с маршрута девочка-руководитель.

Дурдом начался сразу при пересечении границы. Нет, не русской, где, как ни странно, все прошло гладко, а финской.
- Водка есть? - уныло спросил меня на контроле пограничник, привычно раскрывая на визе мой свеженький паспорт.
- Водка есть, - не стал упрямиться я.
- А на сколько дней едете? - оживился офицер, сделав стойк
- На три дня, - я произнес эти слова и тем на корню загубил нашу торговую экспедицию. Финн нажал кнопку на столе, и тотчас же к нам уже летела строчная улыбающаяся блондинка в синей форме, приглашая меня с багажом на досмотр. Быстро и без комментариев хищная дама со своим ниоткуда материализовавшимся шустрым помощником освободила меня от груза, произведя тоже самое и с сумкой подоспевшего следом товарища.
Как оказалось, это была конфискация. Таможенные удавы за пару минут переварили все, лениво выплюнув обратно пару законных сигаретных блоков. Покачиваясь, мы стояли голыми, как Ван Гог перед смертью.
- За что?! - давясь некрасивыми эмоциями, спросил, естественно, я. На три дня разрешается только блок сигарет, - на противном русском отвечала заметно теряющая приветливость финн.
- Хорошо, так и быть, мы задержимся на три дня плюс десять минут, окей? —улыбался я растерянно. - У нас ведь открыта виза на все четыре?
- Но вы сказали «на три»?
- Я передумал.
- Поздно. Вы сказали. Теперь все подлежит конфискации.
Это был настоящий наезд, наглый ночной наезд с финской стороны.
- Хорошо, если, по-вашему, это все в пределах трех дней пребывания провозить нельзя, могу я хотя бы сдать багаж на хранение? - пытался я хоть как-то исправить неприглядную картину ночного разбоя.
 - Поздно, вы уже пересекли границу Финляндии!
Вот ведь какая подлянка! Сидящий на контроле, предупреждая правонарушение, мог бы проинформировать меня о том, что провоз алкоголя на три дня запрещен, тем более что я и сам его наличия еше по ту сторону не скрывал. Однако все это спевшееся таможенное кодло,  как выяснилось, было крепко заинтересовано в наших проколах с последующим неизбежным «раскулачиванием». И когда я заикнулся о том, чтобы мне пригласили старшего смены или хотя бы выписали квитанцию по списку конфискации, мне тут же мгновенно нарисовали впечатляющий штраф - чтоб не дергался. Я, взяв себя в руки, был свободен, зол, как демон, и через минуту уже садился в рычащий от нетерпения автобус.
Никогда не надо с ними спорить! - сказал мне кто-то из полутьмы салона. - Ты им бизнес здесь не сломаешь, на днях за торговлю конфискатом предыдущую смену всю до одного поувольняли. Прислали новеньких, вот этих. Ну и что? А ничего. Едем дальше...
Хельсинки, куда мы прибыли на рассвете, был уютно заснежен, сиял ночными витринами, но столицей страны совсем не выглядел. Первый десант русских был выброшен на продуваемой сырыми ветрами вокзальной плошади. Несколько сутулых фигур, подхватив сумки с таинственным содержимым, рассыпались во мгле по сонному городу - куда? зачем?
Наивные вопросы...
Автобус же рванул в отстой на терминал - пока не откроются магазины, как объяснила нам вездесущая девочка Таня, то и дело в дороге, во избежание потерь, пересчитывавшая нас, как баранов, по головам, что и было, похоже, её основной обязанностью.
Час мы простояли в ожидании дня. Сладко провалиться в полудрему нам не дал активизировавшийся на задних сиденьях сосед, бесконечным журчанием и позвякиванием возбуждавший наше праздное любопытство.
Краем глаза мы наблюдали, как работает настоящий, махровый, без дураков, челнок-профессионал. Из пластиковых, небрежно брошенных на время досмотра в автобусе емкостей с наклейками «Минеральная вода» этот змей сливал воедино спирт и волу в бутылки, на которые ловко присобачивал ярлыки популярной в финских массах волки •Столичная». Затем, закрутив винтовые пробки, народный умелец привычно и споро закатывал их простой алюминиевой ложкой.
Через час, когда нас выгрузили на той же привокзальной плошали, он уверенно шагал по одному ему известному маршруту. Мы же с приятелем до обеда петляли ближайшими улииами и переулочками, поражая встречных финских граждан своими внезапными бизнес-прелложениями.
Сигареты удалось сбыть только в порту, на одном из буксиров, причем после флегматичного обмена радиорепликами с другими судами у нас запросили и водку. Нащупав верный канал, мы активно включились в процесс, парализовав напрочь работу местного портфлота.
Все четыре часа, вплоть до самого отъезда, как рабы, мы таскали на себе пиво, водку и сигареты, оптом закупая их у несчастных соотечественников, бесплодно толпившихся на плошади.
Идея культурно-экскурсионной программы, овладевшая было нашими воспаленными мозгами после ночного налета, была окончательно похоронена.
К обеду, с целой кучей трудом и стыдом заработанных марок - наш дневной намолот - мы упали в откинутые кресла, задаваясь извечным интеллигентским проклятым вопросом: нравимся мы себе сейчас или нет?
 «Не стыдно копаться в отбросах, мой мальчик, стыдно получать от этого удовольствие» - кто это сказал?
Какая разница - я или Твен Марк...
Все - отдыхай!


Рецензии