Глава первая Great King Rat

Great King Rat

  Стимулом заняться разбором текстов песен Фредди Меркьюри стала, как ни странно, песня "Great King Rat". Мне подумалось – что за текст безумный такой? Итак…
Песня «Great King Rat» была написана очень молодым Меркьюри. Первая демо запись была сделана еще в 1971 году. Расскажу, почему меня эта песня заинтересовала в первую очередь - это совершенно шокирующие слова, которым, на первый взгляд, объяснения найти было невозможно.  Пришлось пойти по пути ассоциаций. О результатах судить читателям.
  Начну с того, что чем больше я слушала ее, тем больше смысла и путеводных нитей находила. За некоторыми ниточками я так и не проследила. Все говорю себе – еще вернусь. Кстати, появилась и еще одна идея после того, как я закончила «Марш Черной Королевы». Но, все по порядку.

Давайте вначале перечитаем слова.



Great King Rat died today               
Born on the twenty first of May               
Died syphilis forty four on his birthday
Великий Крысиный Корольумер сегодня    
Рожденный 21 мая
Умер от сифилиса в 44 года в свой день рождения

Every second word he swore               
Yes he was the son of a whore               
Always wanted by the law               
Wouldn't you like to know?               
Wouldn't you like to know people ?          
Great King Rat was a dirty old man          
And a dirty old man was he               
Now what did I tell you               
Would you like to see ?               
Now hear this
Каждое второе слово его ругательство
Да, он был сыном шлюхи
Преследуемый законом.
Разве вы не хотите узнать?
Люди, разве вы не хотите узнать?
Он  был грязный старикашка
Ну и грязный же старикашка он был
Хотите увидеть?
Слушайте же это!

Where will I be tomorrow ?               
Will I beg ?, Will I borrow ? 
Где я буду завтра? 
Буду ли я нищенствовать? Буду ли я
брать взаймы?

I don't care, I don't care anyway            
Come on, come on the time is right            
The man is evil and that is right            
I told you ah yes I told you               
And that's no lie, oh no no

Мне неважно по-любому 
Ну же, пришло время
Человек зло и это правильно
Я сказал вам, да сказал
И это не ложь нет нет.

Hit it               
Now listen all you people               
Put out the good and keep the            
А сейчас, слушайте все
Оставьте хороших и сохраните плохих

Don't believe all you read in the Bible      
You sinners get in line
Не верьте всему, что написано в библии
Вы, грешники, становитесь в очередь.
               
Saints you leave far behind               
Very soon you're gonna be his disciple
Святые оставайтесь далеко позади.
Очень скоро вы станете его последователями

Don't listen to what mama says               
Not a word - not a word mama says            
Не слушайте, что говорит вам мама               
Ни слова – ни слова что мама говорит 
 
Or else you'll find yourself being the rival
А не то станете соперниками   
Sure, the great lord before he died
Наверняка, великий лорд, до того, как умер         
Knelt sinners by his side
Поставил на колени грешников рядом с собой
And said you're going to realise tomorrow,   
oh woh oh woh oh woh
И сказал, вы поймете завтра…


  Странные слова, непонятные, пугающие, даже отталкивающие, местами абсурдные.
Мне стало интересно. Вот мои мысли и результаты копаний в интернете. Именно в таком порядке, потому что мне хотелось не терять свежесть ощущений от этой песни, не хватать чужие мнения. 
  Кто этот Крысиный Король? От чьего имени ведется рассказ?

  Первая мысль – совпадение возраста смерти самого Фредди и возрастом короля – 44 – 45 лет. Не забудем, что в момент написания Меркьюри было точно меньше 25 лет.  Насколько меньше – точно неизвестно.  В этом возрасте 44 года представляется мягко говоря не молодостью. Может быть, отсюда и взялся 44-летний грязный старикашка. А во-вторых, в 71 году слыхом никто не слыхивал о СПИДе. Вспомним от чего умер Крысиный Король. Может это и совпадение, но если и так, - то пугающее.
Попробуем пробраться далее, через этот не совсем ясный текст и проведем некоторые параллели между ним и жизнью самого Меркьюри, которые ему во время написания песни, естественно, не могли быть известны.
  Во многих своих интервью, особенно в начале карьеры, он подстегивал любопытство журналистов и публики, бросая интригующие фразы о себе. Я иногда думаю, что вот такая посмертная слава досталась ему потому, что многие его высказывания можно повернуть в любую сторону. Человек говорил загадками, парадоксами, а иногда и эпатировал публику – это получалось просто блестяще. Мы до сих пор ломаем головы над тем, всерьез ли это было сказано, намек на что-то реальное или просто такой способ подшутить над нагловатыми журналистами и доверчивой публикой. Благо, его интеллектуальный уровень позволяет ему до сих пор держать нас в напряжении. В то время группа была лишь в начале своего пути. Провокационные фразы в интервью еще и привлекали внимание к молодым ребятам, выделяли из массы других, рвущихся к успеху и создавали неповторимый имидж. Что же мы имеем после смерти? – «Разве вы не хотите знать? Разве вы не хотите знать, люди?» – несется на нас отовсюду, с форумов, передач, воспоминаний так называемых друзей.  «Ну, что я вам говорил?», - и рой псевдофанов, лже-друзей бросаются выискивать «клубничку». 
  Далее идет философская часть, которая эхом повторяется в Богемской Рапсодии - Где я буду завтра? Буду ли я нищенствовать? Буду ли я занимать? Мне неважно по любому. Это «I don't care anyway», по-моему, очень созвучно «anywhere the wind blows». Что бы там ни было – предначертанное сбудется. Следующая часть, кощунственные мотивы, что-то типа анти-мессы. Общее настроение такое – король умер, понять вы его все равно не можете, так ешьте его плоть. Мир перевернутый с ног на голову. Абсолютная аналогия с тем, что произошло с Фредди Меркьюри после смерти -  не можете понять его творчества, тогда растаскивайте куски его личной жизни, сплетничайте, жрите, «… сказал вы поймете завтра». «And said you're going to realize tomorrow…»

  В этом отношении, это песня пророчество, своего рода предвидение.

  Затем мне подумалось – почему Король Крыс? Какие ассоциации у нас вызывают крысы? Во-первых, крысы - Индия – чума – бедствие. Интересно… надо подумать дальше.
  Во-вторых, что у нас с мифологией? Крысы – Щелкунчик, Флейтист из Гамельна.
Легенда о флейтисте (можно подробнее почитать в интернете) вкратце говорит о том, что город Гамельн был наводнен крысами. Мэр пообещал огромное вознаграждение тому, кто уничтожит всех крыс. Из дальних стран пришел странный человек – он был смугл, на нем были разноцветные одежды. Заиграл на свирели (флейте, дудочке) и странные, но прекрасные мелодии заставили крыс побежать на зов. Флейтист завел крыс в реку и утопил их всех. Когда же он пришел в мэрию за вознаграждением, мэр ответил, что пошутил. Ужасно разозлился Флейтист и снова заиграл на флейте на этот раз другую мелодию.  Все дети города Гамельна последовали за звуками флейты. Флейтист скрылся в пещере, вместе с ним скрылись все дети….
  Оказывается, в древнегерманском фольклоре крыса – это душа умершего. Поэтому образ флейтиста может рассматриваться и как образ смерти или может быть, перед нами сам Гермес (Меркурий) Психопомп (проводник душ в мир мертвых)? Сам Фредди Меркьюри очень любил «играть» своим псевдонимом. Далее мы увидим, как он загадывал шарады, используя Меркурия, в таких клипах, как «I’m Going Slightly Mad», «It’s A Hard Life» и многих других. Поэтому и такое предположение вполне вероятно! Но это к слову.
  Легенда о флейтисте мощная, потрясающая, в свое время вдохновившая многих классиков на создание произведений (Гете, Браунинг, Цветаева, братья Гримм, которые были в первую очередь серьезными лингвистами, а фольклор собирали в качестве хобби). Фредди не мог не знать эту легенду!  Роберт Браунинг написал очень красивую поэму (можно почитать в переводе Маршака). О ней речь пойдет ниже.
Правда похоже? Смуглолицый, цветастый, экзотический и непривычный, ворвался в серый дождливый английский мир. Запел свои странные манящие мелодии и увел за собой… молодежь, взрослых, да всех!
  Далее, в английском существует выражение «rat race» – крысиные бега. Так мы говорим в контексте борьбы за выживание.  Главная крыса та, которая всех пожрала и оказалась на верхушке социальной пирамиды. Вот такой страшный социальный дарвинизм. Но дело даже не в этом. Крысиные бега – это бег в никуда. Когда цель достигнута – она оказывается пустой, ненужной, выхолощенной. Опять, Фредди не мог знать, как сложится его жизнь, но, поднявшись на вершину славы, познав обожание толпы, став единственным – разве он обрел счастье?

  Плавая в интернете и подыскивая всякие ассоциации с «King Rat» (что бы это еще могло значить), случайно нашла ссылку на Великий Орден Водяных Крыс (ох, уж эти англичане!) Это масонская благотворительная организация. Она была основана артистами мюзик-холла Джо Элвином и Джеком Лотто в 1887 году. Членами этой организации могут стать выдающиеся люди из артистической среды. Организация помогает в основном бывшим артистам, попавшим в сложную ситуацию. Это общество с солидной репутацией. Среди так называемых крыс-компаньонов – герцог Эдинбургский, принц Чарльз и принц Майкл Кентский. Что интересно! Каждый год они избирают председателя Ордена, и он называется… барабанная дробь – King Rat! Так! Появилась еще одна ниточка. Я последовала за ней -  Король Крыса умирает от нехорошей болезни после разгульного образа жизни в возрасте 44 лет 21 мая.  Я стала перерывать имена всех Королей Крыс, которые, кстати, переизбираются ежегодно. Ой! До четырех утра!
  Критерии поиска были – должен был умереть до 69 года, как максимум. Не обо всех есть информация в интернете, что и понятно – общество было создано в 1882 году!
Пока перебирала всех, нашла только одного Короля, который умер в 1946 году (sic!) будучи на посту. Было ему 46 лет. Но… умер от сердечного приступа. 29 апреля… Связь разве что в том, что был ксилофонистом-виртуозом. Есть раритетные видео в сети – посмотреть одно удовольствие. Он не наш Крыс, это точно. Ниточка оказалась тупиковая. НО! Угадайте, кого я нашла среди «крысов»?  Brian May – Blue Collar Rat. Это к слову, просто интересно. Никуда не привела меня эта линия – просто расширила кругозор.
  Я уже упоминала выше, что «Great King Rat» напомнил мне «Богемскую Рапсодию» смыслом некоторых фраз.
  А вот общий посыл заставил меня связать эту песню с другой, написанной гораздо позже – «Mr. Bad Guy». Объясняю, почему.  Давайте вспомним интервью, которое Фредди давал в Японии.  В нем (да и в австралийском интервью тоже) он сказал, что песни пишутся для публики и публика является единственным критерием того, как он пишет. Записи покупаются слушателями, на журналистов плевать – они не платят деньги. Это практически дословно. Чтобы публика покупала записи, они должны стать понятными. Первые альбомы Queen были элитными – музыка, слова, отсылки к художникам, литературным произведениям. Первый сольный альбом Фредди – это поп, качественный, но поп. Слова проще, зато и идеи доходчивее.
Так какой же посыл в «Короле»?  Я плохой, я уведу ваших детей за собой, я возвышу грешников и унижу праведников. Что же мы читаем в словах «Mr. Bad Guy»? Не буду приводить весь текст – каждый заинтересовавшийся сможет его найти в интернете. Приведу лишь несколько цитат в доказательство моей идеи.
I'm Mr. Bad Guy, they're all afraid of me   
I can ruin people's lives               
Mr. Bad Guy, they're all afraid of me       
It's the only way to be               
That's my destiny               
Mr. Bad Guy, Mr. Bad Guy, Bad Guy            
Я Мистер Плохой Парень, все меня боятся
Я могу разрушить человеческие жизни
Я Мистер Плохой Парень, все меня боятся
Это единственный способ существовать.
Это моя судьба
Мистер Плохой Парень….

  Как говорится, связь видна невооруженным взглядом. 


  Воспользуюсь случаем и расскажу еще об одной замечательной находке – в своей первой статье я писала, что нашла совпадения в тематике песен «Great King Rat» и «Mr Bad Guy». Звучит одна и та же тема – «я уведу ваших детей за собой». Но кроме догадок, основанных на текстах я не смогла ничего найти. А доказательство было просто в одном шаге.  Подсказка пришла неожиданно. Надо лишь вслушаться в первые такты песни «Mr Bad Guy» - это же прямая отсылка к «Китайскому Танцу» Чайковского из балета Щелкунчик! А про то, кто был одним из главных героев этого балета, мы все помним!
  А вот мысли, которые остались недоработанными. Есть американский фильм, который называется King Rat. Фильм 1965 года, действие происходит в лагере военнопленных под Сингапуром. Если сделать небольшое допущение, что юный Меркьюри смотрел этот фильм (а это не так уж и маловероятно!), то образ капрала Кинга мог стать еще одной составляющей образа Короля Крыс.
  А вторая мысль такова. Сколько действующих лиц в песне? Как минимум двое – рассказчик и сам король. А можно еще рассмотреть и третьего, чья партия начинает песню. Построение оперы или древнегреческой трагедии?  Сначала эдакий антидифирамб (или увертюра?), потом выступает обвинитель, повествующий о деяниях короля, затем партия самого короля (коммос-плач) и хор, подытоживающий деяния короля.
  Перед нами оперный спектакль, друзья!


Рецензии
За что я люблю тебя, как автора, так это за то, что читая твои работы повторно я открываю что-то новое для себя.
Несомненно, песня оказалась пророческой. При чем напоминает мне тексты Нострадамуса, такие же закрученые линии. Чтоб понять пророчество, нужно еще и расшифровать правильно. Единственное, сам Фредди не был пророком в том смысле, в котором мы привыкли думать. И писал он о своих чувствах и о себе самом. Так все лихо закрутив, чтоб остаться интересным даже за много лет после своей смерти. Это уникальное умение, которое не может не восхищать!
Вообще, сколько я вижу актеров и исполнителей, одна роль в кино, или одна песня может так повлиять на судьбу исполняющего, что иной раз волосы на затылке шевелятся! Возможно, что тоже самое произошло и с Фредди. Но параллель ощущается с ужасом остро!
Спасибо за проделанную работу! Прими моё восхищение💖

Любовь Иванова 8   18.11.2020 10:58     Заявить о нарушении