Продолжение стр. 3-63 повести Скиф

 Глава 19. Конечная цель – Константинополь.

Тот посмотрел на ребят и начал:
    «Детки мои! Мы едем в богатый, красивый город. Там соблазнов много. Но вы помните, не должны терять собственного достоинства. Головами не крутите, откровенно никого не разглядывайте. Смотрите вокруг из - под тишка, запоминая всех и всё. Может пригодиться. Особенно запоминайте дорогу, по которой будем идти. Будьте вежливыми, но на грубость не молчите. Не показывайте, что боитесь, а то все будут вас оскорблять, толкать, и обзывать вас. Старайтесь ничего не просить. За вещи, что будут лежать на столах, не хватайте, ибо прийдется покупать. Правило на рынке одно: Взял вещь в руки или просто решил пощупать, покупай. После тебя, эту вещь никто может не купить. А продавец будет к вам цепляться. Это запомните. В дальнейшем, по дороге я вас буду учить многому, запоминайте». Хлопцы, на растеленные шкуры легли и легли спать. Завтра надо дойти до первого турецкого городка  Беки. Городок небольшой местного значения. Во главе его говорят стоит из греков. Посмотрим, так ли говорят, что греки продажные и честно служат султану?
     Утром проснулись как привыкли с первым петухом которого прихватил Боян, вместо часов, которые говорят, показывают время дня и по ним уже как сказал франк  Марк ,  определяют время суток. Пока умылись, привели себя в порядок, лошадей напоили и перед восходом солнца стали на колени и начали молиться. Помолившись, позавтракали скудным, что Бог послал завтраком, сели на коней, и тронулись в путь. С Богом, как сказал иеромонах Стефан.  Украдкой любуясь ранее не виданным морем. Птицы так и вились нал морем, ловя рыбу. «Рыбаки», - сказал о них Андрей- Арпад. Долго ехали. По дороге дидьку Стефан часто разговаривал с Марком, освободившего от турков. Он Марку рассказывал об их перемещением на берег Днестра. Там, говорил дидько стоит стена из мелового камня. Вот в нем, я мыслю устроить монастырь, жить по новым устоям. Мною установленным правилам. Уже потихоньку приучаю своих учеников-монахов к порядку. Мои монахи должны жениться, продолжать род человеческий новый, и придерживаться Евангелий апостолов Иисусовых». Так наблюдая за Марком и дидько Стефаном Максим, удостоверился в идеи дидьки Стефана. Он не сомневался в том, что эти планы дидьки Стефана будут исполнены. И у Максима, как прошедшего горы Карпатские, насмотревших на жизнь разных людей и запомнивший, благодаря хорошей памяти, не видевший несколько лет дидьку Стефана. Сейчас гордился своим названным отцом. Он уже привык к нему и прислушивался к его словам, набираясь ума, наблюдая за их беседой, был уверен, они много чего сделают, лишь бы дидько Стефан не болел.
     Вот и штили минаретов показались, их шпили возвышались с площадками, с каких обращались к правоверным, как говорили турки. Дидько Стефан, придерживая коня, сказал: «Дети мои. Мы пришли. К вечеру мы подойдем к воротам города, там не далеко от ворот стоит роща, мы в ней переночуем. Максимилиан! -  Обратился он, по привычке, к Максиму, - достань шкуру оленя Карпатского, отдадим старшему на воротах и попросим его разрешения, переночевать в рощи. Ты понесешь вместе сомною и пару воинов к воротам». Сказав,  тронулись вперед. А Максим стал готовиться к тому, что дидько приказал. Ибо привык, любое слово дидьки, принимать как приказ. К вечеру как и обещал иеромонах Стефан, они прибыли к воротам. Все остались на лошадях, а иеромонах Стефан и его люди спешивших пешком пошли к воротам. Скоро они возвратились, и иеромонах Стефан повел их в рощу.   Ночь прошла спокойно.  Недалеко от нас, разожгли костер пять турков с рушницами, саблями и копьями. Всю ночь берегли наш покой. А дидько Стефан сказал нам: «Они не стерегут нас, они наблюдают за нами, им интересно чего мы привезли и что будем делать».  Помолившись, перекусив , пошли к воротам. Турок содрал с дидьки Стефана мзду за пребывание и жизнь в его дворе, поставивших нас на постое каким-то важным турком. Дидько Стефан взяв с собою Максима и Лютого и двух воинов, убыл во дворец к императору Византии турецкому паше. Через два дня прибыл от дядьки Лютый, передал Аркадию-Арпаду наказ Стефана: «Сидеть тихо. Не задевать турков, следить за возами, охраняя их. За лошадями и за Маричкой, чтоб турки ничего и никого не украли. Скоро будет». Мы и ждали. Один раз нас навестил Максим и рассказал. К владыке православной вере в Византии, и всего Православия востока нас допустили. Идут переговоры о нашей миссии. Дядьке Стефану хотят дать сан епископа Днестровского, с правом представлять в Хотинском повете Православие, и право открыть монастырь с монахами и остальном люде. Скоро все уладиться и в новом облачении представится перед вами епископ Стефан. В конце пойдем с дарами к паше, и домой. Скоро, не грустите. Ночь, проведши с Марией, утром отправился». Навещали нас болгары один раз. Приходили в тайне, прознавши о нас словяне из Киева и землях принадлежавших Киеву. Просились к нам, мы молчали.
 К концу месяца, пришли наши, во главе с новым епископом Днестровским Стефаном. Проведав и отнесши дары, и получив разрешение на открытие монастыря, получив фирман, мы в конце августа месяца, по гречески, отбыли домой. По дороге к нам прибивались утекшие от турков рабы. Мы быстро их крестили, надевали крестики, переодевали во все новое, что приобрел на этот случай епископ Днестровский отец - Стефан. Он говорил называть его владыко, но нам легче было называть его по нашенскому – отец.А мы утаили беглых в количестве 30 человек. Из них 8 женского пола. Из всех Марк отобрал знающих работу строитеоля, работавших на подсобных работах:  Принести. Унести, не разбив при этом сотворенное мастером. Считались пособники мастера. Он, Марк таких ценил.  Марк нас удивил. Подбирал камни по-дороге, какие-то корчаги. Что-то мастерил. В Константинополе продавал свои изделия. Выкупил, отдав какой-то вырезанный из кости, как он говорил: мамонта. Подобранного на берегу моря, статуэтку, назвав Бог Посейдон, девушку. Выкупав ее, приодел. Как он разглядел в этой замарашке красавицу, мы не знаем. На все вопросы. Он отвечал:
 - Сердце подсказало.
Епископ  Днестровский Стефан. Даже не удивился возросшей их группы на 30 человек. Построились, взяли в кольцо принявших в братство и одевших их по славянски. Пошли по уже изведанной дороге. Домой. По дороге подобрали Аркадия сыновей, их слуг и жен. Со скотиной. Так что караван получился внушительный.
Продолжение следует.

      
               


Рецензии