Великий Раскрепоститель
Не будет преувеличением сказать, что вторая половина XX века прошла под знаком массированного наступления ударных на все сферы массовой музыкальной культуры. Начало ему положила послевоенная эстрада Нового Света, джаз и рок-н-ролл, продолжил британский бит, апогеем же стали рок и дискотечная музыка 70-90-х годов – стили, уже не мыслимые без партии ударных. Настойчивое стремление "ритм-секции" приподняться над остальными группами человеческого оркестра не без иронии отразил в своём знаменитом фильме «Репетиция оркестра» Федерико Феллини, связав это с наступающим концом истории (последний символически выражен жутковатым образом гигантской болванки, методично разрушающей здание, в котором продолжается репетиция обезумевших музыкантов).
Создаётся впечатление, что партия ударных в современной музыке взяла на себя роль, схожую с ролью печально известного глутамата натрия (E621) в современной пищевой промышленности. Как известно, эта химическая добавка способна "облагородить" любое протухшее сырьё и сделать вкусным любой сомнительный продукт. Проверить это утверждение на практике проще простого. Мысленно уберите из музыкальной фактуры какого-нибудь эстрадного хита партию ударных, и от звуковой магии не останется и следа.
В чём же секрет такой привлекательности ритмизированной музыки? Попробуем разобраться.
Издавна ударные инструменты широко используются в двух сферах: в языческих ритуальных танцах и в военном деле. Как известно, жрецы языческих культов (шаманы, колдуны, маги, заклинатели и проч.) любят сопровождать свои ритуалы напористыми ритмами бубнов либо барабанов с целью привлечь к себе полезных (с их точки зрения) духов. Этими же средствами они вводят участников магического действа в особое экстатическое состояние, когда сознание высвобождается из-под оков реальности и погружается в некое параллельное измерение. В военном деле ударные выполняют более утилитарные и приземлённые функции. В былые времена звуки барабана подавали некий общий сигнал войскам, тем самым ритмизируя их действия на поле брани, а также оказывали психологическое воздействие на участников боя. Грозные раскаты предшественников современных низкочастотных барабанов являлись не только командой к началу каких-либо согласованных действий (атаки, отступления и т.д.), но средством поднятия боевого духа, освобождения от страха, а также средством запугивания неприятеля (элементом психической атаки). В наше время напористая барабанная дробь на строевых учениях играет роль, схожую с ролью гипнотизёра: твёрдой рукой она сковывает в единое целое движения марширующих, подавляя их индивидуальную волю, приучая беспрекословно подчиняться командам старшего по званию. Суггестия барабанных палочек принудительно вводит человека в состояние, когда его сознание можно "программировать" по усмотрению "программиста".
Если всё это приложить к современной эстраде, то роль ударных здесь более схожа с миром языческих ритуальных плясок, хотя и функцию навязчивой суггестивной подложки исключать нельзя.
Задавались ли вы вопросом, почему в традиционной церковной музыке напрочь отсутствуют ударные? Думаю, Бах был бы категорически против того, чтобы его хоралы "осовременивали" с помощью Drums and Percussion. По-настоящему воцерковлённый композитор чутко реагирует на всё, что вступает в противоречие со святостью внутрихрамого пространства, оставляя право музыкального общения со Святым Духом исключительно за человеческим голосом: в Православии он звучит только a capella, в Католичестве может сопровождаться органом или, с какого-то времени, мягко звучащим оркестром (без медных духовых и т.п.). Церковное сознание не без оснований связывает природу ударных с миром языческого шаманизма – стихией, НЕПРИМИРИМО враждебной христианству. Заклинатель с бубном в руках способен привлечь к себе кого угодно, только не Ангелов света. Враждебна святости и стихия армейских барабанных палочек с их агрессией и навязчивостью, не совместимыми с тем миром духовной свободы, на котором зиждется Церковь. Любой намёк на мирскую энергию "бури и натиска" вносит острый диссонанс в богослужение и изгоняет Святой Дух из храмового пространства. Экстатическое состояние античных корибантов и вакханок не совместимо с церковным мироощущением. Их ритмизированные пляски, с точки зрения Церкви, – это танец с бесами. Участник православного богослужения никогда не позволит себе реагировать на музыку конвульсивными движениями тела (как, впрочем, и слушатель классической музыки). Грув (англ. groove), т.е. удовольствие от акцентирования метро-ритмической подложки, когда музыканту хочется сопровождать своё исполнение лёгким покачиванием тела, – это явление не-Божественного мира.
Как ни больно это осознавать современному любителю эстрадной музыки, но зажигательные ритмы ударных импортируют в наш физический мир из мира тонкого не что иное, как токсичную энергию падших духов. Эти монотонно-навязчивые повторы вкупе с другими музыкальными средствами РАСКРЕПОЩАЮТ в человеке его животное начало, его испорченную ("адамову") природу, доставшуюся ему в наследство от прародителей, изгнанных из Небесного Рая. Думается, не случайно современная эстрада имеет устойчивую тенденцию к высвобождению от каких-либо моральных рамок, от чувства стыда. Здесь всё дозволено: любые откровенные наряды, любые позы и выражения лица, любые степени развязности в поведении, любые интимные темы. Да здравствует стихия безбашенной свободы! Барабанная ритмическая подложка как нельзя лучше служит средством для вхождения в это опасное состояние. Великий Раскрепоститель оборачивается Великим Растлителем.
Интересный факт приводит Даниил Андреев в своей "Розе мира". Описывая инфрафизические слои космоса, писатель-мистик доходит до неких потусторонних городов, где обитает класс демоном под названием "игвы". Далее цитирую автора: "А там, в этих городах, бушует и музыка, преимущественно шумовая, для нашего уха звучащая какофонией, но иногда поднимающаяся до таких ритмических конструкций, которые способны заворожить и некоторых из нас. Ещё большую роль в жизни игв играет танец, если допустимо применение этого слова к их безобразным вакханалиям. И их демонослужения, сочетающие поразительные световые эффекты, оглушительное звучание исполинских инструментов и экстатический пляс-полёт в пространстве четырёх координат, превращаются в массовые беснования: этим привлекаются ангелы мрака, а излучаемую при этом энергию впивает Гагтунгр" ("Роза Мира", Книга четвёртая, гл. 3). Вам эта картина ничего не напоминает? Неужели наши современные эстрадные концерты и молодёжные дискотеки являются земным аналогом этих потусторонних беснований?
Рок-музыка и поп-музыка работают в основном на "низких частотах", пробуждая самость (гордыню), агрессию или половой инстинкт. А всё низменное, как известно, весьма притягательно. Но "вкусно" не означает "полезно". Ранее мы сравнили ударную установку с глутаматом натрия, гастрономическим персонажем, давно обретшим себе дурную славу вкусовой отравы. Продвинутый покупатель брезгливо положит обратно на полку продукт, на упаковке которого увидит зловещее Е621. Но не пора ли и нам, любителям качественной музыки, выработать такую же разборчивость в ингредиентах? Ведь функции "усилитель вкуса" и "усилитель метро-ритма", похоже, имеют одну и ту же природу – демоническую.
Кто-то верно заметил, что рок-н-ролл постепенно расшатал, а потом обрушил СССР, этого Левиафана, которого, казалось бы, никто и никогда не сможет одолеть. Музыка оказалась мощнейшим оружием, покруче атомной бомбы! Ещё мудрый Платон учил, что государство обязано строго контролировать музыкальную сферу. Музыка, по Платону, – это отнюдь не частное дело, это дело государственное. Стоит ли удивляться тому, что в государстве, которое снисходительно относится к засилью лёгкой (ритмизированной, "барабанозависимой") музыки, и более того – всячески поощряет это засилье, нравственность граждан также неуклонно "облегчается", освобождаясь от груза запретов и предписаний? Увы, для современного общества "Платон" – это уже не столько философ, сколько система взимания платы с автомобилистов. Наступило время всеобщих шаманских плясок и гипнотизма барабанных палочек.
_____________________
Интересные материалы по теме:
1. Фильм "Ритм Жизни" (режиссёр – Вадим Белоенко): http://vimeo.com/28093513
2. Программирование сознания музыкой. Источник: via-midgard.com
Свидетельство о публикации №220111700363
И вряд ли СССР развалился из-за рок-н-ролла или джаза - смешно, афроамериканцы виноваты в развале СССР из-за своей весёлой танцевальной пентатоники.
Я встречал во времена СССР людей на постах, которые на молодежь смотрели как на сырьё, и им было плевать на свои обязанности. А если их пытались ставить на место, они начинали угрожать и могли даже мстить.И считались советскими работниками, но были при этом помешанными на понтах, комфорте и отказывались отвечать за свои действия. Они из-за карьеры вступали в ВЛКСМ/КПСС, потом дружно к 1991 променяли партбилеты на материальное-тленное, но комфортабельное, а 1990-е сдружились с криминалом и дружно пилили сырьё и слушали Сердючку, пока к 2014 не кончился кайф и не поделили сферы дальнейшего распила. И теперь натравливают друг на друга простое население. Конечно, шахматисты и композиторы во всём виноваты вместе с программистами, что хочется что-то получить и при этом не заплатить. И при этом править и всех дурить вечно. А в декабре 1991 нам сказали, что вместо СССР теперь будет СНГ, и это, сказали, даже ещё лучше, потому что на добровольной демократической основе. Мы в СССР тех советских фильмов не видели и книг не могли купить, которые теперь смотрим и читаем благодаря интернету. Не говоря уже о тотальном дефиците и кусачих ценах на многие товары вместе с их качеством.
Алексей Браницкий 15.06.2024 22:58 Заявить о нарушении
С уважением,
Патрикей Васильков 16.06.2024 09:05 Заявить о нарушении