Не совсем правильная жизнь...

                Мама моя всю жизнь болела, страдала ещё с самого раннего  детства. Война и гетто не улучшили состояния. Но пришло мирное время, мама вышла замуж за моего папу, тоже побывавшего в гетто и вернувшегося домой после семилетней службы на далеком Тихом океане. 

                Пока мы жили в Сокирянах, мама работала в бухгалтерии пивзавода. Помимо  легендарного сокирянского пива, там производили ситро, лимонад и крем-соду.

                Со временем на заводе стали выпускать вкуснейший « Украинский салат». На красочной этикетке стеклянной пол-литровой  банки был нарисован болгарский перец, кольца репчатого лука и оранжевая морковка. 

                Стоило это богатство целых двадцать копеек. Мы открыли крышку настоящего кулинарного чуда, собравшись вокруг стола всей семьей. Роза и Ривка , мои бабушки, положили на кусочек хлеба лишь по маленькой щепотке , папа с мамой, чуть-чуть больше. Мне же досталось наслаждаться без всякого ограничения. С того момента, когда стали выпускать такие салаты, Сокирянский пивзавод стал гордо называться пищевым комбинатом.

                Ещё  там выпекались хлеб и белые булочки, которые ежедневно, на большой перемене, выдавали нам-первоклашкам. Выдавали строго  по списку, да вместе с кружкой пахучего горячего молока. Этим компенсировалось полное исчезновение из Сокирян белого хлеба. Никита, наш главный партийный начальник  страны, в те времена побывал в Штатах и горячо  увлёкся выращиванием кукурузы. Та заняла собою все миллионы гектаров. А вот пшеницы посеяли намного меньше.

                Потому и чёрный хлеб с примесью гороха доставался только в гигантских многочасовых очередях, а белый, по слухам, продавался только в городах. Города делились на категории. Москва, Ленинград, Киев - те снабжались конечно по первой. Города поменьше снабжались по второй категории. В Сокирянах - обычном райцентре, полноценного хлеба не видели несколько лет. Вдоволь  мы наедались им только в Тирасполе, куда приезжали в гости к тете Циле и дяде Борису.

                Светка и  Маринка, их близняшки, ещё ходили в ясли, находившиеся прямо в большом и дружном дворе.

                Жанну, рыжеволосую и шумную старшенькую с длинной косой, родители отводили по утрам в садик, который располагался у самого Дома Советов.

                Его огромное здание с величественными колоннами украшало город и все тираспольчане , с самого раннего детства, здорово им гордились.

                Жанка ходить в садик решительно  не любила. Всю дорогу вырывалась и ревела. Борису приходилось ее тащить. Жанна вырывалась и орала на всю улицу. А я сопровождал ее и жалел, что целый день-деньской совсем не с кем будет играться.

                Закончив Тираспольский пединститут, Жанна, в первые годы, работала в том же детском садике. Служила там воспитательницей. Все дети ее очень и очень любили.

                Раз в месяц , в Сокирянах, бабушка Рива устраивала выпечку хлеба в  печи, которая казалась огромной-преогромной. Покупали муку втридорога, месили тесто, бегали в погреб за дефицитными дрожжами, постоянно следили за большими кастрюлями, из которых  капризные заготовки норовили вырваться и сбежать.

                Большущие караваи, пыхавшие жаром, доставались из раскалённой печи тяжелыми ухватами и заворачивались в полотенца.

                Так они не остывали и хранились подолгу, не засыхая  целую неделю, а то и больше. Отламывать маленькие горбушки дозволялось только мне.

                Параллельно выпекались вкуснейшие печенья , а по большим праздникам, торты, штрудели, флудн и прочие прелести. Бабушка, раскрасневшаяся у печи до цвета спелого помидора, каждый раз, прибегала ко мне с каким-то новым и очень вкусным образцом выпечки.

                - Кушай, эс ( кушай, идиш), Милику. Мулы там, ( вкус совершенный, идиш)

                Жили мы небогато, но радостно. Непрестанное ощущение оптимизма и радужных надежд придавали не только бодрые голоса радиокомментаторов, но запуски многочисленных спутников и самых , что ни на есть настоящих космонавтов.

                Ничего, что не хватало разных товаров. В крайнем случае, как в знаменитой песне « обещали космонавты и мечтатели» , мы готовы были вырастить огромные урожаи  на самом Марсе, где могли зацвести  даже яблони. Выращивать такое изобилие на самой матушке Земле мы ещё не совсем научились.

                До коммунизма, по разговорам, было уже рукой подать, то есть совсем близко. Плюс сборная Союза выиграла чемпионат мира по хоккею. Шведов разгромили не хуже, чем во время Полтавской битвы.

                По декабрям, накануне каждого Нового года , обязательно объявляли об очередных удешевлениях канцтоваров, консервов, одежды и многих других позиций.

                В кинотеатрах, наряду с лентами о гражданской и Отечественной, множеством индийских фильмов, часто показывали экранизацию произведений  Толстого, Гоголя, Пушкина и Шекспира. Многие взрослые , включая моего отца, любили декламировать стихи. Был тогда самый массовый и высокий взлёт талантливых поэтов и писателей, композиторов и кинорежиссеров.

                Пусть говорят, что это все  была сплошная пропаганда, массовое промывание мозгов. Но результат был потрясающий. Мы были счастливыми. В своём наивном ожидании прекрасного будущего, мы все отчаянно радовались праздникам, с удовольствием смотрели новые и старые фильмы , зачитывались своими и библиотечными книгами, много дружили и искренне помогали друг другу.

                Все учились. Занимались в дневных и вечерних школах, многочисленных бесплатных кружках, очных и заочных институтах.

                Наверное мы не совсем правильно жили. Результат нашей, может быть, не совсем праведной жизни, где мы были слишком уж жизнерадостными эгоистами, сказал сам за себя.

                Как легко, на первый взгляд,  разрушились первый и второй библейские Храмы на Святой земле, ушли в небытие древние цивилизации  Египта и Греции, империи Рима и Македонии, Испании и Великобритании, Царской России и Советского Союза.

                Но нам тогда, в далеких шестидесятых и семидесятых, нам, особенно детям, было очень даже хорошо и интересно жить...


Рецензии
Счастливое было время! Да, не шиковали, многого не имели, но читали книги, ходили в гости, радовались мороженому и петушку на палочке, мечтали стать космонавтами, учителями, но вовсе не думали о машинах, коттеджах. Когда мне купили магнитолу, я и радовалась, и страдала: сколько денег потратили на вещь,предназначенную для меня одной...Сколько лет прошло, а я всё думаю, что лучше бы маме плащ купили. Автор, спасибо Вам за память.

Людмила Хрящикова   01.08.2022 09:29     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Людмила!

Эмануил Бланк   04.08.2022 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.