Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 63

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Пока нельзя cказать определенно, что именно этот остров 517 лет назад был вписан как «Лепль» в привилей для ксендза Кухарского и именно он привлек внимание короля, чтобы послать в 1551 году своих людей – комиссаров – окончательно утвердить церковное право на приобретенную территорию. Пока не будут документальные подтверждения, можно утверждать лишь косвенно.

Повторимся: сейчас этот остров - часть современного города, повязанная мостовыми переходами. Нет и намека на религиозную предначертанность. В 2014 году я побывал в гостях у Марии Закревской, бывшей учительницы. Здесь ее родительский дом. 

- По какому адресу Вы живете? – спросил Марию.

- На улице Эссенской, - был ответ.

Я не удивился. Архипелаг, что называется, «врос» в городские кварталы, стал неотделим, уединенность уже не ощущается. Эссенская – пожалуй, главная здесь улица, самая длинная, покрывает южную часть территории. Эссенская упирается в улицу Жигаря, которая служит автомобильным проездом через два моста - из центра на запад, и разрезает остров пополам. И материковый путь, за вторым мостом, что пролег над бывшим каналом, тоже раздваивается: одна ветка уходит на Полоцк, а вторая – в сторону Вильнюса.

Я попал на остров по пешеходному мостику, с южной стороны. В годы войны, рассказывает Мария, партизаны пытались по нему ворваться и закрепиться как на плацдарме. Здесь жил один из главных гитлеровских прихвостней Мирголовский, а во дворах «столовались» представители Русской освободительной армии Каминского – «народники», бежавшие с семьями от наступавшей Красной армии.

Мария пряталась в подполье, опасаясь выхода наружу. При наступлении партизан слышала громкие выстрелы и разрывы гранат, отчаянные крики сражавшихся. Покинуть убежище, где пряталась также во время фашистских облав, было гибельно. Так всю войну и провела на острове, помог уберечься староста Бельский, запомнившийся  благожелательным отношением к семье.

О второй островной части рассказал житель Лепеля, бывший сотрудник местной газеты, известный блоггер Владимир Шушкевич. Он – страстный любитель оздоровительных вылазок на природу, изучил окрестности Лепеля, обойдя их пешком, излазил все затоки и затоны и описал в печатной брошюре. Часть острова оказалась под водой, когда построили районную ГЭС. Шушкевич вспоминает, что один из старожилов Лепеля говорил о затопленном кирпичном «подмурке» на прибрежном дне – якобы это остатки бывшей городской бани. Почудилось: «Может, не баня, а плебания?»

А еще существует миф, что остров связывался с центральной частью города подземным ходом. Якобы он вел из верхней половинки, где размещался укрепленый замок. Там сейчас Георгиевское кладбище и кирпичная часовня. А в среде старожилов ходили слухи, что был даже монастырь.

В той части острова приобрел вековой дом биолог Владимир Крицкий. Занимаясь благоустройством, он находил на своем участке старинные вещи, указывающие на достопамятные времена. О былинном прошлом может свидетельствовать также буерак – канава, похожая на оборонительный ров.

(Продолжение следует).

На снимке Владимира Шушкевича: часовенка Святого Георгия на острове.


17.11/20


Рецензии