Кто ищет, тот всегда найдёт!

КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЁТ !

Я уже неоднократно публиковал у себя на странице и в некоторых группах Фейсбука "План части реки Волги у г. Саратова" конца 19-го - начала 20-го века.

Его я впервые нашёл в сети ещё весной этого 2020 года, довольно с плохим качеством и с очень слабым разрешением, что меня не очень устраивало по многим позициям.

Последующие поиски в интернете позволили найти файл этого "Плана" со значительно лучшим разрешением и лучшего качества  (см. первый рисунок).

Однако, там где я нашёл файл лучшего качества, мне не был понятен первоисточник этого материала и там не было указано авторство и для чего этот план был сделан и где впервые опубликован. Да и не совсем понятно было в какой период времени этот "План" был составлен и для какой цели. Приходилось догадываться по его наполненности и всяким другим вещам.

А всё это мне надо не ради моей какой-то прихоти, а для распознавания хода истории изменения русла реки Волги у Саратова за последние века, так как наша могучая река на нашем участке за это время претерпела огромные трансформации, как сама по себе, за счёт своего собственного развития, так и за счёт неоднократного и многолетнего воздействия человека.

И я продолжал свои поиски первоисточников, которые всё же увенчались успехом !

Сначала мной были найдены в интернете разные описания истории Покровской дамбы и её взрывов и какой была Волга у Энгельса.

И среди них я и обнаружил указания на литературу, которая явно была первоисточником всех последующих описаний.

Однако, мои попытки найти и ознакомиться с ней в интернете довольно долго не давали результата, как при поиске по названию издания, так и по выдержкам из текста и по изображению иллюстраций.

Но, в конечном итоге, приложив огромные усилия, я нашёл необходимое мне издание в электронном фонде Президентской библиотеки !

Вот оно - Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий : вып. 1 - . - С.-Петербург : Упр. водяных и шоссейных сообщ. и торг. портов (по отд. водяных и шоссейных сообщ.) , 1902 - Вып. 70 :  Очерк землечерпательных работ в рукавах реки Волги у гор. Саратова /  сост. инженер п. с. Б. Ю. Калинович. - Петроград, 1916. - 116 с., 10 л.  план. : табл. . - https://www.prlib.ru/item/426918?

Это издание представлено в виде отсканированных страниц текста с 10 листами разновременных планов реки Волги и многочисленными таблицами.

Само издание очень интересно по многим позициям и в первую очередь, потому что там даны многочисленные временные планы русла Волги у Саратова за 1767, 1845, 1869, 1884, 1887, 1897, 1901, 1903, 1913-14 годы и общий подробный "План части реки Волги у г. Саратова", который отражает состояние реки и инфраструктуру её использование в 1910-е годы, т.е. в самом начале 20-го века.

Я пока не привожу здесь среди приводимых мною картинок из этого издания всю гамму этих иллюстраций, а воспользовался только некоторыми из них (см. планы Волги у Саратова за 1787 г., за 1845 г., и за 1869 г.).

Желающие могут сами ознакомиться с полных их набором и самим текстом издания по указанной мною ссылке, а мне самому необходимо более подробно перечитать и осознать весь этот материал.

Могу сказать только следующее - полученный материал :

1. Значительно расширяет временной лаг в картографическом изучении истории русла Волги и сдвигает его ещё практически на 100 лет вглубь веков до 1787 года.

2. Позволяет более подробно рассмотреть и осознать всё то, что происходило с руслом Волги в период конца 19-го - начала 20-го веков.

3. Попробовать понять и дать объяснение многим перипетиям хода развития Волги у Саратова.

При этом, мною были найдены на разных сайтах ещё несколько дореволюционных  опубликованных и отсканированных в наше время изданий, которые также рассматривают проблему изменения Волги у Саратова и приводят на своих страницах карты русла реки за разные годы конца 19-го - начала 20-го века.

- Материалы для описания русских рек и  истории улучшения их судоходных условий / Россия. М-во путей сообщения. -  (Издание Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог). Вып. 71  : Краткое изложение истории выправительных работ на р. Волге у гор.  Саратова / сост. К. А. Акулов, 1916. - 111 с - http://gpntb.dlibrary.org/ru/nodes/2263...

- Богуславский Н.А. Волга, как путь сообщения / Сост. проф. Н.А.  Богуславский. - Санкт-Петербург : тип. бр. Пантелеевых, 1887. - 276 с.  разд. паг., 11 л. черт. https://elib.rgo.ru/handle/123456789/227686

- Бенинг А.Л. К изучению придонной жизни реки Волги. Саратов. 1924. - https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006717345/

То есть, собранный мной материал сейчас пополнился десятками карт, многими сотнями страниц текста и многочисленными разнообразными таблицами, характеризующими выполнение всяких работ и состояние реки Волги этого периода.

Безусловно, мне необходима некоторая пауза для изучения всего этого материала, прежде чем его опубликовать и делать какие-то выводы.

Но, могу сказать со всей ответственностью, что вполне правильно выражение, которое гуляет в нашем народе : "Кто ищет, тот всегда найдёт"...

Игорь Пролеткин


Рецензии