В поисках Щелкунчика

Дневники я вела со школы. С шестого класса подробно описывала свои приключения у бабушки летом, будни и праздники, свою первую школьную любовь. Позднее – свои путешествия и поездки. Что-то утрачено без возврата, что-то хранится. Далеко не всё мне хочется перечитывать, тем паче видеть опубликованным. Но записки о том, как начиналась моя сумасшедшая влюблённость в музыку Чайковского и его гениальный балет «Щелкунчик» я сегодня читаю с радостью и нескрываемым удовольствием. Буду рада, если они еще кому-то покажутся интересными.

Теплоход «Ленин», 15 июля 2015 года.

Мы на борту теплохода «Ленин», компании «Водоходъ». Вот уже десять лет руководство компании приглашает нас работать в круизы. Песни наши полюбились зрителям и после каждого рейса «ВодоходЪ» получает теплые отзывы о нашем дуэте.

Сын Сергей отправился в скаутский лагерь, у бабушки огород, а у нас целых три недели для отдыха и любимой творческой работы! Поселились мы по-царски! Этому помогло наличие непроданной пассажирской (!) каюты на нижней палубе и «блат» - (хорошие отношения с пассажирским помощником Алексеем).

В четырёхместной каюте есть два круглых иллюминатора чуть выше уровня воды. Повсюду блики и солнечный свет. Для удобства - столик, два стула, встроенные шкафчики, холодильник, телевизор, компактный совмещенный санузел. Для красоты – картинки и жалюзи. И, конечно, вид из окошек на воду! На этот раз никаких гуляющих вдоль бортов туристов!

Михаил сразу потянулся к висевшему на стене радио, повернул ручку и оно радостно запело голосом Эдуарда Хиля: "Как провожают пароходы, совсем не так, как поезда, морские медленные воды не то, что рельсы в два ряда…вода, вода, кругом вода", - затем голос Хиля прервался и радио строго добавило:
«Внимание! Всем пассажирам и службам круизного теплохода «Ленин»! Через пятнадцать минут наш теплоход отправляется в рейс!»

Мы поспешили на солнечную палубу, знакомиться с туристами и новой семьёй: командой и бригадой артистов.


16 июля 2015г.

Весь день шли от МРВ (московского речного вокзала) по шлюзам и, наконец, помахав с борта ночной Дубне, оказались в реке Волге. Кормят экипаж и команду здесь очень вкусно. Утром – каши, бутерброды, омлеты и запеканки. В обед – суп, горячее, салат. На полдник – выпечка, чай, кофе. На ужин опять салат, суп №2, горячее, компот или чай и булки. Я решила в этом рейсе худеть, но пока не получается…

На борту перед стоянкой в Угличе прошел вечер «Знакомство», где артисты турбригады показали анонсы из своих будущих концертов. Особенно мне понравилась пианистка Наталия Зайцева. Решила, что обязательно пойду на её концерт.

Познакомились с Елизаветой Овчинниковой. Она будет проводить мастер–классы по утрам для желающих. Даже я смогу научиться рукоделию и росписи. После разговора с Лизой на палубе после концерта я поняла, что мы родственные души. (P.S. Так и вышло, мы дружим по сегодняшний день и с каждым годом всё крепче!)

17.07.15
Стоянка в Горицах. Я намеренно не пишу о городах и экскурсиях, поскольку много и подробно писала о них ранее. Лучше расскажу о встречах. Утром на борту прошел мастер-класс по росписи с Лизаветой. Лиза – консультант по народным промыслам, уникальный человек, тонкий психолог, мастер-кукольник, умеет всё. Шьёт, вяжет, мастерит кукол, костюмы, пишет стихи, рассказы. Люди с ней любят советоваться, и обо всем она готова говорить, щедро делясь историями из жизни.

Вечером прошел наш сольный концерт «Грачи прилетели». В зале аншлаг, купили много дисков. Лиза и Наталья Зайцева тоже пришли, много хорошего сказали и, как говорила Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра»:
«Зрители восхишшались!»

18.07.15

Концерт Натальи Зайцевой. Знаменательный день!
Сегодня на концерте я получила сильнейший импульс к творчеству, услышав несколько фрагментов из балета «Щелкунчик». Наталья Зайцева - любимая ученица Михаила Плетнёва – «Щелкунчик» звучал в его транскрипции для рояля. В этой транскрипции «Щелкунчика» исполняют два-три человека в мире, и конечно, сам Маэстро Плетнёв!

Играла Наталья блистательно, виртуозно, легко парили ее руки и вибрировали пальцы. Казалось, они превратились в стрекоз, порхающих над гладью озера – так стремительно взлетали и опускались они на клавиши рояля! «Браво!» раздавалось так мощно, что казалось берега рек раздвигались и круизный лайнер вибрировал…В финале я плакала! Невозможно было удержаться – я пережила катарсис! В крови переливались алмазные кристаллы чистейших звуков, эмоционально я была "ранена" в самое сердце.

После концерта я подошла и к роялю и заглянула в нотный клавир Наташи – там была сплошная «чёрная икра» - нотные страницы были усложнены и переполнены диезами, бемолями, шестнадцатыми и тридцать вторыми нотами…
Мы все, в особенности я, ждём теперь концертов Наталии, заранее договариваемся занимать места. Все члены тур-бригады стараются пробраться в зал. Диски у Наталии уже на первом концерте разошлись. Но мне она диск подарила.
У меня зреет одна "сумасшедшая" идея" а не замахнуться ли нам на Петра нашего Ильича? Не написать ли тексты на музыку Чайковского, из балета «Щелкунчик».

21.07.2015.

На «Ленине» мы подружились с коллегами-музыкантами. Теперь встречаемся в каютах, пьем кофе, ходим друг ко другу на концерты, делимся творчеством. Я купила дочке на день рождения (который был 3 июля) Лизиного авторского зайца. Заяц бархатный, в кожаной жилетке, в очках, умещается в ладони. В лапках у него книга с надписью «3 июля». Ну не шмогла пройти мимо!
Еще я учусь у Лизы расписывать доски мезенской и пермогорской росписью, мастерить куколок-обережек. Накупила себе красок, кистей и досок, чтобы самой на досуге совершенствоваться. Также мы с Лизой ходили по магазинам и приобрели всяческой ткани и ниток…

После очередного концерта Натальи Зайцевой я окончательно «заболела» Щелкунчиком. Хочу купить клавир (облегченные ноты с музыкой к балету, написанный для фортепиано самим П.И.Чайковским), и написать тексты на музыку балета, которые мог бы исполнить хор маленьких, четырехлетних артистов, моих учеников в хоровой школе. Все время слушаю Натальин диск…

На остановках, в Москве и Костроме, Твери и Саратове, Астрахани и Плёсе в музыкальных и нотных магазинах я ищу клавир. Навязчивая идея купить ноты не хочет осуществляться, а без нот я почему-то не могу начать работу над текстами.

26 июля 2015.

Пришли в Санкт-Петербург. Теплоход стоит здесь два дня. Туристы поехали по своим маршрутам, а я - по своим. В этом городе родился мой папа... Люблю ходить по Васильевскому острову. Двоюродная сестра дала мне ориентир на Большом проспекте, где до войны и в страшные годы Блокады жила семья Пуховых …

В Северную столицу переехал жить наш земляк, композитор и музыкант Валентин Жолобов, открыл в центре комисионный магазин «Элингтон".
В нём много чего интересного! Можно найти всевозможные пластинки, ноты, граммофоны, проигрыватели.

Много в магазинчике совсем старых вещей, в стиле «рэтро», попадаются и качественные, старинные музыкальные инструменты. Есть и современные гитары, баяны новые и старые. Есть виниловые пластики. Всего не перечесть.
А мне нужны были только ноты, точнее – клавир!

После восклицаний и объятий, с отчаянной надеждой я посмотрела в лицо другу:
- Валя, только не говори, что у тебя нет клавира «Щелкунчика»! – Это меня убъёт…
Валентин на секунду задумался и произнёс загадочно:

- Галочка, солнышко! У меня в магазине есть ВСЁ! Ты поройся в нотах, где-то вроде был…
Он махнул своими тонкими руками гитариста в сторону высоченных полок с нотами.

О-о-о! Как я рванула к полкам, принявшись маниакально рыться там. Прошел час, два…Не нашла, хотя уже дважды, по листочку буквально, перебрала нотные завалы. Всё это время Валентин с моим мужем Михаилом радостно говорили о своем: о творчестве, о жизненных событиях, играли на всех инструментах подряд, слушали старые пластинки на патефонах и проигрывателях, кассеты на кассетниках и плёночные бабины на огромных магнитофонах. Дорвался, что называется, мой супруг, и нашел товарища…

А я тем временем чуть не плакала! И тут произошло маленькое чудо. Мой муж просто вытянул руку, взял с третьей полки какую-то светлую толстую книгу и сказал:
- Ну вот, смотри, написано:
П.Чайковский... Щелкунчик...Клавир. Ты не это искала? Лежит на видном месте…

27 июля 2015.

Как я не умерла от счастья? Всю дорогу до теплохода я в уме уже придумывала и подставляла слова на музыку Марша солдатиков. Они словно сами легли на музыку.

Мы маршируем целый день.
Нам маршировать ничуть не лень.
Должен мальчик храбрым быть,
И Отечество любить.
Сильным быть, храбрым быть.

Родину любить!
Мы не станем унывать.
Будем слабых защищать

Еще чудеснее стали дни, наполненные новым для меня творчеством, счастьем и вдохновением! Концерты наши на борту «Ленина» шли своим чередом, теплоход следовал по своему маршруту, а работа над сценарием по сказке Гофмана с моими текстами и музыкой П. Чайковского стремительно продвигалась.

Уже были написаны тексты к Маршу, Колыбельной, к Песенке про чудака Каде Русселя, Вальсу Цветов и Танцу Феи Драже.

Теперь эти песенки предстояло ввести в будущий спектакль. Еще я хотела, чтобы балет, как таковой, доминировал. Чтобы движения присутствовали во всех номерах – хоровых и танцевальных. Ведь каждый спектакль – это синтез пения, детских рисунков, движений, танцев и текста.
Для танцев я выбрала Русский, Китайский, и Марш Солдатиков. Они в балете самые энергичные, веселые и идеально подходят для мальчишек.

30 июля.

Итак, спектакль почти готов и я, наконец, счастливо расслабилась.
Сегодня – остров Валаам. Семь утра. Льёт дождь. Теплоход еще спит. Мы взяли зонты и отправились к монастырю, но промокли и остановили пустую маршрутку, курсирующую между монастырем и пристанью. Поразились, что вот уже и маршрутки появились! А ведь еще год назад эти шесть километров туда и обратно мы преодолевали пешком. На обратном пути из монастыря прогулялись на скалистый берег.

Встретили Лизу с ее сыном Тёмой, видели в лесу двух зайцев. Пытались заснять их на видео, но безуспешно. Набрали черники и рыжиков. Чернику я съела, а ароматные валаамские рыжики засолила в банку. Вот мама с сыном Сережей обрадуются! Сережа очень любит рыжики. Но это уже совсем другая история...

Уже мечтаю о том, что скоро будем в Москве. Соскучились по маме и сыночку. В следующий рейс начальство разрешит взять их с собой, в нашу четырехместную каюту. Спасибо, спасибо, спасибо тебе, «Водоходъ»!


Рецензии
Искренне, мило, просто, красиво и творчески. Даже дневники можно писать творчески, когда в тебе живёт художник. Порхающая душа, вечная музыка Щелкунчика, звучащая за кадром, и вдохновение от путешествия, от встреч, от планов, от увиденного, от услышанного, от найденного, от жизни.
Галина, вы поделились удовольсвием! Это заметно и благородно.
Очень позитивные дневники!

Ким Федоров   22.01.2021 12:11     Заявить о нарушении
Дорогой Ким, иду теперь к Вам! Ща позитивом!

Галина Пухова   22.01.2021 20:36   Заявить о нарушении