Несколько слов о рассказе Архиерей

Продолжение темы маленького, иногда, даже плохого, но очень хорошего человека. Тут парадокс, который породил Чехов. Герой может быть плохим, плохим для окружающих, неудобным, непонятным, но хорошим, так как он хочет быть правдивым, чистым, хочет исправится, а окружающий мир воспринимает это с жестоким сопротивлением, не желая видеть в честном человеке, в его исправлении свои грязные пороки.  Разбираем рассказ «Архиерей» об обычном человеке. В этом рассказе, даже не маленьком, а очень высокопоставленном человеке, который мечтает, все таки «быть мне дьяконом, дьячком или приходским сельским священником, какой я архиерей?». Его судьба, судьба выдающегося человека «в тридцать два года стал архимандритом и смотрителем Духовного училища», знал много языков, служил заграницей, защитил диссертацию, получил докторскую степень...и это сын многодетной семьи простого отца дьяка. Когда он встречается с матерью, которая приехала за денежной помощью для сестры его, по причине смерти её мужа, он говорит, что «она всё время хочет встать из-за уважения к его сану и социальному положению, а отец, видимо, и сесть не смог при нём и молчал бы от страха.» И при всём при этом, Преосвященный Пётр тяготится своей властью церковного генерала, ему тяжело от того, что с ним все неискренне, все близкие ему, знакомые, все ненастоящие, все играют роль...единственно, с кем ему хорошо, это отец Сысой, который «пришлый», которому он не авторитет, и места его — поговорить с ним по-человечески. «Хоть с кем-нибудь поговорить по-простому, по-человечески». В чём смысл — смысл прийти к Богу. И Пётр, пожалуй, единственный случай в русской литературе, счастливый человек. Человек, который жил честно и получил награду — рай. Он всех прощал, не умел плохо думать о людях, видел всю глупость церковных требований, и старался верить так, как в детстве, потому и выбрана последняя неделя Великого поста перед Пасхой, о которой он говорит, что «как и в детстве, так же поют, те же люди, будто и не прошло 60-ти лет». Есть два указания на то, что Пётр принят в рай. Первое — смерть в Великую субботу (последний день последней недели перед Пасхой), второе — вера детская «верьте в Отца Моего как дети, и спасётесь» сказал Христос. Главное, реакция окружающих его людей на Петра и его смерть. Его боготворили и боялись живым, а мёртвого забыли. Когда мать рассказывает, что у неё был сын архиерей, говорила «с опаской, что не поверят, и правда, многие не верили». А люди? Прихожане «скоро был прислан новый архиерей и о Петре никто не вспоминал, а потом, и вовсе забыли». Предали его, как и должно поступать со святыми и высоконравственным людьми. Важный герой — мать, которая тоже становится настоящей в момент смерти сына Павлушки -Преосвященного Петра, для неё он стал снова сыном, она снова стала верить «как ребёнок», она увидела своего сына, исхудавшего, умирающего, простого человека. Есть герой — его племянница — девочка, она своими глазами видит всё так, как видел Павлушка-будущий Пётр, и это мостик в будущее, гарантия, что такие как она — люди, которые станут восприемниками настоящей Веры, ВЕРЫ в чудо, которое даёт Христос через избранных своих, каков её дядя.


Рецензии