Карманный блокнот. Синдром ноября

+++
В последнем осеннем месяце мало солнечных дней, а в сутках - светлых часов. Тьма,  сопровождаемая вялотекущими осадками и завыванием ветра, не способствует бодрости духа, весёлости и оптимистическому мироощущению в целом. Но спасительный инстинкт самосохранения подсказывает, что надо, не дожидаясь изменения внешних обстоятельств, включать внутренний ресурс и вырабатывать светлую энергию - для себя и окружающих. От тоски иногда помогает лёгкая ирония в небольших дозах; от  затяжной  мрачности мыслей - сопоставление собственного положения с  жизнью узника замка Иф или Бастилии.  Осознание этих фактов провоцирует  у пишущих людей пробуждение уснувшего вдохновения. Иногда.

+++
Самая большая потеря наступившего безвременья - утрата цельности. Все рассыпается на части, их смывает дождь и разносит ветер. Нет ничего определенного, постижимого, верного, надёжного. Нет пункта А, из которого можно было отправиться в пункт Б. Образ ситуации: разодранное в клочья полотно, которое безжалостно треплет ветер.
 
+++
«Отравлен хлеб, и воздух выпит.// Как трудно раны врачевать! // Иосиф, проданный в Египет, //не мог сильнее тосковать…» (О. Мандельштам, 1913 г.) - читается как формула происходящего сегодня. (Поскольку это четверостишье  самодостаточно,  его  можно рассматривать вне стиха в целом). Оно очень точно передает ощущения «драмы положений» и  лишний раз подтверждает, что поэт - «нечаянный пророк». Или это ситуация и её восприятие постоянно воспроизводятся? Меняются времена, частности, детали - но суть остается неизменной.
 
+++
Не надо ждать, когда тебе откажут. Лучше самой отказаться от желаемого. Тогда получается, что это твое собственное решение, проявление воли и характера.Отказаться от всего, что нужно просить. Все очень просто. Есть я, мои мысли, моя фантазия, мои ощущения. Разве этого мало?
 
+++
Все мысли, чтобы не пропасть, выпрыгивают на белый лист. Им нельзя надолго оставаться в голове - забродят.  К тому же, чтобы мысль понять и почувствовать, лучше её увидеть, чем услышать. Глазами она просматривается насквозь. Писать лучше, чем говорить. Потому что говорящему нужен другой - слушающий. Пишущему другой совсем ни к чему, он только  мешает.

+++
Самое утомительное  в пору всеобщих ограничений - это однообразие. Когда дни похожи друг на друга, утрачивается ощущение  движения во времени…
Никто не придет, не выручит, не вызволит из замкнутого круга. Значит - сам себе режиссер, на этот случай и на все остальные тоже. Сверхзадача: устроить разнообразие - не как разовую акцию, а как modus vivendi. Способ: изменить все изменяемые атрибуты бытия. Не сразу, конечно, а постепенно и последовательно, но в то же время стихийно, то есть неожиданно и непредсказуемо.

Кто-то усомнится в том, что можно быть неожиданным для себя. Но сомнение  (в этом случае ) не способствует успеху предприятия. Надо понять, что чаще всего мы поступаем так (или не так) просто в силу привычки. Ведь это хорошо - делать сегодня так же, как вчера и позавчера, не утомляя себя лишними «почему» и «зачем». Идти на поводу у привычки - удобно, но не всегда безопасно. Тогда как нарушение её привносит  в жизнь желаемое разнообразие.
 
Есть по крайней мере два надежных способа ускользнуть из плена привычки - отменить или заменить нечто само собой разумеющееся. Например, вместо 547 серии нового фильма «Мост на колесах» посмотреть 238 серию старого фильма «Улыбка горностая». Или вообще ничего не смотреть, а прочесть басню «Лиса и виноград». И обеспечить себе тем самым разнообразие, правда, на короткое время.

Но если вдуматься, сутки состоят из часов, а жизнь из эпизодов. И приведенный пример -  только один из многих возможных. Менять последовательность дел, привычное меню, способ завязывания шарфа, график телефонных разговоров, прогулок, прослушивания радиопередач и просмотра ТВ под силу почти каждому. И это только самые элементарные вещи. А когда войдешь во вкус, уже не надо будет задумываться над тем, что изменить сегодня - дух разнообразия  поведет за собой,  а вдохновение удвоит креативность. Разнообразие -  абсолютно доступно и не требует дополнительных затрат. Нужно только включить воображение.

+++
И не надо внушать себе, что в ограниченном круге бытия  не происходит ничего интересного.  Всегда есть то, что может удивить,  умилить, развеселить. Надо только почаще смотреть по сторонам. Сегодня видела, как две большие упитанные вороны дразнили маленького птичьего хищника. Он, наверно, решил, что ворона  вполне  подходит для обеда и вознамерился поймать её. Не  знаю, что было бы, если бы он вступил в поединок с одной вороной. В нашем случае ворон было две. Когда хищник преследовал одну, другая летела рядом. Как только преследователь оказывался на опасном для будущей «жертвы» расстоянии, другая ворона «нападала» на него; он огрызался, устремляясь за обидчицей. Первая ворона сопровождала пролёт, контролируя ситуацию. В нужный момент она провоцировала хищника. И все повторялось заново. Вороны действовали молча, а бедный маленький разбойник кричал высоким резким голосом - то ли от отчаяния, то ли от досады. Он был похож на обиженного ребенка, который на своё требовательное «дай!» получил ехидное «ну уж нет!» И я уже слышу, как опытная ворона прокаркает ему на прощанье: «Не на ту напал!» Или что-нибудь в этом роде.
+++
Сквозь полотно тишины прорвался вальс. Откуда? Да ниоткуда. Появляться ниоткуда -   чудесное свойство вальса. Он плыл, разбрызгивая  искры света, вовлекая в кружение все, что попадалось на пути.  Когда вальс растаял, остался легкий росчерк грусти. А может быть, это был сон?
+++
Сердитые ветра,  колючие дожди. Орда тяжелых туч, а  солнце – как подарок. Но каждый день живуч, он пишет без помарок на клочьях облаков: «Все будет, точно, жди…» Терпенье плавит лед, терпенье камень точит. Надежда: не упасть –  висит на волоске. И раз дано идти, то лучше налегке. И если уставать, то лучше ближе к ночи.


Рецензии