вычеркнутый из жизни

Как всегда (и к этому надо привыкнуть) я начинаю знакомиться с автором с не самой лучшей его работы, как это делают все, а со средней или худшей. Как всегда я плююсь и шепчу про себя: "Я так больше не буду делать! Если начинать, то с крутых вещей!" Но не прислушиваюсь к самому себе и продолжаю самоистязание. Хотя роман "Вычеркнутый из жизни" таким уж ужасным не назовёшь.

Во - первых, автор доступен читателю любого возраста: в романе не найдёте массы научных закорючек и мудрёной терминологии, от которых бросает в дрожь, которые без "пузыря" не понять и без словаря тоже. А оно нам надо? Простой язык Кронина, конечно, - плюс. Но после детально проработанных романов Голсуорси и Мопассана данная вещь смотрится немного блекло и заунывно. С другой стороны литературные критиканы и не говорили, что этот роман удался английскому классику - они отсылают к "Цитадели", "Замку Броуди". Но я, как последний баран, к ним не попёрся.

Во - вторых, старина Арчи поднимает в романе глобальные проблемы из серии "Человек и закон": насколько страшна машина правосудия для обычного человека - работяги, нечаянно угодившему под шипованные колёса. Кронин также пытается нарисовать образ сломленного человека, одинокого, но тут, видимо, спешил и рвался, как бабочка из-под стеклянного колпака на свободу, написал немного наивно и постоянно упирался в шаблоны. А в финале, как и многие, изобразил мелодраму в лучших бразильских традициях (просьба заметить, что мои мысли не всегда совпадают с мнением большинства, так что не кидайте в меня камнями: что думал, то и написал).

Живёшь на белом свете и ничего плохого не знаешь. Бегаешь, поддёргиваешь спадающие штанишки, гоняешь бабочек, вместе с мамой чеканишь молитвы Богу и готовишься к свадебному обряду с дочкой священника. Жизнь заставляет губы улыбаться, а сердце биться. Чувство ощущения себя супергероем не проходит, но всё до поры до времени. Вдруг оказывается, что папка родной не погиб на тяжёлых трудах в каменоломнях, а сидит в тюряге пятнадцать лет. Мамке стыдно за папку, и она скрывает всё от своего малыша. Но правду не удержишь ни одними вилами, как угорь выскальзывает она из шкафа громадным скелетом и с грохотом, который невозможно не заметить, падает на пол, рисуя картинку Полу, который думал, что счастье в бабочках. Конечно, узнав правду, он бросается в незнакомый город, чтобы всё узнать о своём родном папке и сталкивается с огромной неповоротливой юридической машиной, под колёсами которой хрустят кости даже высших чинов, что уж говорить о бедных скитальцах. Полу предстоит пройти тернистый путь, познав нищету, одиночество, голод и болезни. И всё это ради того, чтобы сразиться со страшным чудовищем по имени Закон.

Среди персонажей отметил для себя сломленную девушку Лену. После изнасилования она замкнулась и почти сломалась, но, несмотря на все беды, пыталась цепляться за лучики солнца. Её персонаж, по моему мнению, особенно удался Кронину. Остальные выглядят во многом шаблонно. Больше ни за кого не хочется переживать: ни за Пола, ни за его отца, ни за других героев. Как-то всё слащаво что ли показано. Короче, Кронин в этом романе переиграл сам себя, а может, писал на заказ, в результате чего получился роман с предсказуемыми сценами и поворотами сюжета. Хотя вру, неплохо получился священник и мать Пола (последняя прямо раздражала). Так что вполне неплохой роман. Читать можно и нужно. Хотя бы один раз и одним глазком.

Я же буду знакомиться с Крониным дальше. Теперь не пойду я путём проб и ошибок, а сразу возьмусь за "Цитадель" и " Замок Броуди". Эх, почитаем!!!
18. 11. 2020 р.


Рецензии