Байкальский целлюлозный мы строили завод...

На этом  рисунке изображен Байкальский  целлюлозный комбинат

Который когда-то строила и наша часть. В которой я служил.

Который я сделал во время срочной службы  в конце 60-х.

Красавец комбинат, над голубою гладью Байкала.

Которого ныне нет…



Отмечу, что я по жизни всегда носил в своем кармане записную книжку, в которую по мере возможности что-то пытался в переменчивой суматохе жизни запечатлеть.

Правда, многое из той Байкальской  записной книжки не сохранилось.

Но что поделаешь — утраты, это неизбежное качество быстротекущего времени ...

А вот рисунок этого комбината, и к собственному удивлению и неожиданной радости, рисунок знаковый, и глядящий мне в лицо  настороженными глазами истории, сохранился.

Правда всякий ныне дежурный шнырь мне тут же, а тут не надо  даже и к бабке ходить, начнет шпынять всех ужасами и страхами, ходившими  когда-то стаями вокруг его строительства.

Безусловно, важного и нужного для страны народно-хозяйственного и прочая и прочая объекта. И ориентированного на первоочередные и приоритетные, прежде всего, нужды страны.

Да, неоднозначная оценка этого строительства была и тогда.

И фильм  был об этом с блистательной гроздью актеров, в котором играл в главной роли с привычным для него куражом и ударом, наш прославленный земляк.

Неисчислимая была рать публикаций. С непременными охами и ахами!

Сколько же их тогда было этих оберегателей земли русской.

Которые главного,  правда — не уберегли.

Да и как выясняется теперь, и не хотели уберегать.

А может и задачи такой не было?



 Но зато как теперь у нас по этой части сбережения все, куда ни ткнись взглядом, и распрекрасно и чудесно.

Выпилена тайга. Или горит синим пламенем. В захватывающих воображение масштабах.

Не оттого цирковые номера погоды стали столь привычными и столь же обыденными.

Разливаются по рекам необъятными масляными пятнами у эффективного собственника дизельное топливо.

Предприятий сколько, ни дать, ни взять — руины Сталинграда. Где изгонятели запредельной как бы нечисти свои фильмы о войне теперь ставят. Видимо век этих предприятий, от числа которых хочется зажмурить глаза, были все экологически вредными, как и этот красавец отечественной индустрии, одним из первых пошедших под нож реформ.

 
Эх, нет печальников-писателей и утонченных человековедов (это грубые Шолоховы поднимали целик, а Николай Островский — тот только звал молодежь к подвигу бессмертным своим призывом, в порыве созидания и мужества — «Даешь!»), цепко и пристально следивших за соринками в глазу того времени и считавших въедчиво все его ошибки. И не гнушавшихся, заодно брать от этого же времени и натурой и наличными все мыслимые прибамбасы почестей и благополучия. Ошибкой которого они  считали и этот красавец комбинат и в первозданной тайге у подножия Хамар-Дабана,  красивый как улыбка молодости город.

 Втолковывавшими нам начетисто мысль об как бы ущербности освоения богатств Сибири  своими велеречиво-суконными прощаниями с матерами и скользкими своими царь-рыбами. Вкупе с ратью всех прочих «деревенщиков»,  глаза которых восхищением горят от нынешнего запустения деревни.

Осталась еще от тех лет эта вот незамысловатая, под гармонь, песня.

 

БАЙКАЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

 

 В судьбе моей отметина

Есть озеро Байкал

В местах когда-то этих

Я службу начинал.

 

В войсках со славой громкою

С названием стройбат

В которую путевку

Мне дал военкомат.

 

Где нам над светлым озером

Красив и легкокрыл.

Таежные объятья

Байкальск свои открыл.

 

Средь красоты безбрежной

Что оторопь берет

Байкальский целлюлозный

Здесь строили завод

 

Где дел большая прорва

Но нравиться мне тут.

Ведь не в гостях у мамы я

И сапоги не жмут.

 

А день глаза прищурив

Куда-то вдаль глядит

И форма ладно новая

Сейчас на мне сидит.

 

Хамар-Дабан синеет,

Вздымаясь до небес.

По кручам зеленея-

Карабкается лес.

 

А между этой высью

И синею водой

Стою и улыбаюсь я

Солдатик молодой.

 

Стою и улыбаюсь я

И все мне по плечу

Девчонкам и родителям

Я письма напишу.

 

На память фотографии

Положу им свои…

Ах, годы молодые

Солдатские мои!

 

https://www.youtube.com/watch?v=_21hsd9CsB0

 


Рецензии