Старая любовь...

  Не думала,что вернусь к "Дону Карлосу".
  Новые возможности,дарованные временем,снова кинули меня в объятия оперы,и в припозднившуюся встречу с Александром Ведерниковым.
    Поражаюсь тому,как нас притягивают и в определенные моменты отталкивают люди.
   Наливаешь воду, взвихриваешь ее ложкой,с удивлением глядя на процесс...
 В ту пору,когда я полюбила "Дона Карлоса", одна из театралок,завсегдатай поездок, записала для меня оперу на диск.Не было другой возможности слушать ее,не не было...Я получила подарок,абсолютно неожиданный и безмерно щедрый.Жизнь нас развела давно,но состояние ошеломленной благодарности я помню до сей поры.
 Время от времени вспоминаю ощущения тогдашние и ищу арию Филиппа.
 Именно она для меня стала магическим кристаллом,цепко держит,не вырвешься.
    В дне сегодняшнем наталкиваюсь я на фрагмент оперы,который исполняют не на языке оригинала.
Единственный кусочек фильма-оперы на русском языке, и в роли Филиппа - Александр Федорович Ведерников.Это я сейчас так уверенно пишу.Раньше о нем слышала лишь краем уха,мне оперные певцы советской поры не ведомы вовсе.
   Такой внушительный царственный Филипп перед тобой,только ниц падай.
 А Ведерников без грима - вятский мужик!В мать пошел,крестьянский сын.
   "Не был я ею любим,нет,о нет,никогда!"
Я обомлела. Я без конца слушала и смотрела неотрывно!("Что мы поем,это ж женский романс",только в моем случае наоборот,я эту мужскую арию уже наизусть выучила,мурлычу время от времени)
   Хотя эта дивная съемка Ведерникова в гриме с королевским носом из мастики,выглядевшим под определенным углом самым глупейшим образом до того момента,когда камеру,наконец,не перемещали,оказалась счастьем восьми минут.
  Я излазила все.
   Только один фрагмент,любимый,но один.
  И поскакала я по биографии Ведерникова,изумляясь все больше и больше.
Очарование было самой высшей пробы.
Мне нравилось в нем все.
Старик в таких преклонных годах говорил умно,пел всего лишь с малыми нотками стариковского голоса,а смеялся так заразительно,что моей радости конца не было.
   Как мало сохранилось,сокрушалась я,пересматривая два фильма снова и снова.Все его интервью,многие концертные записи, "Линию жизни".
    Наконец, смотреть стало нечего.
  Тут оказалось,что можно прочесть его книгу.Книга стоила копейки,пересылка в пять раз дороже.Предвкушение.Вымыть руки.Постелить скатерть.Вкушать.
      Книжечка,извлеченная из бандероли, оказалась карманного размера.
  Блёкленькая,бумажный переплет,глаз не радует.
  Ну нет.Не писатель.Рассказчик - заслушаешься.Пишет скучнейшим языком,ничего не добавил к образу,ни-че-го...
А и ладно,Филипп-то для меня только он!Затмил всех,кого раньше слушала. Может,другие басы и лучше,но этого ни на кого не променяю и не отдам!
  Я давно приняла установку исполнения оперы на языке оригинала.
Мне так нравится итальянская опера!
И тут опять все сместилось в моем восприятии.Ты понимаешь каждое слово,а понимая,принимаешь образ в сердце.И мне теперь жаль,так жаль, что не услышим мы уже того,что слышали зрители тогда.Стерли,похоже,за ненадобностью то,что перестало соответствовать канонам.
   "Умру ли я в порфире королей" - где он умирать собрался? Оказалось не где,а в чём."Под сводом эскорьяла" выводил Ведерников,а это Эскориал,Испания,сообщал инет,а ведь на итальянском мне дела не было до этих тонкостей.
   И все ближе и дороже становился мне Александр Федорович.
  В фильме "Золотой бас России" зазвучала еще одна - восторг полный - вещь :"Зорю бьют",свиридовская, услышанная впервые в консерватории.И когда знакомые музыкальные фразы полились прямо в самом начале,под видеоряд,впору прослезиться было.Да и сейчас можно,потому что слышу  Ведерникова,говорящего о "Сашке",сыне его,так неожиданно скончавшемся недавно.
    
Да под это "рата-та-та-та-та" что ни скажи - откровением покажется,тихий мужской голос раздумчиво: "Человек,когда он только вот создан...в нем самое хорошее заложено от природы".
   И рассказ о судьбе, такой искренний,с улыбкой.
 "Они жили пять братовьев,делали телеги,тарантасы", и пели часто: "каждый свой голос вел"- до той поры,пока раскулачивание не началось,и бросили все,разъехались по разным местам.
    Слушала я его рассказ с неизменной улыбкой,"именины сердца" такое состояние называется.До того он живой,настоящий,говорит,говорит,да хохотнёт,и ты ему вторишь,никакой не чувствуешь в его рассказе тоски,жалобы на тяжелую жизнь.
   О!А как он про Свиридова говорит!Свиридов ведь до дружбы с кем-то не снисходил,не мог.
   Ведерников был очень верующим,мне жаль,что нет его записей в церкви,одну видела всего,мужские голоса и он.
   "Не сотвори себе кумира".Мне неприятно было читать тех,кто критиковал Ведерникова.И бас-то не бас,и человек так себе.
   Я вот думаю,я не в кумиры его зачислила,в когорту редких,цельных, стоящих за правду русичей.


Рецензии