От Ленинграда до Петербурга. 12. На Ильмене

                Об отце.

   Летом Катя несколько раз ездила с отцом на озеро Ильмень. Это была его родина, в деревне остались старшая сестра и племянница. Старший брат Павел, давным-давно городской житель, купил там небольшой домик (дачу). Теперь нужно было перекрывать крышу, вот он и пригласил своего брата и свояка.  Мама не ездила, не любила эту деревню.
Отец был самым младшим в большой семье, он осиротел в шестнадцать лет, из деревни уехал в Ленинград и стал пробиваться в жизни сам.Закончил военное училище связи, жить пришлось в семье замужней сестры, но вскоре началась война.Ему был двадцать один год. Благодаря своему характеру, он добился в жизни всего, чего хотел - получил образование, женился на любимой женщине, имел дочь, интересную работу главного технолога, а на старости лет занялся приусадебным участком.  Для Кати он был непререкаемым авторитетом и главным человеком в жизни. Во-первых, он не вынашивал свои обиды, многое прощал и забывал. Во-вторых, его интересовали самые разные знания, от технических до литературы и искусства. В-третьих, у него была потребность помогать людям, если они нуждались в этом.
 Трудностей в его жизни было предостаточно - сиротская юность, пребывание в концлагере во время войны, полученные там проблемы со здоровьем. Несмотря на эти проблемы, он дожил до 84 лет, до последнего дня был на своих ногах и ухаживал за больной женой.  Надо отдать должное, мама тоже очень заботилась о нем, помогла получить образование. Никогда Катя не слышала сетований на тяжелую жизнь, на материальные проблемы. Несмотря на свою детскую доверчивость и доброту, отец отличался душевной силой и умел добиваться своих целей. Лет с сорока он усиленно занялся физкультурой, не желая быть обузой для жены. По воскресеньям совершались многокилометровые пробежки летом, а зимой - лыжи. Купался весь сентябрь. Свою жену ему тоже пришлось завоевывать, у неё были и другие предложения. Когда она согласилась в первый раз пойти с ним в ресторан, а дело было сразу после войны, ему пришлось заложить свой единственный бостоновый костюм, а мама даже не притронулась к изысканным кушаньям(об этом она сама рассказывала Кате, когда та была уже взрослой). Примером доверчивости и наивности было то, что на даче у него украли велосипед с корзиной продуктов, потому что велосипед был просто оставлен у дверей магазина (будто мы живем в какой-нибудь Швейцарии). Домашние быстро его утешили, объяснив, что в таком возрасте и с плохим слухом ездить по шоссе просто опасно, ему было уже около восьмидесяти.
   Но в молодости отец был очень веселым человеком, такими же были и его друзья. Катя, еще совсем маленькая, запомнила, как к ним приезжал Тима Бабанов, артист Кировского, ныне Мариинского театра. Это был земляк, друг детства. Катю отправляли спать, но уснуть она не могла от беспрестанно звучащего хохота - это Тима рассказывал, как он завоевывал Ленинград и приемную комиссию. Катя поняла только то, что у него был прекрасный голос и он собирался поступить в Консерваторию, но однажды ,во время катания на лодке, запел со всей дури, день был холодный. Конечно, сорвал голос и о пении пришлось забыть. Но каким-то странным образом он быстро перестроился и стал балетным танцовщиком, конечно, не солистом. Фигура у него, действительно, была артистическая.
Другой друг, Макс, бывал в гостях довольно часто и от его рассказов  тоже все надрывали животы. Тема была всегда одна - как он искал себе невесту-красавицу. Сам он был ниже среднего роста, поэтому его рассказы воспринимались особенно весело.
    То он видел в толпе изумительную фигурку и шел за ней минут пять, боясь потерять. Потом женщина оборачивалась и оказывалась дамой преклонных годов. То подсядет в кафе за столик, заведет светскую беседу. Все на мази. Вдруг она встает, и оказывается, что у неё ноги, как у кавалериста.  Самое смешное, что он нашел себе жену-красавицу(упорство и труд все перетрут). Только счастья это не принесло. Красавица вскоре завела любовника. Макс узнал об этом, в порыве ревности ударил соперника ножом. А дальше - тюрьма. Больше Катя его никогда не видела.
   Читая книги, папа выделял смешные места, и зачитывал их за обедом. Так Катя познакомилась с дедом Щукарем Шолохова. Вся жизнь отца была наполнена деятельностью, ни минуты пустоты или скуки, отдыхал за чтением книг. Когда родители купили свой домик, то отец с энтузиазмом стал изучать сельское хозяйство и все устраивать по-научному.
Однако в детстве Катя любила отца за то, что он никогда её не ругал (а иногда были серьезные проступки). Ругать, молчать по неделе -это была прерогатива мамы, поэтому Катя прятала тетради с двойками, исправляла оценки в дневнике.
 Вспоминались летние дни в деревне. Кате лет десять, они идут с отцом в соседнее село Коростынь, чтобы позвонить маме с почты. Дорога не близкая, но какая красивая! Бескрайние поля зеленой тимофеевки, по краю дороги попадаются синими каплями васильки. Катя старательно собирает букет. Вдруг откуда-то слышится птичье пение, а птицы не видно. Отец поднимает голову к небу и показывает в вышине маленькую черную точку. Это жаворонок. Катя в первый раз увидела жаворонка, а скворцов и дроздов она уже знает. Вдали на холме белеет ветряная мельница - этот предмет Катя тоже видит впервые.  Отец рассказывает, как раньше здесь выращивали и обрабатывали лен. Тяжелый труд! Прошли гумно, ещё новое слово. Наконец, достигли Коростыни, а там белоснежная церковь 18 века, прямо в ограде могила  матери, Катиной бабушки. Еще здесь есть путевой дворец Екатерины II. В это село отец ходил в школу. Катя думает:
 - Ничего себе, это километра 3-4, а у меня школа во дворе!
На обратном пути отец рассказывает, как в детстве наелся волчьих ягод, не знал, что они ядовитые, чуть не умер. Катя смотрит на волчьи ягоды, запоминает листики.
  В свободное время, когда не перекрывали крышу, выходили на лодке в озеро Ильмень. У Павла была моторная лодка, он не пропускал ни дня без рыбалки. Врачи посоветовали ему лечить сердце возле воды, вот он и пропадал на озере. Ловил сетями, хотя это было запрещено, инспекция следила строго. Однажды Павел с отцом ушли на ночь, а их засекли, пришлось уходить. Все обошлось,  вернулись они все в мыле, но с большим уловом. А днем, конечно, ловили на удочку. Катю тоже брали с собой, видимо , думали, что это ей очень интересно. Она и червяка сама не могла насадить. Но бескрайний голубой простор и мчащаяся по водной глади лодка ей нравились.


                Родственники и знакомые.

   В те времена связь межу родственниками была более тесная: ходили в гости по воскресеньям, вместе отмечали праздники, писали поздравительные открытки, поэтому все родственники оставили какой-то след в Катиной жизни, вплели свою ниточку. Общение с ними давало знакомство со своими корнями. Вот отец рассказал об обработке льна, а у старшей сестры в сенях стоит старинный деревянный ткацкий станок, и он стал интересен.
  Старшие папины сестры были верующими, а отец- нет. Именно тетя Муся привела её, шестилетнюю, в церковь в Ленинграде. Запомнились теснота, духота и непонятные слова.
  В деревне был свой церковный праздник в середине лета - день Святого Антония. С утра тетушки пошли в церковь, взяли с собой и Катю. Самым интересным в этом путешествии  были разговоры женщин, конечно, они думали, что Кате их разговоры безразличны.  Так Катя узнала, что бабушка умерла молодой, а дед, овдовев, снова женился. Жена была намного моложе его, но любила мужа без памяти. А дед отличался скупостью. Молодым он служил во флоте, после революции в колхоз не пошел, жил единоличником.
  Потом заговорили о том, что Павел, старший брат отца, был в молодости влюблен в Ефросинию, которая и сейчас живет в деревне. Потом Катя не слышала, разговор шел шепотом. Для Кати дядюшка был стариком, хотя ему был 51 год. От мамы она узнала, что Павел женился на Шурочке, первой красавице в деревне(она и сейчас была красива), но Бог им не дал детей, и Павел считал себя несчастным и нелюбимым. Выпив рюмку, он мог даже пустить слезу, а Шурочка, хотя и не работала, ничего хорошего от него не видела. Он, конечно, был ей не ровня -жена много читала, разбиралась в людях, никогда ему не устраивала ссор, хотя часто молча плакала. Шурочка была из богатой семьи, которую потом раскулачили. На самом деле никакими кулаками они не были, работали сами, просто в семье было много братьев. Вот и сейчас один из них приехал на лето с семьей. Степан теперь большой человек - возглавляет Ленэнерго, а вот помогает Павлу крыть крышу, не зазнался.
 Рассказывали и криминальные истории. Одна их родственная ветвь жила на хуторе, в отдалении - мать, отец и двое сыновей Жили справно, правда, мать отличалась крутым нравом. Потом вдруг хозяина нашли убитым, а следствие ничего не показало, замяли. Были подозрения, что убила жена, а сыновья помогли спрятать концы в воду. Но прошли годы, и старший брат уехал в Новгород и стал начальником новгородской милиции. Катя даже была у них в гостях, очень давно, поэтому не помнит, была ли мать этого мужчины дома.
Что там книги! Здесь после каждого разговора можно сочинять книгу. У дядюшки в доме книг не было, Катя у подруг нашла "Индиану" Жорж Санд и читала её с упоением. Однако вечером свет выключали, поэтому она просыпалась в 6 утра, чтобы насладиться чтением.
  Придя из церкви домой, начинали готовить праздничный стол, тесто на пироги было поставлено уже с утра. Пироги пекли часто, каждую субботу.На разгар лета приходился Престольный праздник - день Святого Антония-  его отмечали три дня, вся деревня не работала, и это в советское время. Но скотина была обихожена. Прямо на улице устраивали танцы. За три дня все уставали от веселья, сельмаг был вычищен, поэтому успевали даже протрезветь.
  В те времена слово "дачник" было не в ходу, но на лето в деревню приезжали многие к родственникам, помогали чем могли. У Шурочки были три племянницы - три родные сестры, по возрасту подходящие Кате. Время проводили вместе - ходили на песчаную косу, где день пробегал незаметно, или в соседний сад( лазили через дырку в заборе). В саду играли в карты, лежа в тенечке, и поедали чужой белый налив. Этих яблок больше не было ни у кого, поэтому и выбрали этот сад.

Продолжение:
http://proza.ru/2020/11/20/1015


Рецензии