История, претендующая на экранизацию

   В начале 40-х годов позапрошлого века в Карачевский уездный земский суд обратился подпоручик Пётр Гринёв. В своём прошении он сообщал, что в октябре 1842 года крепостная его жены Александры Ивановны из села Знаменского  «крестьянская жёнка Марина Семёнова, не спросясь ни у кого, из имения бежала и по сей день о ней нет никаких сведений». Следы беглянки отыскались через девять месяцев  в селении Духовского монастыря Новосильского уезда, где она проживала у однодворца Сидора Чуркина по чужому паспорту и где родила младенца-мальчика…
        В мае 1844 года  Карачевский земский суд обратился  в Новосильское духовное правление с просьбой истребовать от священнослужителей села Ямская Слобода акты о браке беглянки с крестьянином  Сидором Филипповичем Чуркиным  и препроводить Семёнову вместе с её сыном Григорием в имение госпожи Гринёвой.
В результате дальнейшего следствия Марина сама призналась, что ранее была венчана по приказу госпожи Гринёвой с её крестьянином Петром Ивановым, но, украв у вдовой своей сестры солдатки Елены Семёновой паспорт, бежала. Под этим именем вторично вышла замуж за казённого крестьянина села Задушного Сидора Чуркина, с которым  и венчалась в храме села Ямская Слобода, как полагается, со священником с причтом. Было Марине 25 лет, грамоте не была обучена. В 17 лет отдана замуж, муж частенько поколачивал, и она спасалась от побоев в доме родной сестры Елены…
Вначале Марина прожила три месяца в имении Глазунова в Чулкове, потом ушла от него в имение Авдеевой (Бедьково), где нанялась в работницы к одному крестьянину  за 8 рублей в год. Своего настоящего имени она никому не сообщала. Допрашивал её и  33-х летнего Сидора Чуркина заседатель Новосильского земского суда Казаков, а присутствовал при этом представитель казённых крестьян старшина села Ямская Слобода Степан Акимов.
Сидор Чуркин занимался хлепопашеством, также неграмотный. Он поведал суду, что узнал от  крестьянина Филиппа Тимофеева  о желании работающей у него солдатки  выйти за кого-либо замуж, поэтому он посватался и по обоюдному согласию обвенчался с ней. О прошлом своей новой жены он ничего не знал.
В 1845 году по Указу Его Императорского Величества и Святейшего Синода этот брак был расторгнут, а церковному причту было объявлено о том, что солдатских вдов впредь венчать только по свидетельству военного начальства, а не земских судов… Крестьянину Чуркину как вовлечённому в грех по неведению было предоставлено право очистить совесть свою по назначению его духовника и, если пожелает, вступить в новый брак. А Марина была отправлена в Карачевское имение помещицы Александры Ивановны Гринёвой…
Вот такая романтическая история  случилась в наших краях более полутора столетий назад… Может, воспоминания о ней хранятся в семейных легендах земляков? Вдруг сёстры помирились, вдруг вернулись в родные края после отмены крепостного права? Сообщите нам, и мы напишем вместе продолжение этого драматического  сериала…


Рецензии
Интересно! Сколько же было проблем у наших предков! Судьба крепостной крестьянки, молодой женщины трогает и одобряешь её решительные поступки. И восхищаешься.
Жаль, неизвестна дальнейшая её судьба. Хочется предполагать, что счастье не обходило стороной. Ведь должна же быть награда НЕБЕС за столько пережитого горя!

Виктор Цаплин   04.12.2020 20:10     Заявить о нарушении
да, Виктор, Семеновых из Бедьково родом и сейчас много, хотя и живут уже в Новосиле, но дружно собираются в родной деревне каждую пасху...Но желающих расследовать и покопаться в своих родословных не нашлось...

Антонина Балабанова   05.12.2020 18:25   Заявить о нарушении